Известно, что великие государства, созданные кочевниками, населявшими Великую Степь, продвинули вперед колесо мировой истории и совершили поворотные моменты, определяющие цивилизацию человечества. В этом отношении средневековые письменные источники на восточных языках имеют неоценимое значение для понимания конкретного облика общественной жизни, этнокультурных явлений, родоплеменных структур, политико-экономических систем и внешних отношений в различные периоды и бурные эпохи.
В истории тюркского мира наблюдалось судьбоносное явление пассионарной силы, и в XIII-XIV веках возникла великая империя, потрясшая мир, произошли беспрецедентные грандиозные перемены в Великой Степи. Общая ставка кочевого общества, основанная Чингис хаганом, охватила евразийское пространство. Поэтому по истории этой огромной империи, занимавшей обширные территории четырех сторон света, было создано сотни письменных памятников и разнообразных первоисточников на различных языках.
В настоящее время существует много стран, которые ведут свое государственное начало от мудрого Чингис хагана, чье золотое потомство правила шестью континентами, и немало людей, пишущих на эту тему. В связи с этим, известно, что иногда высказываются наивные и крайние мнения, ошибочные предположения, не опирающиеся на первоисточники. В конечном итоге, основной причиной этого можно считать пробел, возникший из-за незнания первоисточников, неумения освоить рукописи на научном уровне.
В этом контексте, среди канонических средневековых персидских источников, касающихся истории империи, основанной Чингис ханом, огромное значение имеет труд выдающегося Рашид ад-дина Фазлуллаха ибн Имад ад-Даула Абул-Хайра Али Хамадани (1247-1318 гг.) под названием «Джами ат-таварих».
Хотя многие личности, летописцы и генеалоги с незапамятных времен писали множество книг о людях, регионах, жителях и их образе жизни с точки зрения своего понимания и взглядов, первым фундаментальным трудом, который, проверив различные сведения, собранные со всех концов света, и сравнив данные, полностью изложил историю человечества на всем евразийском континенте, стало именно это произведение Рашид ад-дина.
Рашид ад-дин родился в 1247 году в городе Хамадан, Иран, в семье ученых врачей, занимавшихся изготовлением лекарств. Его дед и отец служили врачами при дворе хана Хулагу. Родившись в такой образованной семье, он получил хорошее образование и сначала стал врачом и секретарем сына Хулагу, хана Абаки. Оценив исключительно способного, талантливого, всесторонне образованного ученого, хан Газан в 1298 году возвел его в ранг визиря государства Ильханидов. Рашид ад-дин написал множество книг и трактатов. Его библиотека была очень богатой, он собрал вокруг себя мастеров каллиграфии и миниатюры, художников и ремесленников, а также переводчиков. За двадцать лет своей службы визирем он построил множество библиотек, больниц, медресе. На свои средства он построил в городе Тебриз специальный городок под названием «Руб-и Рашиди». В одном из писем к сыну Рашид ад-дин сообщает, что в этом городке насчитывалось около 30 тысяч домов, 24 караван-сарая, 1500 магазинов, бани, сады и парки, мастерские, гостиницы, а также крупное медресе, где обучалось 6000 студентов и преподавало 400 ученых. Поэтому некоторые исследователи считают городок «Руб-и Рашиди» первым университетом Ирана.
Такой выдающийся ученый и деятель, как Рашид ад-дин, начал работу над сборником историй под названием «Джами ат-таварих» по указу правителя государства Ильханидов хана Газана в 1300 году и завершил ее в 1316 году в период правления султана Олджейту. Сам ученый говорил об этом так: «История, охватывающая образ жизни и повествования народов и различных групп человечества всего мира, не была создана ни в одну эпоху до этого времени, и в тех государствах не было ни одной книги, в которой были бы записаны сведения о других странах и городах, кроме того, ни один из прежних царей не проводил исследований и изысканий, не издавал книг», – и далее он излагает, что по указу хана Газана была начата такая фундаментальная работа, для выполнения этого приказа были собраны сведения от ученых и авторитетных людей всех стран, проведены уточняющие работы, отобраны и упорядочены древние книги, из них были извлечены и проанализированы выдержки.
К сбору данных и сведений в этом фундаментальном труде были привлечены историки, мудрые генеалоги, летописцы и выдающиеся ученые тюркских, персидских, арабских, китайских, тибетских, индийских и других народов того времени. Собранные обширные сведения и данные были сопоставлены и проанализированы с секретными канцелярийскими документами из дворцовых архивов ханов, точно подтверждены и превращены в систематизированный сборник.
Источниковедческое значение этого бесценного энциклопедического труда выдающегося ученого Рашид ад-дина, несомненно, исключительно. Его произведение «Джами ат-таварих» считается единственным подлинным первоисточником, утвержденным обсуждением и помощью наследников Чингис хагана, свидетелей и генеалогов-историков того времени. Метод систематизации данных в этом труде, его свидетельствование истине, личностный характер, основанность на секретных документах, хранившихся в ханском дворце, пример честности и ответственности в его основе могут считаться важным методологическим образцом и для современной отечественной исторической науки. Здесь в широком масштабе, в огромном хронологическом периоде охватывается не только мир кочевников, но и история всего мира, поэтому такой фундаментальный и сложный труд не был написан в истории человечества ранее в ту эпоху.
Понимание истории и историка у Рашид ад-дина также очень глубокое. Ученый пишет: «Задача историка – внести в книгу все повествования и исторические генеалогии каждого народа, каждого племени, взяв их из книг внутри этой страны, из рассказов известных и уважаемых людей, известных в народе, передать без изменений и записать. А ответственность за правдивость переданных преданий лежит на передающем предание». Рашид ад-дин, заложивший основу сравнительного исследования исторических данных, заключает: «Если историк добавит что-то от себя, то это обязательно будет необоснованно и ошибочно». Мы должны с сожалением признать, что этот принцип, руководствующийся только неопровержимыми доказательствами и незыблемыми данными, иногда не хватает и нашим современным историкам.
В этом ценном труде, имеющем огромное значение для истории нации, всесторонне охвачены происхождение народов, веками живших и обитавших в Великой Степи, их разделение на различные племена, происхождение и история развития родоплеменных групп, из которых впоследствии сформировался народ