Не оставим 500 тысяч жителей Мырзашольского и Шардаринского регионов на задворках страны, вдали от цивилизации!
Необходимо разделить Туркестанскую область и создать 15-ю новую Южно-Казахстанскую область из городов и районов Мырзашольского, Шардаринского и Сарыагашского регионов.
Начало девяностых.
В городе Туркестан открылся университет, через год ему был присвоен статус международного высшего учебного заведения, мы только начали общаться с нашими братьями-турками, приехавшими из Турции, и пробовали на вкус первые дни Независимости.
В то время Туркестан, хоть и назывался городом, по своему состоянию был как обычная отдаленная деревня, и в культурном плане не особо выделялся.
Не говоря уже о другом, мы с моим соседом, профессором, с которым жили в общежитии, по очереди покупали периодические издания.
Когда очередь доходила до меня, я шел в киоск и спрашивал газету, на что продавцы удивленно отвечали: «Так вы хотите купить газету, чтобы ее прочитать?»
Когда автобус останавливался на остановке, пыль с улицы поднималась прямо вам в лицо.
Мы, отряхивая руками пыль с белоснежной рубашки и брюк, в которых вышли из дома, спешили к нашим студентам, ожидавшим нас в аудиториях, расположенных в бывших техникумах и училищах.
Везде царила болезнь кризиса. Ночью в городе Туркестан свет горел только в зданиях, принадлежащих университету, и в общежитиях, где жили преподаватели и студенты. В остальных местах была кромешная тьма, лишь тусклый свет виднелся из окон.
Однажды я читал очередную лекцию своим студентам в аудитории.
Вдруг один из моих учеников сказал: «Учитель, вас кто-то зовет», и указал на дверь.
Выйдя в коридор и посмотрев, я не мог поверить своим глазам – передо мной стояла группа из тридцати моих земляков из родной деревни!
Мы обнимались, здоровались, расспрашивали о делах.
В голове у меня был только один вопрос:
«Как жители села «Тегистик» из Мактаарала оказались здесь, в Туркестане, внутри только что открывшегося университета?!»
Оказалось, мои земляки специально наняли большой автобус и приехали совершить паломничество к мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.
После осмотра мавзолея, когда они захотели пообедать, но не нашли столовой, они сказали: «У нас в новом университете здесь работает один парень из нашей деревни», и стали искать меня.
Я быстро закончил свой урок, дал студентам домашнее задание и привел своих земляков в свою двухкомнатную «квартиру» в общежитии, где жил с семьей.
Мои родственники привезли с собой еду из деревни. «Если ваша жена даст нам чай, этого будет достаточно, у нас есть что поесть», – сказали они.
Уставшие от долгой дороги земляки, отряхнув пыль с одежды, умывшись, выпив горячего чая, с испариной на лбу, пообедав и отдохнув около часа, сказали: «Ты сам живешь в крошечной комнате общежития. Не будем тебя обременять», – и уехали в тот день, сказав все как есть, «Мактаарал, где ты?!»
С тех пор прошло почти 25 лет. 25 лет – это четверть века.
За эту четверть века город Туркестан преобразился и вот-вот официально станет административным центром области.
Но тот момент – когда мои односельчане, приехавшие в Туркестан навестить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, не найдя места, где можно было бы поесть и отдохнуть, искали меня, преподающего студентам в университете, расспрашивая у юношей и девушек в аудитории, – до сих пор не выходит у меня из головы!
1 сентября 2018 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев на совместном заседании палат Парламента заявил, что в Парламент будут внесены законопроекты, направленные на обеспечение полноценной работы вновь образованных административно-территориальных единиц в связи с присвоением городу Шымкенту статуса города республиканского значения и образованием Туркестанской области, и что они должны быть оперативно рассмотрены и приняты.
В связи с этим я считаю целесообразным опубликовать через научное сетевое издание мое предложение, адресованное Елбасы, о разделении Туркестанской области и создании 15-й новой Южно-Казахстанской области из районов Мырзашольского, Шардаринского и Сарыагашского регионов.
