РОСТ БЛАГОСОСТОЯНИЯ КАЗАХСТАНЦЕВ: ПОВЫШЕНИЕ ДОХОДОВ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Уважаемые казахстанцы!
За годы независимости мы проделали огромную работу.
Мы построили современное, прогрессивное государство с динамично развивающейся экономикой, обеспечили мир и общественное согласие.
Провели качественные и исторически значимые структурные, конституционные и политические реформы.
Добились роста международного авторитета Казахстана и укрепления его геополитической роли в регионе.
Мы признаны ответственным и желанным международным партнером, с большой ответственностью подходящим к решению региональных и глобальных проблем.
Казахстан стал первым государством среди стран СНГ и Центральной Азии, выбранным мировым сообществом для проведения международной выставки «ЭКСПО-2017».
Мы построили нашу новую столицу – Астану, обеспечив ее становление как финансового, делового, инновационного и культурного центра евразийского региона.
Численность населения превысила 18 миллионов человек, а продолжительность жизни достигла 72,5 лет.
Мы создали прочный экономический фундамент.
За последние 20 лет в страну было привлечено 300 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций.
Укрепляется малый и средний бизнес, являющийся основой развития экономики.
Казахстан поднялся на 36-е место среди 190 стран в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса.
Мы всегда своевременно реагировали на внешние вызовы и были готовы к ним.
В связи с этим мною были предложены необходимые программные инициативы по модернизации страны.
Их реализация стала ключевым фактором нашего успешного развития.
Наша стратегическая цель – войти в число 30 самых развитых стран мира к 2050 году.
В 2014 году мы начали реализацию комплексной программы «Нурлы жол» по обновлению инфраструктуры страны.
Три года назад мы объявили «100 конкретных шагов» – План нации.
Затем мы приступили к Третьей модернизации страны.
Ее главная задача – создание новой модели экономического роста, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность Казахстана.
Устойчивое развитие страны вселяет большую уверенность в дальнейшем повышении уровня жизни.
Мы готовы к выполнению новых задач.
Уважаемые соотечественники!
В последнее время усилились мировые политические и экономические трансформационные процессы.
Мир стремительно меняется.
Нарушаются основы глобальной системы безопасности, казавшиеся незыблемыми, и правила международной торговли.
Новые технологии, роботизация и автоматизация усложняют требования к трудовым ресурсам и качеству человеческого капитала.
Формируется совершенно новая архитектура финансовых систем.
При этом фондовые рынки раздувают новый «мыльный пузырь», который может привести к очередному финансовому кризису.
Сегодня глобальные и локальные проблемы сливаются воедино.
В таких условиях залогом противостояния вызовам и достижения успеха государством становится вопрос развития человека – главного богатства страны.
Правительство, руководители каждого государственного органа, государственной компании должны изменить подходы к работе.
Рост благосостояния казахстанцев должен стать главным приоритетом.
Я буду оценивать личную эффективность и соответствие должности должностного лица именно по этому критерию.
* * *
Благосостояние казахстанцев, прежде всего, связано со стабильным ростом их доходов и качеством жизни.
I. РОСТ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
Доход растет, когда человек трудолюбив, хорошо владеет своим делом и имеет возможность получать достойную заработную плату или открыть и развивать собственное дело.
Только объединив усилия государства и людей, мы сможем построить Общество Всеобщего Труда.
Во-первых, поручаю Правительству с 1 января 2019 года повысить минимальную заработную плату в 1,5 раза, то есть с 28 тысяч до 42 тысяч тенге.
Это напрямую коснется заработной платы 1 миллиона 300 тысяч человек, работающих на предприятиях различных форм собственности по всем отраслям.
Заработная плата 275 тысяч работников бюджетных учреждений увеличится в среднем на 35 процентов.
На эти цели в 2019-2021 годах из республиканского бюджета ежегодно должно выделяться 96 миллиардов тенге.
В связи с этим, минимальная заработная плата теперь не будет привязана к минимальному размеру прожиточного минимума. Новый размер минимальной заработной платы станет катализатором роста заработной платы в масштабах всей экономики.
Надеюсь, что крупные компании поддержат эту инициативу по повышению заработной платы низкооплачиваемых работников.
Во-вторых, необходимо формировать устойчивые источники развития бизнеса, стимулировать частные инвестиции и поддерживать рыночную свободу.
Именно через бизнес создаются новые рабочие места, и подавляющее большинство казахстанцев обеспечивается доходом.
