Два года назад вся информационно-идеологическая работа нашего государства находилась в ведении небольшой структуры, такой как комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию. Эту сферу курировал заместитель премьер-министра.
К указанному лицу, наряду с социальными вопросами, относились также идеология и сфера политики СМИ. Позже, когда было переформировано Министерство информации и коммуникаций, этот комитет перешел в подчинение МИК. В тот же день, в дополнение к этому, с целью «усиления идеологического направления» было создано новое – Министерство по делам религий и гражданского общества.
До начала 2017 года двум министерствам в целом не удалось полноценно вести политическую работу. Мы помним, что практически вся пресса и политологи поднимали этот вопрос и напрямую задавали вопросы высшей власти.
С начала прошлого года ситуация с этими структурами изменилась, и обстановка во внутренней политике, кажется, тоже изменилась. Короче говоря, начал ощущаться ветерок либерального потепления.
После трагедии в Жанаозене президент Назарбаев сказал: «Я бы давно приехал. Ойбай, все идет хорошо. Не приезжайте, сейчас решится. … Все обманули».
Государственный аппарат, не извлекший урок из того, что социальная проблема не была решена, а наоборот, усугублена и политизирована, что привело к большому горю, сразу же допустил вторую крупную спорную ситуацию – «земельный вопрос». Только после этого афтершока на повестку дня встал вопрос об изменении парадигмы во внутренней политике..
Начались системные изменения в информационной политике. Информационная политика государства обновилась. Государственные СМИ не оставляют без внимания ни один общественный вопрос. Стали прислушиваться к общественному мнению.
Кризис государства и власти возникает из-за того, что лицо, принимающее основные решения, оказывается оторванным от источников информации и недостаточно осведомленным о важных вопросах. В нашей истории тоже были такие моменты. Вышеупомянутое событие в Жанаозене – одно из доказательств этого.
Нет сомнений, что ответственным за этот вопрос было руководство Администрации Президента того времени. Период, когда информационная политика рассматривалась только как инструмент пропаганды, закончился днем задержания этого руководства в начале прошлого года. За последний год мы убедились, что глава государства осведомлен о многих накопившихся проблемах.
В связи с этим можно привести доказательство того, что официальные СМИ реализуются по следующей системе координации: Государственные СМИ – Администрация Президента – Правительство – Регионы – Официальные СМИ. Эта система координации в будущем убережет высшую власть от информационного вакуума и кризиса власти.
Отметим также, что власть стремится решать проблемы, волнующие казахское общество. Недавнее парламентское слушание по вопросам занятости, прошедшее в мажилисе, велось на казахском языке, и большинство докладов были сделаны на государственном языке. В целом, внутриполитический блок Администрации Президента сформировал совершенно новую политическую ситуацию и взял в свои руки определение повестки дня в политическом процессе. Это нужно признать.
Нуркали Нуртай,
Tarlan.kz