Указом Президента Республики Казахстан от 5 июня 2018 года № 698 «Об изменениях в административно-территориальном устройстве Южно-Казахстанской области» в составе Южно-Казахстанской области были образованы следующие административно-территориальные единицы:
1) Мактааральский район Южно-Казахстанской области с административным центром в городе Жетысай, образованный путем выделения из Мактааральского района Южно-Казахстанской области, и Мактааральский район с административным центром в поселке Мырзакент;
2) Сарыагашский район Южно-Казахстанской области с административным центром в городе Сарыагаш, образованный путем выделения из Сарыагашского района Южно-Казахстанской области, и Келесский район с административным центром в селе Абай.
Вместе с тем, Указом Президента Республики Казахстан от 19 июня 2018 года № 702 «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан» административный центр Южно-Казахстанской области был перенесен из города Шымкент в город Туркестан, и Южно-Казахстанская область была переименована в Туркестанскую область.
Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 февраля 2018 года № 74 утверждена межрегиональная схема территориального развития Шымкентской агломерации.
Площадь населенных пунктов в зоне перспективного экономического влияния и потенциального развития Шымкентской агломерации, утвержденной нашим Правительством:
1) город Шымкент – 38244 га;
2) город Сарыагаш – 2904 га;
3) город Ленгер – 2047 га;
4) город Арыс – 3327 га;
5) городская администрация города Арыс – 8507 га;
6) Байдибекский район – 30853,3 га;
7) Казыгуртский район – 39701 га;
8) Ордабасинский район – 19854 га;
9) Сайрамский район – 59067 га;
10) Сарыагашский район – 15192 га;
11) Толебийский район – 45912 га;
12) Туркестанский район – 20550 га.
Общая площадь населенных пунктов Шымкентской агломерации составляет 286158,3 га. Согласно расчетному периоду проектирования, общая площадь городских и сельских населенных пунктов, включая город Шымкент, составляет 291080,15 га.
В то же время наше Правительство предлагает развивать крупные населенные пункты агломерации как центры притяжения и контрмагниты вдоль основных плановых осей, развивая обрабатывающую промышленность, сферу услуг, объекты туристско-рекреационного комплекса, чтобы удержать миграционные потоки населения и «облегчить» ядро агломерации.
В качестве контрмагнитов были определены следующие административные центры районов:
1) в южном направлении – город Сарыагаш (рекреация, туризм, добыча минеральных вод, переработка сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов);
2) в западном направлении – город Арыс – крупный железнодорожный узел Казахстана;
3) в восточном направлении – село Т. Рыскулова (производство строительных материалов, сельскохозяйственной продукции);
4) развитие населенных пунктов – партнеров / центров внутренней миграции населения: город Ленгер, села Аксу, Казыгурт, Бадам, Темирлан, Терткол, Шаян.
Как видно из вышеуказанного официального документа, в территорию населенных пунктов зоны перспективного экономического влияния и потенциального развития Шымкентской агломерации, утвержденной нашим Правительством, не включены нынешние Мактааральский, Жетысайский и Шардаринский районы.
Мы всей душой поддерживаем историческое решение нашего Елбасы о переносе центра бывшей Южно-Казахстанской, ныне Туркестанской области из города Шымкент в город Туркестан.
Однако мы считаем весьма обоснованным возникновение среди местного населения Мактааральского и Жетысайского районов вопроса: «Насколько целесообразен перенос областного центра в город Туркестан для населения Мырзашольского региона, находящегося на самом дальнем юго-восточном краю страны, и Шардаринского района?»
По некоторым данным, расстояние от поселка Мырзакент, центра нынешнего Мактааральского района в Мырзашольском регионе с населением более 500 тысяч человек, до Шымкента составляет 250 километров. А город Туркестан расположен в 170 километрах от Шымкента.
После переноса областного центра из Шымкента в Туркестан нашим соотечественникам из казахского Мырзашольского региона придется проехать более 420 километров до нового административного центра Туркестанской области.
Готовы ли местные дороги местного значения для поездок местного населения из Мактааральского и Жетысайского районов в город Туркестан через территории Шардаринского и Отырарского районов и города Арыс?
