Сингапур занимает 15-е место в мире по оснащенности современными технологиями и их разработке. Можно сказать, что в Юго-Восточной Азии нет страны, опережающей его в этой сфере.
В 2017 году Глобальный инновационный индекс (GII) пришел к выводу, что «Сингапур – государство с самой высокой инновационной активностью в Азии». Однако в этой стране, поражающей своими технологическими достижениями, предмет информатики не преподается. У вас, несомненно, возник вопрос «почему?». Давайте рассмотрим проблему издалека.
Известно, что в настоящее время в стране разрабатываются макеты учебников для школьников и выносятся на широкое обсуждение. Мы тоже пролистали эти учебники. Мы заметили, что, в отличие от прежнего, каждый предмет рассматривается не изолированно, а в тесной связи с различными областями. Например, в учебнике «Казахский язык» для 9-го класса, предложенном издательством «Мектеп», язык объясняется в контексте биотехнологии, права, генной инженерии и других областей. Вместо отдельных предложений, как в старых учебниках, приведены полные тексты в качестве примеров. Поскольку ученику предоставляется новая информация по различным темам наряду с основными базовыми знаниями, это также вносит значительный вклад в расширение его кругозора.
Известно, что изменения в сфере образования, произошедшие в последние годы, разрушают устоявшиеся догмы советского периода и с каждым днем поражают новыми открытиями. Находятся те, кто восхваляет их, и те, кто критикует, находя недостатки, а также те, кто поддерживает и возносит их до небес. А наше сегодняшнее «открытие» в сфере образования – это система, давно устоявшаяся и признанная в Сингапуре. В этом и кроется секрет того, что предмет информатики там не преподается. Поскольку каждый урок проводится с использованием компьютеров и современных технологий, нет необходимости преподавать отдельный предмет «информатика». Любая наука тесно связана с другими областями науки.
Не говоря уже о мировом сообществе, прямой путь к тому, чтобы наши казахи говорили по-казахски, – это сделать казахский язык языком технологий. Только когда язык будет неразрывно связан с техникой, как внутренняя подкладка одежды, он станет языком, удовлетворяющим потребности общества и востребованным. Это горькая правда, которую приходится признать: среди молодежи много тех, кто готов совершать великие дела ради «нации» и жить ради «языка», но при этом без разбора пьет «мед и яд», предлагаемые веком, и подражает другим.
Но давайте считать такие небольшие ступени в сфере образования шагами, ведущими к экономически развитому, могущественному государству!
Шынадил Салтанат