ПЕРВОЕ. Мы еще в 2010 году запустили программу «Дорожная карта бизнеса – 2020».
В ходе своих рабочих поездок по регионам я убедился в ее эффективности.
Срок действия программы необходимо продлить до 2025 года.
Для реализации этой программы необходимо предусмотреть ежегодное выделение дополнительно не менее 30 миллиардов тенге.
Это позволит создать дополнительно не менее 22 тысяч новых рабочих мест, обеспечить 224 миллиарда тенге налоговых поступлений и произвести продукции на 3 триллиона тенге за 3 года.
ВТОРОЕ. Необходимо принять решительные меры по развитию конкуренции в экономике и наведению порядка в сфере тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и естественных монополий.
Формирование тарифов и расходование собранных с потребителей средств в сферах регулирования коммунальных услуг и естественных монополий до сих пор не прозрачны.
Эффективный мониторинг и контроль за инвестиционными обязательствами монополистов не осуществляется.
Правительство должно в течение 3 месяцев заняться этим вопросом и реформировать работу антимонопольного ведомства, существенно усилив функцию защиты конкуренции.
Это – важный вопрос, который ведет к увеличению издержек для бизнеса, снижению реальных доходов населения.
ТРЕТЬЕ. Необходимо повысить защиту бизнеса от незаконного административного давления и риска уголовного преследования.
Поручаю с 1 января 2019 года повысить предел применения уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства до 50 тысяч месячных расчетных показателей с увеличением штрафа.
Также необходимо преобразовать Службу экономических расследований, передав ей функции Комитета финансового мониторинга, основной задачей которого должна стать борьба с теневой экономикой.
Мы должны перейти к «безналичной экономике».
При этом следует опираться не только на карательные, но и на стимулирующие инструменты, такие как поддержка безналичных расчетов бизнеса.
Завершение интеграции информационных систем в налоговой и таможенной сферах повысит прозрачность администрирования.
Правительство должно принять конкретные меры по сокращению теневого оборота в экономике как минимум на 40 процентов в течение трех лет.
Поручаю начать проведение «налоговой амнистии» для малого и среднего бизнеса с 1 января 2019 года, освобождая от роста и штрафов при условии уплаты основной суммы налога, для того чтобы бизнес мог начать свою работу заново.
ЧЕТВЕРТОЕ. Экспортно-ориентированная индустриализация должна стать основным элементом экономической политики.
Правительство должно уделить особое внимание поддержке экспортеров в обрабатывающем секторе.
В нашей торговой политике не должно быть пассивности.
Ей следует придать активный характер, продвигая наши товары на региональном и мировом рынках.
Вместе с тем, необходимо помочь нашим предприятиям освоить широкий номенклатурный ряд товаров народного потребления и развивать «экономику простых вещей».
Это важно не только с точки зрения реализации нашего экспортного потенциала, но и для наполнения внутреннего рынка отечественными товарами.
Поручаю Правительству выделить дополнительно 500 миллиардов тенге в течение следующих 3 лет с целью поддержки обрабатывающей промышленности и несырьевого экспорта.
Поручаю Национальному банку выделить средства в долгосрочном периоде в размере не менее 600 миллиардов тенге для решения задачи предоставления доступных кредитов приоритетным проектам.
Правительство совместно с Национальным банком должно обеспечить строгий контроль за целевым использованием этих средств.
Необходимо рассмотреть вопрос создания фонда прямых инвестиций в несырьевой сектор, работающего по принципу совместного инвестирования с иностранными инвесторами для реализации крупных и динамичных проектов.
Также необходимо активизировать работу по продвижению транспортно-логистического и других секторов услуг.
Особое внимание следует уделить развитию внешнего и внутреннего туризма для использования нашего богатого природного и культурного потенциала. Правительство должно в кратчайшие сроки принять отраслевую государственную программу.
ПЯТОЕ. Необходимо полностью реализовать потенциал агропромышленного комплекса.
Основная задача – увеличить производительность труда и экспорт переработанной сельскохозяйственной продукции в 2,5 раза к 2022 году.
Все меры государственной поддержки должны быть направлены на масштабное привлечение современных агротехнологий в страну.
Мы должны использовать передовой опыт управления отраслью путем внедрения гибких и удобных стандартов и привлечения авторитетных зарубежных специалистов – «умных людей» в сфере сельского хозяйства.
Целесообразно сформировать систему массового обучения для обучения сельских предпринимателей новым навыкам ведения хозяйства.