Каково состояние железнодорожного сообщения и пассажирских поездов, связывающих жителей Мырзашольского региона с Туркестаном через Сарыагаш?
Вышеупомянутые Мактааральский, Жетысайский и Шардаринский районы оказались слишком далеко, на самом краю новой официальной административной центра Туркестанской области.
В настоящее время поездка жителей Мырзашольского региона в новый административный центр Туркестанской области стала крайне затруднительной.
На наш взгляд, Правительству и акимату Туркестанской области следует продумать этот аспект проблемы и принять специальную государственную программу по улучшению социально-экономического развития населения Мактааральского, Жетысайского и Шардаринского районов.
В частности, Правительству следует:
— В срочном порядке отремонтировать автомобильную дорогу между городом Туркестан и поселком Мырзакент, а также приступить к строительству железной дороги через Шардару;
— Улучшить инфраструктуру между городом Туркестан и поселком Мырзакент, проходящую через города Шардара и Жетысай, поселки Асыката и Атакент.
Было бы целесообразно провести в Правительстве специальное совещание по развитию поселков Мырзакент, Атакент, Асыката и города Шардара в южном регионе.
По официальным данным, в настоящее время в поселке Атакент Мырзашольского региона проживает более 18 тысяч человек, в поселке Мырзакент – около 15 тысяч, в поселке Асыката – более 12 тысяч человек.
В связи с этим, учитывая, что согласно статье 3 Закона Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря 1993 года № 2572-XII к городам районного значения относятся населенные пункты с развитой сетью промышленных предприятий, коммунального хозяйства, государственного жилищного фонда, учебных и культурно-просветительских, лечебных и торговых объектов, численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых более двух третей составляют рабочие, служащие и члены их семей, целесообразно присвоить статус города поселкам Мырзакент, Атакент и Асыката.
Нынешним акимам вновь образованных Мактааральского и Жетысайского районов поручено усилить разъяснительную работу среди местного населения по переселению из трудоизбыточного Мырзашольского региона в трудодефицитные северные регионы республики; призвать население региона к занятию хозяйственной деятельностью в северных регионах страны; реализовать эти работы совместно с депутатами местных маслихатов.
Однако переселить простых людей из Мырзашольского региона, где они прожили всю жизнь, в суровые сарказматические дни Сарыаркинской степи – непростая задача!
Более того, постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 августа 2018 года № 501 установлена региональная квота приема переселенцев на 2018 год в количестве 7 119 человек.
А численность местного населения, постоянно проживающего в Мырзашольском регионе, по неофициальным данным, превышает 500 тысяч человек.
Конечно, если будет возможность и Правительство создаст необходимые условия, было бы правильно переселить казахов из Мырзашоля в Арку!
Однако возможно ли переселить всех 500 тысяч жителей Мырзашоля на север страны?!
Да, есть и те, кто упорно и намеренно сопротивляется нашим письмам с предложениями Елбасы и Правительству, всем министрам: «Мырзашоль и Шардара остались на задворках, в этом регионе нужно открыть новую область».
Их аргументы: «Местным жителям не обязательно приезжать в Туркестан. Документы можно получить в автоматизированном режиме через веб-портал «Электронного правительства» в Интернете».
Дорогие мои, кто сказал вам, что новая область и новый областной центр нужны только для получения одной бумажки?!
Создание новой области необходимо для того, чтобы 500 тысяч простых людей, проживающих в Мырзашольском и Шардаринском регионах, не отстали от современных процессов развития цивилизации!!!
Будущие поколения – сыновья и дочери, внуки и правнуки 500 тысяч простых людей, проживающих в Мырзашольском и Шардаринском регионах, должны получить качественное образование, освоить современные передовые формы культуры и цивилизации, как и другие!!!
500 тысяч простых людей, проживающих в Мырзашольском и Шардаринском регионах, имеют право пользоваться достижениями социально-экономического развития, услугами учреждений здравоохранения, образования, культуры, и других учреждений, ведущих к общей цивилизации, не выезжая в отдаленный центр, не тратя время и силы на долгие поездки, а находясь рядом, в непосредственной близости!!!
