3 сентября главы государств, созданных потомками единого тюркского народа, собрались в Кыргызстане. Хотя информация о союзе тюркских стран время от времени появлялась в источниках, не было сказано ничего особо значительного, что могло бы привлечь внимание мира. Некоторые русскоязычные источники опубликовали материалы на тему «Зачем Тюркскому совету Центральная Азия?». В этот период также появилась информация о том, что Россия выделила 8 миллионов рублей на «борьбу с пантюркизмом». Беспокоит ли других объединение тюркского народа? Если задать вопрос иначе, смогут ли тюркские страны сформировать «тюркское единство», вызывающее беспокойство у других?
Я провел исследование по этому вопросу, но, помимо официальной информации о саммите, в котором приняли участие президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, а также президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев со статусом наблюдателя и специальный гость, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, аналитических материалов было очень мало.
В турецком агентстве «Анадолу» была опубликована статья доцента Кюршада Зорлы, изучающего Европейский союз и тюркское единство, под названием «Период разрозненности и целостности в Тюркском совете». Материал был переведен на казахский язык для внимания читателей.
***
В период обострения глобальной торговой войны, когда политические и экономические связи должны быть пересмотрены, VI саммит Тюркского совета имеет большое значение для всех стран-членов.
Тюркский совет (Совет сотрудничества тюркоязычных государств) — это международная организация, созданная в 2009 году для улучшения сотрудничества между тюркскими странами и сообществами. Страны-учредители: Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Турция. По охвату это главная организация тюркского мира.
Если рассматривать Тюркский совет с исторической точки зрения, то его интеллектуальные основы зародились около 100 лет назад, а институционально он берет начало с «Саммита президентов тюркоязычных государств», начавшегося в 1992 году. В этом контексте вспоминаются решения первого саммита тюркских стран после обретения независимости в 1991 году. На саммите 1992 года 6 тюркских государств, кроме Турецкой Республики Северного Кипра, приняли участие в полном составе и поделились с общественностью 3 важными основополагающими решениями: 1. Свободное передвижение граждан, свободный оборот товаров и услуг; 2. Создание общего банка; 3. Продажа всех природных ресурсов в Европу через Турцию.
Это направление и воля очень важны. Страны, участвующие в саммите, обладают значительной частью энергетических ресурсов Евразии. С одной стороны, важно, чтобы вновь обретшие независимость страны могли использовать свои запасы нефти и газа, а с другой стороны, было очень важно найти 2 миллиарда долларов в год, необходимых для развития государства. Турция, будучи давно независимой среди тюркских стран, восприняла это как свою ответственность. С другой стороны, транспортировка нефти и газа в Европу через Турцию была самым влиятельным дипломатическим инструментом 1990-х годов. Однако первый период, охватывающий 1991-1996 годы, показал картину разрозненности, где не было выполнено достаточно работы.
Таким образом, первоначальные встречи президентов тюркских стран до 2009 года в основном занимались значительной работой в педагогическом и социально-культурном пространстве. Проект «Десять тысяч студентов», открытие университета имени Ахмета Ясави в Казахстане, создание университета Манаса в Кыргызстане являются основными примерами. Саммиты, проходившие до 2006 года в Анкаре, Стамбуле, Бишкеке, Ташкенте, Астане и Баку, не смогли собрать государства в полном составе. Этот период был самым слабым в отношениях. Саммит, проходивший в Анталии через 5,5 лет, не посетил Узбекистан. Туркменистан был представлен чрезвычайным и полномочным послом в Анкаре. Нейтралитет Туркменистана, закрепленный в ООН, и ослабление турецко-узбекских отношений препятствовали расширению и институционализации саммитов.
Наконец, в соответствии с решением, принятым на Нахчыванском саммите в 2009 году, и с созданием на Стамбульском саммите в 2010 году, начался период саммитов Тюркского совета. Саммиты, проходившие в 2011 году в Алматы, 2012 году в Бишкеке, 2013 году в Габале, 2014 году в Бодруме, 2015 году в Астане, после которых последовал перерыв почти в 3 года, провели VI встречу в Иссык-Куле совсем недавно.