Поручаю Правительству ежегодно предусматривать дополнительно не менее 100 миллиардов тенге на эти цели в течение следующих 3 лет.
ШЕСТОЕ. Особое внимание следует уделить развитию инновационных и сервисных секторов.
Прежде всего, необходимо обеспечить продвижение альтернативной энергетики, новых материалов, биомедицины, больших данных, интернета вещей, искусственного интеллекта, блокчейна и других направлений «экономики будущего».
Место и роль нашей страны в глобальном мире в будущем будут зависеть именно от этого.
Поручаю Правительству совместно с Назарбаев Университетом разработать специальные программы по каждому направлению, определяя конкретные проекты.
Одним из таких проектов может стать создание научно-исследовательского института на базе университета, занимающегося разработкой технологий искусственного интеллекта.
СЕДЬМОЕ. Необходимо усилить роль финансового сектора для развития реальной экономики и обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность.
Рост цен, доступность финансирования, устойчивость банков – вот вопросы, которые сегодня чаще всего вызывают интерес у общественности.
Национальный банк совместно с Правительством должен начать системно решать вопросы оздоровления финансового сектора и реального сектора, проведения комплексной антиинфляционной политики.
В сложившейся ситуации крайне важно увеличить кредитование экономики, особенно обрабатывающего сектора и малого и среднего бизнеса.
Также необходимо повысить эффективность управления пенсионными активами и ресурсами системы социального страхования, реально развивать альтернативные финансовые инструменты – рынок ценных бумаг, страхование и другие сферы.
Международный финансовый центр «Астана» должен играть важную роль в обеспечении бизнеса иностранными инвестициями и доступом к капиталу.
Мы специально создали частный суд, финансового регулятора, биржу.
Все государственные органы и национальные компании должны активно использовать эту площадку и способствовать ее быстрому становлению и развитию.
* * *
Эффективная реализация указанных мер повысит доходы казахстанцев за счет роста заработной платы и открытия новых рабочих мест.
Эти процессы должны всегда находиться в центре внимания Правительства.
II. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ
Другой аспект нашего благосостояния – повышение уровня жизни.
Качество и доступность образования, здравоохранения, жилья, проживание в комфортных и безопасных условиях – эти вопросы касаются каждой казахстанской семьи.
В связи с этим Правительство должно пересмотреть приоритеты бюджетных расходов, уделяя внимание социальному сектору, безопасности и инфраструктуре.
ПЕРВОЕ. В течение 5 лет необходимо довести объем средств, расходуемых на образование, науку, здравоохранение из всех источников, до 10 процентов внутреннего валового продукта.
Финансирование должно быть направлено на реализацию соответствующих реформ, обеспечивающих существенное повышение качества услуг населению.
ВТОРОЕ. Необходимо кардинально улучшить качество дошкольного образования.
Основы мышления, интеллектуальные и творческие способности, новые навыки формируются с самого детства.
В образовании основной акцент делается на модель 4К: развитие креативности, критического мышления, коммуникативности и умения работать в команде.
В этой сфере необходимо пересмотреть требования к квалификации, методику обучения, систему оплаты труда воспитателей и других работников детских садов.
Министерство образования и науки совместно с акиматами должно в этом году разработать соответствующую «Дорожную карту».
ТРЕТЬЕ. В системе среднего образования определены основные подходы, на их исполнении в настоящее время следует сосредоточить основное внимание.
Система обучения и методика Назарбаев Интеллектуальных школ должны стать единым стандартом для государственных школ. Это станет заключительным этапом реформирования школьного образования.
Система оценки качества образования должна основываться на международных стандартах.
В самих средних школах важно ориентировать детей на наиболее востребованные профессии и проводить профессиональную диагностику.
Это позволит создать индивидуальную траекторию обучения и снизить учебную нагрузку на ученика и учителя.
Учитывая важность безопасности детей, поручаю обеспечить все школы и детские сады системами видеонаблюдения, усилить работу школьных психологов и реализовать другие действенные меры.
Поручаю Правительству предусмотреть в бюджете на 2019-2021 годы дополнительно 50 миллиардов тенге для регионов, где наиболее остро ощущаются проблемы нехватки мест для учащихся, трехсменного обучения и аварийного состояния школ, с целью повышения доступности образования.
ЧЕТВЕРТОЕ. Считаю необходимым в следующем году разработать и принять закон «О статусе педагога».
Этот документ должен предусмотреть все льготы для учителей и работников дошкольных учреждений, снизить нагрузку, оградить от необоснованных проверок и внеслужебных функций.
