Национальный банк Казахстана связал резкое обесценивание тенге с санкциями, введенными против России. Общественные активисты считают это следствием Евразийского экономического союза. Некоторые эксперты называют основной причиной обесценивания денег недиверсифицированность экономики страны.
«Без союза тенге бы не обесценился»
Заявление председателя Национального банка Казахстана Данияра Акишева о том, что в последние недели тенге снова обесценился, и «в ближайшие несколько лет инфляция может вырасти в связи с санкциями, введенными против России», вызвало бурное общественное мнение. В связи с этим вновь усилились обвинения в том, что «экономика Казахстана стала зависимой от России», и прозвучали мнения о том, что «если бы Казахстан не вступил в Евразийский экономический союз, тенге бы так не обесценился».
Часто в социальной сети Facebook задаются вопросом: почему санкции, введенные против России, влияют на Казахстан.
Предприниматель Арманжан Байтасов пишет: «… разве мы не суверенная страна с сильной экономикой, почему мы не можем проводить свою финансовую политику? Если обесценивание рубля влияет, зачем нам привязывать нашу тенге к валюте соседней страны», а один из пользователей Аятжан Ахметжан пишет: «Мы готовы пройти через огонь вместе с Россией. Вышли из Советского Союза, вступили в Таможенный союз. Теперь вот дожили до этого».
Один из гражданских активистов Мухтар Тайжан, который выражал несогласие при подписании договора о создании Евразийского экономического союза в 2014 году, написал на своей странице в социальной сети Facebook: «Национальный банк и правительство наконец сами признали, что ухудшение нашего экономического положения связано с нашим членством в Евразийском экономическом союзе. Они также признают, что если мы хотим развивать нашу экономику в будущем, мы должны выйти из Евразийского экономического союза».
Обесценивание тенге: что скажет министр, а что эксперты?
«Санкции не влияют на Казахстан»
Корреспондент Азаттыка попытался задать подобные вопросы министру финансов Бакыту Султанову. Однако мнение министра оказалось иным.
По его словам, Казахстан не намерен выходить из Евразийского экономического союза. Поскольку именно Казахстан первым выдвинул инициативу о создании этого союза и межгосударственной интеграции.
– Необходимо продолжать устранять препятствия для интеграции между членами союза. Через этот большой рынок в будущем можно противостоять глобальным кризисам. Санкции, введенные против России, не оказывают прямого влияния на Казахстан. Наоборот, используя санкции, Казахстан должен экспортировать свои товары в Россию, – говорит министр Бакыт Султанов.
Недиверсифицированная экономика
Бывший депутат Сената парламента Уалихан Кайсаров считает, что «власть, которая раньше видела обесценивание тенге из-за удешевления нефти, теперь ссылается на санкции, введенные против России».
По его словам, «экспортировать товары в Россию, которая находится под санкциями, чьи деньги часто обесцениваются, а товары дешевеют, сложно. Вместо этого казахстанским властям следует заняться диверсификацией экономики».
Корреспондент Азаттыка задал вопрос о том, связано ли обесценивание тенге с Евразийским экономическим союзом, еще нескольким экспертам.
Эксперт Расул Рысмамбетов говорит: «Чтобы Евразийский экономический союз был полезен Казахстану, он должен был сократить долю государства в своей экономике, создать условия для местных производителей и, самое главное, обеспечить беспрепятственный доступ казахстанских товаров на российский рынок. К сожалению, этого не произошло. Мы видим последствия этого».
– Только сильная экономика, опирающаяся на диверсифицированный экспорт и малый и средний бизнес, может защитить тенге. Даже если мы выйдем из Евразийского экономического союза завтра, структура экономики нашей страны не изменится мгновенно. Все проблемы напрямую связаны с развитием нашей собственной экономики, – говорит он.
Мнение эксперта Айдара Алибаева также схоже.
– Казахстан до сих пор не получил ощутимой выгоды от Евразийского экономического союза. Более того, наблюдается, что для России политическая сторона этой организации более интересна, и она считает ее союзом под своим влиянием, – говорит он.
По словам Айдара Алибаева, «сейчас Казахстан и без этого союза имеет чрезвычайно тесные и очень сильные экономические связи с Россией. Поэтому, даже выйдя из союза, он все равно останется экономически и политически зависимым от России. Поэтому у тенге Казахстана нет иного выхода, кроме как следовать за российским рублем».
– Основная причина обесценивания тенге – отсутствие собственного производства. Экономическая система развивается только при наличии производства. А экономически развитая система существует только в системе с развитой политической конкуренцией. У нас этого нет, – говорит он.
Экономист Меруерт Махмутова – одна из тех, кто выступал против Таможенного союза, созданного за несколько лет до Евразийского экономического союза.
– Экономики Казахстана и России схожи. Обе страны экспортируют сырье, зависят от нефти. Однако диверсификация российской экономики выше, чем казахстанской. С момента вступления в этот союз экспорт Казахстана в Россию снизился, а импорт увеличился. Поэтому выгоду от союза получает Россия, – говорит она.
Меруерт Махмутова осведомлена и об общественном мнении о необходимости «выйти из Евразийского экономического союза». Однако она считает, что пока Владимир Путин является президентом России, такой возможности нет.
Однако, по словам экономиста, обесценивание тенге также связано со ставкой Федеральной резервной системы США.
– Если, например, в США ставка по доллару составляет два проценста, у нас на валютный депозит начисляется один процент. Если США повышают ставку, капитал течет туда. Капитал уходит не только из Казахстана, но и из Европейского союза. Положительные изменения возможны только тогда, когда мы освободим нашу экономику от зависимости от экспорта сырья, – прогнозирует Меруерт Махмутова.
В мае 2014 года в Астане главы Казахстана, России и Беларуси подписали соглашение «О создании Евразийского экономического союза». Позже в состав Союза вошли Армения и Кыргызстан.
Соглашение «О создании Евразийского экономического союза» вступило в силу с начала 2015 года. До этого в Казахстане общественные активисты выражали протест против вступления страны в Евразийский экономический союз.
Национальная валюта Казахстана – тенге была введена в обращение осенью 1993 года, ее курс по отношению к одному доллару США был установлен на уровне 4,7 тенге. Через два месяца курс доллара вырос до 54 тенге. После этого казахстанская валюта сильно обесценивалась в апреле 1999 года, в феврале 2009 года, в феврале 2014 года и в июле 2015 года. В августе 2015 года Национальный банк Казахстана сообщил о новой финансово-кредитной политике и о том, что обменный курс тенге будет отпущен в свободное плавание.
Казахстанский тенге снова постепенно обесценивался этим летом. Сейчас в обменных пунктах его курс по отношению к 1 доллару США достиг 378 тенге. Ранее, в начале 2016 года, когда цены на нефть на мировом рынке упали, в ходе биржевой торговли этот показатель достигал 383,91 тенге.
Азаттык