Очередное Послание Елбасы «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» стало особым событием в истории страны. Среди затронутых общественно-социальных проблем меня особенно тронули глубокие размышления о статусе учителя.
Когда мы учились в школе (1960-1970 гг.), мы называли учителей просто «Мұғалім». Мы воспринимали это как высший статус, присуждаемый самым умным, самым энергичным, самым смелым, самым обаятельным людям. Позже мы осознали, что в этом была особая, трогательная энергетика родительской любви и заботы.
На самом деле, учительское дело – это уникальная, первостепенная профессия. Нет человека, который бы не нуждался в учителе, не видел бы его на своем пути. Мой покойный отец, фронтовик, говорил: «Только у черта нет учителя». Мы, с возрастом, начали понимать многогранный духовный смысл и значение этих слов.
Я до сих пор помню одного пожилого учителя с усами и плеткой по имени Хамит. Он спокойно вел урок, приглаживая свои усы той самой восьмижильной плетью. Эта пестрая плеть была и нашим «учителем воспитания». Стоило нам что-то испортить, как он, словно молния, появлялся перед нами.
Тогда все наши учителя были мужчинами.
У нас были золотые учителя, такие как «Кара мұғалім» (если не ошибаюсь, настоящее имя было Мухамедия) и Бекен (Жануакыс). Мы учились в школе, расположенной на территории в двадцать-тридцать километров, и добирались до нее из разных зимовок – кто на лошади, кто на верблюде, кто на быке. Когда приближался учитель, мы, стоя издалека, бросались поправлять наши залатанные одежды и спешили поприветствовать его.
Тогда, в детстве, мы замечали, что все, от аксакалов до председателя колхоза, в те времена советовались с учителем, обращались к нему как к авторитету.
Позже число учителей-женщин резко возросло. Сейчас, если сравнивать, мужчин-учителей практически нет. Не секрет, что эта однобокая тенденция уже много лет оказывает определенное негативное влияние на учебу, воспитание и характер детей. Это тоже повод для размышлений.
Сейчас даже само слово «Мұғалім» почти забыто. Мне кажется, что социальный статус учителя, его основная педагогическая деятельность как бы потускнели и исчезли вместе с этим священным названием. Ведь учителя стали ответственны за подписку на газеты и журналы, за чистоту улиц вокруг школы, за различные агитационные работы, за ремонт школы, за множество других мероприятий. Учителя стали придатком акиматов. К тому же, учебные программы резко усложнились в соответствии с требованиями времени. Естественная акселерационно-генетическая психология подрастающего поколения также стремительно меняется с каждым годом. А положение учителей осталось прежним, плачевным. Конечно, рано или поздно этому безобразию должен был быть положен конец.
Решения, обсуждавшиеся в Послании Президента страны, касающиеся зарплаты учителей (есть такая «поговорка»: «Если не можешь обеспечить даже чаепитие учителя, то будешь хлопотать о повышении зарплаты судье»), качества образования в учебных заведениях, снижения учебной нагрузки учащихся, увеличения финансирования сферы образования, и, самое главное, категорическое решение о принятии закона о статусе педагога – все это стало для меня долгожданной и очень важной новостью. Ведь среди всех моих профессий самая почетная – это моя собственная профессия учителя. Поэтому другие вопросы, затронутые в этом Послании Елбасы, также вызвали у меня глубокие размышления. И не только размышления, но и я ясно осознаю, что моя гражданская обязанность – оказать поддержку в их реализации и внести свой вклад.
Да, без учителя человека не бывает. Тем, кто не хочет видеть учителя на своем пути, кто не ценит своих учителей, кто не создает условий для беспрепятственного обучения учителей, учителем становится сама жизнь. А учительская жизнь – может быть очень суровой, даже жестокой.
Из записи Тыныштыкбека Абдикакимулы в Facebook.