Как правило, мир искусства известен народу через тех артистов, которые на виду, в то время как те, кто создает искусство за кулисами, украшает его и представляет публике, то есть звукорежиссеры, операторы, остаются неизвестными. Сегодня я хочу рассказать вам о выдающемся деятеле казахского искусства, которого ценят все звезды мира искусства, звукорежиссере, деятеле культуры Максате Зайлагиевиче Мухитденове, занимающем особое место в казахском искусстве.
Какую бы сферу казахского искусства вы ни взяли, будь то традиционная песня и музыка, эстрада или опера, Максат Байлы, то есть Максат Мухитденов, занимает особое место.
Максат Мухитденов, окончив Алматинскую эстрадную студию в 1965–1967 годах, с 1967 по 1974 год работал певцом в Уральской областной филармонии, а затем в Государственном ансамбле песни и танца КазССР. Записанные им в то время песни хранятся в золотом фонде казахского радио.
В 1970-е годы, во времена расцвета Советского Союза, в Казахстане была создана единственная студия звукозаписи «Алматы граммофон». До этого артисты записывались только на московской фирме «Мелодия» или в Ташкенте. Несмотря на свой уникальный, красивый, бархатистый голос, который мог удовлетворить слух, Максат ага оставил певческую карьеру и в 1972 году устроился на работу звукорежиссером в эту студию, где проработал до распада Советского Союза в 1991 году. В тот период он с высоким мастерством и только ему присущей манерой записал на магнитную ленту богатый золотой фонд шедевров песни и музыки в исполнении профессиональных мастеров из всей Республики Казахстан, а также Алтайского края и Кыргызской Республики. После этого, работая в стенах «Алматы телефильма», он создал несколько творческих портретов (А. Ашимова, Ф. Шариповой и др.) и озвучил множество документальных фильмов. В настоящее время эти материалы хранятся вечно в Центральном государственном архиве кинодокументов и звукозаписей.
Труды Максата Мухитденова за 40 лет трудового пути – это произведения Дины Нурпеисовой в его исполнении, песни в исполнении Куляш Байсеитовой (их обработка и запись на пленку, благодаря чему мы слышим их голоса), произведения Розы Баглановой, Ахмета Жубанова и Гази