Несколько слов о Жангали Мырзалиеве
«Ой – хой, черт возьми, какая светлая жизнь,
С тех пор, как открыл глаза, не видел, чтобы мы вздыхали.
Иногда мы не помещаемся на земле,
В сердцах бушуют вулканы…»
(«Жизнь», Жангали Мырзалиев)
Да, поэт-жизнелюб таким образом передает биение человеческой сущности, держащейся за пульс жизни, в каждом сердце.
Жизнь – это загадочный мир тех, кто переживает, и тех, кто живет. Между переживанием и проживанием жизни есть незаметные мелкие детали, составляющие жизнь. Переживать жизнь – это общее бытие бездействующей, текущей мирской жизни. Жизнь – это индивидуальное бытие тех, кто создает осмысленную жизнь.
Жизнь – это для тех, кто чувствует, орбита существования для каждого, но атака препятствий! С другой стороны, это крепость разумных, построенная на атаке этих препятствий! То есть, жизнь – это поле битвы! Мы сами строим крепость препятствий. Ее главные герои – тщеславные, карьеристы, эгоисты, завистники, ревнивцы, принижающие себя над другими – ничтожные, льстецы, трусы, злодеи, коварные, опьяненные славой, использующие слабость разума и воли – и так далее. Пока эти препятствия не устранены, возможность по-настоящему прожить жизнь становится все дальше, и ты проходишь через нее в борьбе!
Три вещи побуждают человека жить: Мечта, Вера, Надежда! Мечта сбывается, если у тебя есть осмысленная цель, Вера сбывается, если ты верен вере, Надежда – это то, что ведет твой разум вперед, это нить жизни, побуждающая жить!
Жизнь заставляет спотыкаться трусов, роняет безвольных, заставляет плакать неудовлетворенных, ломает слабых! Жизнь любит смотреть прямо! Если не проскользнешь через ее испытания, она дарует тебе дружескую жизнь!
Моя основная цель в написании этого – не обсуждать судьбу поэта или взвешивать орбиту его жизни, а представить читателю мир его стихов и сочинений, в которых он излил поток своего врожденного таланта, в котором бушевал вулкан в его сердце.
Красота прозы не в количестве слов, а в их содержании, даже если их мало. Огромный океан не утолит жажду, маленький родник даст тебе силу!
Поэзия Жангали – это поэзия, которая, подобно легкому ветерку, ведет читателя в лес мыслей, приятна для души, сразу же дает отдых разуму и становится частью твоей собственной жизни!
Хочешь узнать природу поэта? Ищи ее в нем самом! Поэт без утайки раскрывает свою природу в стихах:
Туча на сердце внезапно,
Иногда меня опутывает.
Если встретишь меня в таком состоянии,
Друзья, вы примете меня за чужого.
Я не совершал подвигов,
И трусом тоже не был.
Туча на сердце – всего на один день,
Много суетных моих дней.
Поэтому ко мне напрасно,
Не приходите с жалостью, сочувствием.
Жизнь эту слишком коротка,
Хочу провести ее в борьбе.
Все мое солнечное цветение,
Все во мне – и бушующая метель.
Сгорю и замерзну сам,
Разрешите, раны! («Моя природа») – из этого стихотворения поэта мы видим стойкий характер, подставивший спину под тернистую судьбу. Ты вынужден найти в себе позитивный импульс!
Мы уже высказали свои мысли о жизни во вступлении к этой статье. Эта мысль в стихах Жангали передана в сравнении с художественными штрихами, художественными описаниями. Например, в стихотворении «Жизнь» слова «одетый в зеленую рубашку», «сосна с колышками», «счастливая жизнь» – это не просто сочетание слов, а живой образ человеческой судьбы, проходящей «под белыми облаками».
Посмотрите:
Листья, ярко-зеленые листья,
Одели в зеленую рубашку окрестности.
Сосна с колышками только что,
Перепрыгивая через ручьи, бежит.
Гуси прилетают с криком вокруг,
Пушистый ветерок легко целует лоб.
Под белыми облаками проходящая,
Милая, счастливая ты, Жизнь, как же ты хороша!
«Я никогда не знал, что написано на моем лбу в этой жизни, но всегда знал, что создан для великого дела», – сказал Джон Дэвисон Рокфеллер. Жангали тоже, журналист-поэт, знал, что создан для великого дела, а не для того, чтобы разветвлять жилы судьбы. Взгляд поэта на жизнь, его вывод ясно видны в стихотворении «Некоторые моменты жизни». Он рисует изменчивую закономерность жизни как она есть:
Если посмотреть на эту жизнь – много интересного,
Мы проводим дни, занимаясь многими интересными делами.