В конечном итоге, новая область нужна для того, чтобы будущие поколения 500 тысяч простых людей, проживающих в Мырзашольском и Шардаринском регионах, сохранили свой родной язык – казахский язык, чтобы в будущем не снизилась их доля по численности и они не стали меньшинством на своей земле, в своей стране, на своей исконной земле – атамекене!!!
Если бы население Мырзашоля и Шардары составляло не 500 тысяч, а 50 тысяч, можно было бы и промолчать.
Однако, поскольку в результате переноса областного центра в город Туркестан 500 тысяч простых людей, а не 5 тысяч или 50 тысяч, остаются вдали от современных процессов развития цивилизации, образования и науки, культуры и литературы, современных новых технологий, оперативной информации и информатизации и т.д., приходится вновь и вновь бить тревогу!
Мы считаем, что разделение нынешней Туркестанской области на две части и объединение районов и городов, расположенных на юго-востоке страны и в среднем течении реки Сырдарья, с образованием 15-й области Казахстана – Южно-Казахстанской области – является весьма обоснованным.
Учитывая особую политико-экономическую и стратегическую важность казахского Мырзашольского региона для страны в связи с переносом административного центра Туркестанской области в город Туркестан и отнесением города Шымкент к категории городов республиканского значения, а также с целью социально-экономического развития приграничных населенных пунктов и улучшения условий жизни местного населения, необходимо создать самостоятельную Южно-Казахстанскую область на основе нынешних Мактааральского, Жетысайского, Шардаринского и прилегающих к ним других городов и районов, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан» от 8 декабря 1993 года № 2572-XII.
В состав этой новой Южно-Казахстанской области, которая выделится из нынешней Туркестанской области, можно было бы включить следующие районы и города:
— Казыгуртский район (население – 107 496 человек);
— Сарыагашский район (вместе с вновь образованным Келесским районом – население – 326 426 человек);
— Мактааральский район (вместе с вновь образованным Жетысайским районом – население – 304 442 человека);
— Шардаринский район (население – 78 614 человек);
— город Арыс (население – 74 064 человека);
Всего – 891 042 человека.
В качестве административного центра вновь создаваемой 15-й области считаем целесообразным определить один из городов – Жетысай (население – 48750 человек) или Шардара (население – 30 500 человек).
Тогда новая 15-я Южно-Казахстанская область с общим населением 891 042 человека в нашем отдаленном юго-восточном регионе, имеющая особое стратегическое политико-социальное и экономическое значение для страны, укрепила бы пограничную часть Казахстана, граничащую с Узбекистаном, а далее с Таджикистаном и Афганистаном, как надежный оборонительный рубеж.
Тогда наши соотечественники из казахского Мырзашольского региона не испытывали бы трудностей, преодолевая более 400 километров до нового административного центра Туркестанской области – города Туркестан.
Да, известно, что при определении и установлении границ государственной границы Казахстана Мактааральский и Жетысайский районы оказались в тупиковой ситуации, окруженные с трех сторон территорией Узбекистана, а с четвертой стороны примыкающие к Шардаринскому водохранилищу.
Таким образом, нынешнее положение Мактааральского и Жетысайского районов, находящихся на окраине основной территории Казахстана, в окружении других государств, в непосредственной близости к границам Таджикистана и Афганистана, как полуанклав (полуэксклав), вызывает особую обеспокоенность местного населения.
Известно, что во время официального визита Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева в Соединенные Штаты Америки 16-18 января 2018 года Казахстан и США готовы противостоять общим вызовам в Центральной Азии, используя форматы регионального сотрудничества, такие как диалог «C5+1», и в этом контексте приветствуется участие Афганистана в проектах «C5+1» в будущем.
На этой встрече Президент США Дональд Трамп уделил особое внимание отношениям между США и Центральной Азией в рамках стратегического партнерства с Казахстаном, а также помощи американским войскам в Афганистане.
