Сегодня день рождения лауреата Государственной премии, выдающегося писателя, талантливого публициста Оралхана Бокея. По случаю знаменательной даты представляем вниманию общественности емкие мысли известных личностей о писателе.
***
В каждом его произведении чувствуется любовь к родной земле, к величественным горам Алтая, к своему кроткому, как овцы, народу. Его рассказы учат любить жизнь, видеть красоту природы. Оралхан Бокей – поэт в душе, писатель, поднявший казахскую литературу и журналистику своего времени на заоблачные высоты.
«Оралхан Бокей получил мировое признание как один из самых выдающихся мастеров казахской литературы двадцатого века. За свою недолгую жизнь Оралхан успел поднять на такую высокую вершину и себя, и свой народ, и родную литературу».
Абиш Кекильбаев
«Вот уже ровно десять лет, как Оралхан покинул этот мир. Его книги живут и будут жить. Они дают мудрость молодым, силу старикам. Приумножают счастье счастливых. Помогают несчастным».
Шерхан Муртаза, 2003 г.
«Что бы Оралхан ни писал, он писал кровью, душой. И в каком бы жанре он ни писал, ни одно из его произведений не оставалось без внимания коллег и широкой публики».
«Оралхан – не тот писатель, которого читают один раз. Оралхан – писатель, которого нужно перечитывать, сложный мастер, которого можно читать, сколько ни поймешь».
Дулат Исабеков
«Оралхан был похож на природу, в которой родился. Величественный, как Алтай, высокий, как его неприступные вершины! Стремительный, как реки, текущие с его гор. Общительный, как дикие косули, пасущиеся на склонах его гор. Масштабный, как его скалистые хребты. Один из гигантов, владеющих пером. Был звездой, ярко сияющей на востоке».
Касым Кайсенов
«Один из дорогих нам звезд, ярко освещающих нынешнее небо нашей литературы, удивительно тонкий мастер, замечательный журналист Оралхан Бокей внезапно, в далеких краях, отправился в невозвратимый путь, мы, испытывая невыразимое горе, снова заплакали…»
Гафу Каирбеков
«Оралхан никогда не исчерпывал темы. Он был способен и имел силу создавать произведения из проблемы, выраженной одним предложением. Возможно, поэтому он страдал, говоря: «У меня столько запланированных произведений, что я никогда не смогу их все написать».
Дидахмет Ашимханулы
Никто не требует от Пикассо пейзажа Левитана, от Айтматова – размашистого описания Ауэзова. У каждого свой почерк. Дело не в том, как сказать, а в том, чтобы суметь сказать. В целом, критические замечания, настороженно относящиеся к любым поискам, наносят немалый вред литературному процессу. У нас эксперименты очень редки.
Следует искать одну из причин того, что пишется много произведений со схожим стилем, языком, методами, содержанием, именно в этом. Следовательно, если где-то краски нанесены излишне, это не «голая живописность», как сказал Дуйсмагамбетов, а красивый прием, использованный автором для передачи мысли, то есть самобытность Оралхана, его творческая уникальность.
Оралхан Бокеев – обладатель уникального голоса поздней волны. Его творчество, хоть и невелико, интересно своей самобытностью. Мы не всегда восхищаемся всем, что пишет Бокеев. Да, критика нужна. Но будем критиковать осознанно, не будем прибегать к необоснованным нападкам, как выше. У него есть произведения, которые не трогают, но нет произведений, которые не заставляют задуматься. Это – истина.
Сауытбек Абдрахманов, студент КазГУ (1973 г.)
В Оренбургской области (Западный Казахстан) в 1943 году, в сентябре, пропал некий мальчик по имени Оралхан Бокеев. Родители этого ребенка до сих пор сомневались, не является ли мой брат их сыном. Имя Оралхан редко встречается в нашей местности, к тому же фамилия Бокей тоже. Были основания для сомнений.
Когда наш отец был в трудовой армии, в Оренбурге, родился мой брат. Поэтому его назвали Оралханом, чтобы он благополучно вернулся из Оренбурга. А настоящее имя отца – Бокейхан. В годы репрессий наш дед Исахан, испугавшись, изменил имя на Исакан, забрал «хан» у сына и изменил на Бокей. Таким образом, настоящее имя брата – Оралхан Бокейханов.
Когда дом в ауле становился пыльным, на пыли писали наши имена. Мол, убери здесь. В детстве он подходил ко мне и просил причесать ему волосы. Я расчесывал ему волосы, играя, укладывая их то так, то иначе. Эту