Иногда заставляя тебя плакать,
Иногда заставляя тебя упустить свое счастье.
Даже если ты идешь по ложной жизни, даже если идешь по ее лжи, течение дней – это норма. То хмурясь, то радуясь, то опустошенно проклинает судьбу человека. Никто не может избежать этой закономерности. Это просто естественная закономерность. А люди? Изменчивость людей – это трагедия! Оптимизм поэта находит ответ и на это в своих стихах:
Нет смысла теперь сожалеть, расстраиваясь,
Жизнь впереди, неиссякаемые радости.
Одиночество кажется лучше, чем друзья-шуты, переменчивые!
Иногда я сам удивляюсь своим мыслям,
Прихожу и каюсь перед судом совести.
Что-то, потерянное много лет,
Я ищу, как будто найду на белом листе…
– говорит поэт.
Ги де Мопассан: «У писателя есть только одна способность. Он видит правду жизни и изображает ее как настоящий мастер. Все остальное – лишь жизнь двуличного человека». Верно!
Поэзия Жангали – это поэзия конкретного образа, неразрывной мысли. В стихотворении «Обещание» поэт пишет:
Хоть и много страданий у поэзии,
Я не считаю это насмешкой природы.
Вдохновляясь этим шумом жизни,
Я спешу написать горящие стихи.
Трудно не выплеснуться, переполняясь,
Время, называемое бегом, уносит.
Теперь я скажу свои мысли сердцем,
Прикрывая рот ладонью.
В этом стихотворении ясно видна вся поэтическая сущность Жангали. Прежде всего, мы видим и узнаем удивительную и трудную жизнь поэтической судьбы, путь страданий, который принял этот талант.
«Большая и частая ошибка при понимании и толковании лирики – считать, что все, что поэт говорит от своего имени, говорится только о нем самом, о его личной жизни, не учитывая, что он может чувствовать и говорить не только о том, что было, но и о том, что будет, и о настроениях, свойственных не только ему, но и другим», – говорит выдающийся ученый З. Ахметов.
Жангали – не робкий поэт. Жизнестойкость в стихотворении «Стремлюсь вперед», вырвавшемся из груди поэта, как будто раскрывает платформу автора на планете поэзии:
Стремлюсь вперед к вершинам жизни,
Нет покоя ни на миг в моей душе.
Много красных тюльпанов, много радостей,
Лишь бы мое небо не было запятнано.
Преодолеваю перевалы, вершины,
(Разве сама жизнь не рождает стихи?)
Я создаю свое счастье своими руками,
Не желтея, веря, что оно придет однажды.
«Нужно любить жизнь, даже в самой уродливой ее форме» Жак-Ив Кусто. Сила лирики – в ее воздействии, воздействие не в том, чтобы говорить о чем-либо поверхностно, как в обыденном разговоре, а в том, чтобы превратить то, что хочешь сказать, в повествование, в описание, то есть сила лирики не в повествовании, а в описании. Фабула стихотворения «Портрет» – очень простая, в смысле подачи мысли, тусклый образ теневой стороны общества.
Например:
Лицо сломлено. Одежда тоже скудна,
Может быть, его не находят, не заботятся.
Кто желает ему здоровья в день рождения,
Поднимает кубок, полный вина?
Он бросает презренный взгляд на улицу,
(Счастье привязано к неброшенной чаше),
Может быть, у него нет дома,
Может быть, он не ел со вчерашнего дня.
Его титулы никого не интересуют,
Только отсутствие добрых людей печалит.
Руки, спрятанные в карманах,
Борода скрывается в синем дыму.
Детали поэзии Жангали создают перед глазами читателя прекрасные картины. Особенно при описании природы мы замечаем, что деталь становится главным инструментом поэта. Вы видите живое явление, привлекательный образ, объемные картины, даже как красивый натюрморт, вышедший из-под руки искусного художника.
Поэт – мастер как портрета человека, так и пейзажа. Несколькими словами, отдельным штрихом детали он рисует сложные и интересные картины. Доказательство сказанного вы найдете в стихотворении поэта «Звезда»:
Ночной ветерок, как бабушка, гладит мои темные волосы,
Июньские цветы играют радостную мелодию рядом со мной.