В нынешней сложной международной обстановке, когда такой гигант, как США, обращает взор на Центральную Азию, в условиях соседства с Узбекистаном и Таджикистаном, а далее с Афганистаном, нельзя допустить, чтобы население Мырзашольского региона, насчитывающее около 500 тысяч человек на территории всего 176 тысяч гектаров, что сопоставимо с целой областью по численности населения, оказалось слишком далеко от крупных экономических и культурных центров страны, имеющих особое государственное значение!
Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан также осознает, что перенос областного центра в город Туркестан создает неудобства для Мырзашольского, Шардаринского и Сарыагашского регионов!
От министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан Жениса Махмудулы Касымбека мы получили официальный ответ на наше предложение о разделении Туркестанской области и создании 15-й новой Южно-Казахстанской области из Мырзашольского, Шардаринского и Сарыагашского регионов:
«Уважаемый Мырзантай Кожабаевич!
Понимая, что проблема, поднятая в Вашем письме по Мырзашольскому, Шардаринскому и Сарыагашскому районам, создает определенные неудобства, сообщаем, что Ваше предложение о создании 15-й новой области не входит в компетенцию Министерства по инвестициям и развитию.
Акимат Туркестанской области со своей стороны проводит большую работу по улучшению состояния автомобильных дорог в области, и работы будут продолжены после переноса областного центра в город Туркестан.
Кроме того, следует учитывать проделанную работу по развитию сети автомобильных дорог в области совместно Министерством и акиматом Туркестанской области.
Сообщаем, что общая протяженность автомобильных дорог по области составляет 6 769 км, из них 866 км – автодороги республиканского значения и 5 903 км – местная сеть, при этом доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии составляет 64,4%.
Сообщаем, что в текущем году за счет целевых трансфертов, выделенных Министерством области, и средств областного бюджета предусмотрен ремонт 600 км местных автомобильных дорог.
Следует также отметить, что в проекте бюджета на 2019 год запланирована реконструкция, капитальный и средний ремонт местных автомобильных дорог в области.
Также, в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах», поскольку автомобильные дороги областного и районного значения находятся в ведении местных исполнительных органов, для получения полной информации по местным автомобильным дорогам данного региона можно направить запрос в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Туркестанской области».
https://dialog.egov.kz/questioncontroller/view?id=513661
А 11 сентября 2018 года мы получили следующий официальный ответ от министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Мадины Ерасыловны Абылкасымовой:
«Здравствуйте, уважаемый Мырзантай Кожабаевич!
Координация усилий в социальной сфере и поддержка населения являются одним из важных направлений в выполнении поручений Главы государства.
В связи с этим выражаем Вам благодарность за гражданскую позицию и сообщаем, что поднятые Вами вопросы учтены».
Если посмотреть, то всего 185 398 гектаров или 1,8 тыс. квадратных километров.
Из них:
Площадь Мактааральского района – 80 763,81 гектара;
Площадь Жетысайского района – 104 634,19 гектара.
Численность населения, проживающего на этой небольшой территории, – официально 307 тысяч человек.
А по неофициальным данным, численность постоянно проживающего населения в Мактааральском и Жетысайском районах превышает 500 тысяч человек.
Да, на небольшой территории всего 185 398 гектаров или 1,8 тыс. квадратных километров проживает население, сопоставимое с населением целых областей Северного Казахстана, Атырау, Мангистау, Западно-Казахстанской.
А площадь соседнего Шардаринского района – 13 тыс. квадратных километров, общая численность населения – 79,3 тыс. человек.
Расстояние от поселка Мырзакент, центра нынешнего Мактааральского района, до Шымкента – 250 километров.
А город Туркестан расположен в 170 километрах от Шымкента.
Жителям Мырзашоля приходится проехать более 420 километров до нового административного центра Туркестанской области.
Вот и раньше население Мырзашоля и Шардары находилось далеко от прежнего областного центра на юге – города Шымкент.
Разве можно скрыть от кого-либо, что раньше немногочисленные богачи Мактааральского и Жетысайского регионов не знали себе равных в строительстве и проведении тоев, но простой народ Мырзашоля оставался в стороне от цивилизованного пути развития, такого как образование и наука?!