ПЯТОЕ. В сфере высшего образования будут усилены требования к качеству подготовки специалистов учебными заведениями.
Мы увеличили количество грантов, теперь пришло время ответственности.
Главным критерием оценки успешности вуза является трудоустройство выпускников, их поступление на высокооплачиваемую работу.
Необходимо проводить политику укрупнения вузов.
На рынке должны остаться только те, кто обеспечивает качественное образование. Важно установить партнерство с ведущими мировыми университетами, опираясь на опыт Назарбаев Университета и привлекая лучших зарубежных топ-менеджеров.
Считаю необходимым создать новый региональный вуз по образцу Назарбаев Университета на базе существующей образовательной инфраструктуры.
ШЕСТОЕ. Качество медицинских услуг является важнейшим компонентом социального самочувствия населения.
Прежде всего, необходимо обеспечить доступность первичной медико-санитарной помощи, особенно в сельской местности.
Поручаю с 1 января 2019 года поэтапно увеличить на 20 процентов заработную плату участковых медицинских работников, внедряющих новые подходы к управлению лечебным процессом, для стимулирования работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
На эти цели в следующем году будет выделено 5 миллиардов тенге.
С 1 января 2019 года все поликлиники и больницы должны перейти на ведение медицинской документации в цифровом, безбумажном формате.
Это позволит к 2020 году создать электронные паспорта здоровья для всего населения, устранить очереди, бюрократию, повысить качество обслуживания.
Используя опыт ранее созданных кардиологического и нейрохирургического кластеров, в 2019 году необходимо начать строительство Национального научного онкологического центра в Астане.
Таким образом мы спасем множество жизней.
СЕДЬМОЕ. Необходимо найти резервы на региональном уровне и повысить доступность массового спорта и физической культуры.
Поручаю Правительству и акимам построить не менее 100 физкультурно-оздоровительных комплексов.
Также необходимо эффективно использовать имеющиеся спортивные сооружения, особенно в школах, и оборудовать дворы, парки, скверы для занятий физической культурой.
ВОСЬМОЕ. Здоровье нации – главный приоритет государства. Это означает, что казахстанцы должны потреблять качественные продукты питания.
Сегодня отсутствует целостная политика, защищающая население от некачественных товаров и услуг, представляющих угрозу для здоровья и жизни.
Поручаю Правительству принять меры и навести порядок в этой работе.
С нового года должен начать работу Комитет по контролю за качеством и безопасностью товаров и услуг.
Его деятельность, прежде всего, будет охватывать экспертизу продуктов питания, лекарств, питьевой воды, детских товаров, медицинских услуг.
Для этого необходимо обеспечить современную лабораторную базу и сформировать штат квалифицированных специалистов.
При этом целесообразно институционально усилить общественные организации, защищающие права потребителей, и активно их использовать.
Мы всегда оказываем помощь бизнесу, но человек, его права и здоровье важнее.
Государство отказалось от многих проверок, разрешительных и других процедур, сокращая административные барьеры.
Поэтому бизнес-сообщество также несет ответственность за качество и безопасность предлагаемых товаров, услуг.
В целом, бизнес должен думать не только о получении прибыли, но и, совместно с государством, об обеспечении безопасности и комфортной жизни наших граждан.
* * *
Качественное предоставление социальных услуг населению должно гармонично дополняться улучшением жилищных условий, широкими возможностями для комфортной и безопасной жизни в любом населенном пункте страны.
III. СОЗДАНИЕ КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ
Комфорт – это, прежде всего, доступность жилья, красота и безопасность двора, наличие удобного для жизни и работы населенного пункта и качественной инфраструктуры.
ПЕРВОЕ. Качественное и доступное жилье.
Сегодня мы успешно реализуем программу «Нурлы жер», придающую мощный импульс жилищному строительству.
Запущена новая масштабная программа «7-20-25», повышающая доступность жилищной ипотеки.
Поручаю акимам проработать вопрос частичного субсидирования первоначального взноса по льготной ипотеке за счет местного бюджета.
Выдача таких жилищных сертификатов повысит доступность ипотеки для высококвалифицированных педагогов, медицинских работников, полицейских и других специалистов, необходимых региону.
Также необходимо увеличить строительство арендного жилья в крупных городах для социально уязвимых слоев населения.
Эти меры позволят улучшить жилищные условия для более чем 250 тысяч семей.
Государство в течение пяти лет окажет поддержку 650 тысячам семей или более