Я лежу на бескрайнем зеленом лугу, глядя вдаль,
Бесчисленные мерцающие звезды погрузили меня в бездонные мысли.
Они, как красавицы, манят издалека, машут рукой,
Беспомощный, охваченный чувствами, я, несчастный, стал объектом насмешек.
Из строк стихотворения видно, что автор ищет узоры не просто так, а в соответствии с природой темы, характером поэтического материала.
Приведем отдельные отрывки из поэтического наследия поэта, внесшего вклад в повышение культуры поэзии.
Покрывая степь белым инеем,
Мороз щиплет лицо.
Приближающаяся зима – это осень,
Словно ее гонец.
Дым из труб, как спутанная пряжа.
Народ, зарезав скот,
Ждет «гостей».
Узоры, вышитые пером поэта: «ночной ветерок, как бабушка, гладит», «июньские цветы играют радостную мелодию», «как красавицы машут рукой», «приближающаяся зима – это осень, словно ее гонец», «дым из труб, как спутанная пряжа» – все это сравнения, как рельефные узоры, вышитые в области стиха. Это явление продолжается в стихотворении «Сельский вечер».
Рассмотрим подробно:
…Тень поля удлиняется,
Оперлась на плечо черной дороги,
….Словно стесняясь чего-то, краснея.
Вот, солнце спешно заходит за горизонт,
…Напевая каждому сердцу свою мелодию,
Этот вечерний быт – как луна в доме…
Точность, живописность и образность – признаки истинного таланта. Поэтому поэт экономно использует слова, чаще всего старается показать явление живописно, с помощью художественных оборотов, ярких деталей.
Если поэты не изображают облик бытия, мира в его истинном виде с индивидуально-авторской точки зрения посредством художественных метафор, то они мастерски и живописно приняли свою узорно-художественную задачу. Метод метафоры обладает множеством свойств. Они: узорность, экспрессивность, объяснительность, предсказательность, познавательность, репрезентативность.
В стихотворении внезапные, яркие, отдельные контрастные обороты образуют фразы:
О, моя свирельная мелодия Жизни,
Будь моим солнцем и смейся сегодня с моего неба.
В апреле я – твой голос гуся,
Весной я – твой бутон.
Я – журчащий родник мечты,
Не нарушенный еще нежными мыслями.
Если я из своей груди извлеку мелодию,
Века будут слушать ее тайну.
Я – луч, отгоняющий тьму,
Красавицы, как белые березы, любят меня.
Пытаясь поднять каплю на листе земли,
Не заметив, я наступаю на твой язык мелодии! («О, жизнь!»)
Хотя эти сравнения кажутся простыми для читателя, нетрудно заметить их сильное воздействие. Они глубоко проникают в человеческие чувства, погружают в впечатляющее воображение, заставляют задуматься. Проявление мысли поэта стало ясным.
Всем известно, что разные вещи и явления в жизни можно познать, сравнивая их друг с другом. Поэтому у этого познания есть своя тайна, свой метод, который зависит от каждого художника, от его отношения к жизни, миру, обществу, государственной политике, его всесторонних знаний, словарного запаса, богатства языка, способности философски глубоко осмысливать поэтическое мастерство, точнее говоря, от его гражданской позиции – это большая проблема. Жангали Мырзалиев, хорошо понимая и глубоко чувствуя это, раскрывает нам это посредством остроумных, точных, данных с точностью сравнений, выбранных выше.
Художественная сила творческого блеска поэзии поэта проистекает из природного таланта. Поэзия художника, несущего бремя поэтического разума и долга, ценна своей значимостью и достоинством. Художник раскрывает свой врожденный талант, придавая рельеф своим стихам, мастерски освоив методы и приемы стихотворной технологии.
Гегель говорил: «Поэтическое творчество – это не прямое копирование природы. Поэзия, в глубоком смысле, это истинное, священное, благородное искусство. Поэт – обладатель возвышенного духа, который постигает и понимает основу всех явлений и вещей. Поэт основывает красоту и изящество природы на целостности и воспринимает их как особый знак некой всемогущей силы».
В заключение, можно с полным основанием утверждать, что поэзия Ж. Мырзалиева займет достойное место, соответствующее ее рельефу, и является одним из уникальных национальных духовных богатств.
Рассматривая творчество Ж. Мырзалиева, мы видим свидетельство его плодотворного труда и усилий на всех ступенях мастерства.
ТАЛАП ТАЙМАСУЛЫ,
Старший преподаватель Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета. Поэт, лауреат премии имени Жиембета жырау.