Да, в Мактаарале и Жетысае есть немало богачей, которых можно пересчитать по пальцам, и их роскошные дворцы-тойханы.
Однако тойхана – это не библиотека, не школа, не колледж, не университет, не научно-исследовательский институт!
Теперь, когда областной центр перенесен из Шымкента в Туркестан, жители Мырзашоля и Шардары еще дальше отдалились от цивилизации!
Чего скрывать, отдаление от областного центра означает отдаление от развития цивилизации!
Казахский Мырзашольский регион окружен Узбекистаном с юга, востока и запада.
Далее – Таджикистан, а за ним – земля Афганистана, где каждый день, каждый час не прекращаются перестрелки, взрывы и войны.
По официальным данным, Мактааральский и Жетысайский районы являются районами с высокой плотностью населения и высоким демографическим ростом в области. Общая численность населения здесь составляет 304 684 человека. Район состоит из 182 населенных пунктов, 1 города, 3 поселков и 20 сельских округов.
Национальный состав населения Мактааральского и Жетысайского районов – казахи: 253 444 человека – 83,2%; русские: 4 418 человек – 1,5%; узбеки: 11 850 человек – 3,9%; таджики: 25 883 человека – 8,5%; представители других национальностей: 8 847 человек – 2,9%.
А в Сарыагашском и Келесском районах сегодня проживает 326 915 человек. Площадь района составляет 762203 гектара, он состоит из 154 населенных пунктов, 1 города, 1 поселка и 23 сельских округов.
Население Сарыагашского и Келесского районов также многонационально, подавляющее большинство – казахи (86,9%), кроме них проживают узбеки (4,1%), таджики (2,7%), азербайджанцы (1,2%), русские (1,1%), татары (0,9%) и представители других национальностей.
Известно, что в феврале 2015 года в Сарыагашском районе и в августе 2016 года в Мактааральском районе произошли беспорядки на почве межэтнических конфликтов между местными казахами и таджиками.
Хотя некоторым это может не понравиться, но приходится говорить открыто – в последнее время доля местного казахского населения в Мырзашольском регионе заметно резко сокращается!
На наш взгляд, есть только один путь решения этой проблемы.
Для социально-экономического развития 500 тысяч человек в Мырзашоле необходимо создать 15-ю область страны – Южно-Казахстанскую область – на основе Мактааральского, Жетысайского, Шардаринского и прилегающих к ним других городов и районов!
На следующей неделе наш Елбасы Нурсултан Назарбаев с рабочей поездкой посетит Туркестанскую область и город Шымкент.
Граждане, занимающие высокие должности, должны донести чаяния 500 тысяч жителей Мырзашольского региона до главы нашего государства без искажений, точно и без единой ошибки!
Короче говоря, стремясь «казахизировать» Туркестан, не превратим ли мы простых людей Мактаарала и Жетысая в «полуказахов» и не превратим ли наш Мырзашоль во второй Нагорный Карабах!
В итоге, в нынешней сложной международной обстановке, в условиях соседства с Узбекистаном и Таджикистаном, а далее с Афганистаном, на крошечной территории всего 176 тысяч гектаров проживает более 500 тысяч человек, что сопоставимо с целой областью по численности населения, и нельзя допустить, чтобы население Мырзашольского региона оказалось слишком далеко от крупных экономических и культурных центров страны, имеющих особое государственное значение!
Конечно, мы прекрасно понимаем, что открытие новой области прямо сегодня-завтра очень затруднительно.
Но в течение следующих пяти-десяти лет новая область Казахстана в Мырзашольском и Шардаринском регионах все равно должна быть создана!
Не оставляй Мырзашоль и Шардару на задворках, Правительство!!!
Мырзантай Кожабайулы ЖАКЫП,
Доцент кафедры телерадио и связей с общественностью Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (Associate Professor), кандидат филологических наук (PhD), директор учреждения «Республиканский научно-образовательный центр «Исследователь».
Город Астана.
26 сентября 2018 года.