Что человек должен защищать в первую очередь. Конечно, ОТВЕТИМ – ЧЕСТЬ. Что такое честь, которую должен защищать человек? Это: честь-вера (убеждения), родная земля Атамекен, Родина и Семья. В нынешних условиях к ним следует добавить наши Ата-салты (традиции предков) и обычаи, наш язык и традиционную религию. Если у человека есть эти ценности и вера, чтобы их защищать, значит, у него есть Честь. Если всего этого нет или половина отсутствует, значит, у человека нет Чести, он бесчестен.
Древние казахи, встречаясь и здороваясь друг с другом, говорили «АРМА», то есть «ЕСТЬ ЛИ У ТЕБЯ ЧЕСТЬ, КОТОРУЮ НУЖНО ЗАЩИЩАТЬ?», и отвечали «БАРБОЛ», то есть «ДА БУДЕТ У ТЕБЯ ЧЕСТЬ!».
Этот обычай приветствия четырежды повторяется и подчеркивается в эпосе «Кобланды батыр».
«Подходит к концу караван,
Кара Букан, идущий впереди,
Прибыв к Букану – сказал «Арма!»,
«Есть ли кто перед тобой?».
Карабукан сказал:
«Среди лошадей пегая,
Мы искали сына Коблана,
Ты думаешь, он останется позади
Старшего брата, чем ты?!
Под этим перевалом
Идут два Даулета»,
Разогнав коня Тайбурыла,
Подъехал и к нему,
Сказал: «Ты был старшим – Арма!»,
«Есть ли кто перед тобой?» –
Он тоже говорит – пегая,
«Мы искали сына Коблана,
Черного, с шерстью как щетина,
Под этим перевалом
Идет Аккозы»,
Разогнав Тайбурыла,
Подъехал и к нему,
Сказал: «Ты был старшим – Арма!»,
«Есть ли кто перед тобой?» –
Он тоже говорит – пегая,
Черного, с шерстью как щетина,
Мы думали, заблудились
Сына Коблана,
Под этим перевалом
Идет Каракозы»,
Разогнав коня Тайбурыла,
Подъехал и к нему,
Сказал: «Ты был старшим – Арма!»,
«Есть ли кто перед тобой?» (страницы 47-48).
Этот обычай приветствия в наши дни забывается. Встречается только среди казахов из Бес кала (Каракалпакстан). Однако большинство из них понимают это приветствие как АРИМА (не уставай). Тем не менее, это понятие также является производным от того же слова АР.
Казак обобщенно называет Честью все понятия, которые должны быть защищены людьми. Например, честь девушки – это ее достоинство, честь мужчины – это его гордость и т.д.
Подтверждением этого утверждения является следующее высказывание. Старшие говорят молодым: «береги свою честь, защищай свою честь». Тех, кто не может защитить, ругают: «бесчестный, эй, негодный бесчестный». Следовательно, основное значение этого слова оказывается «Есть ли у тебя честь, которую нужно защищать?».
По моему мнению, в настоящее время, как и у нашего предка «Каракыпшак Кобланды батыра», казахам очень нужен обычай приветствия.
Потому что слишком много стало бесчестных людей, которые не знают и хулят своих предков (роды).
Кожырбайулы Мухамбеткарим