Что такое Тюркский совет?
Главным директивным органом Тюркского совета является Совет глав государств. Председательство ежегодно переходит по алфавитному порядку. В этом году председательство в Тюркском совете перешло от Казахстана к Кыргызстану. Деятельность Совета осуществляется Секретариатом, расположенным в Стамбуле. Кроме того, Тюркский совет имеет статус смежных организаций, таких как Парламентская ассамблея тюркоязычных стран, Тюркский деловой совет, Тюркская академия и Международная организация тюркской культуры (TÜRKSOY). В соответствии с соглашениями, цели и задачи организации включают «общую позицию во внешней политике», «борьбу с терроризмом и трансграничной преступностью», «развитие эффективного сотрудничества во всех сферах». В связи с этим, общая позиция стран-членов в международных организациях имеет большое значение с точки зрения Тюркского совета. Недостатки и несоответствия в формировании бюджета для реализации таких целей и проектов, несомненно, будут вынесены на повестку дня в новом периоде. Предоставление здания Секретариата в Стамбуле для международного имиджа Совета является частью этого процесса.
Саммит в Чолпон-Ате
VI саммит тюркских стран, проходивший в период обострения глобальной торговой войны и пересмотра политических и экономических связей, можно считать очень важным. Особенно с учетом того, что недавно было достигнуто правовое решение между прикаспийскими странами, новые альтернативы в энергетике и транспортировке дают очки не только в территориальном смысле, но и в глобальной борьбе.
Текущая ситуация и возможности указывают на потенциал, схожий с периодом 1991-1996 годов. Если учесть связи тюркских стран, долгое время находившихся под влиянием Советского Союза, с Россией, то сравнительное соглашение между Турцией и Россией приведет к еще более четким шагам в сотрудничестве тюркского мира. Официальное присоединение Узбекистана к Тюркскому совету на саммите в Чолпон-Ате на берегу Иссык-Куля в Кыргызстане, а также участие Венгрии в качестве страны-наблюдателя в качестве почетного гостя являются обнадеживающими шагами. Таким образом, кроме Туркменистана и Кипра, 5 тюркских стран стали официальными членами организации. Прогнозы и предложения глав государств на саммите, который является важнейшим органом Совета, можно суммировать следующим образом:
– Президент Турции Эрдоган предложил осуществлять торговлю между соответствующими странами в национальной валюте вместо доллара. Он также заявил о борьбе с организацией (FETÖ) под руководством Фетхуллаха Гюлена, обвиняемого в попытке государственного переворота 15 июля 2016 года в Турции. Особо он подчеркнул важную роль Турции в формировании общего коридора для реализации исторического проекта Великого Шелкового пути;
– Президент Казахстана Назарбаев предложил объединить некоторые нижестоящие организации для более функциональной работы Совета, сформировать концептуальную карту, особенно активизировать организации в сфере транспорта и морских перевозок;
– Президент Азербайджана Алиев, подчеркнув роль транспортных и энергетических программ между тюркоязычными странами, обратил внимание на добавленную стоимость для укрепления регионального сотрудничества;
– Президент Кыргызстана Жээнбеков, принимавший саммит, пригласил Туркменистан также принять участие в Совете.
– Новый член Совета, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, сосредоточился на «совместном туризме» и предложил сделать город Хива культурной столицей тюркского мира.
Пересечение возможностей и проблем
Без сомнения, Тюркский совет укрепится в новом периоде с присоединением Узбекистана. Узбекистан, являясь одной из важнейших стран региона с точки зрения демографической структуры и экономического потенциала, принесет значительные доходы всем странам-членам. Принятие такого решения в период укрепления узбекско-казахских отношений может стимулировать сотрудничество на уровне Туркменистана, Таджикистана и даже Афганистана. Поэтому Тюркский совет усиливает свою возможность стать ключевым партнером на стратегической платформе глобальных событий. Статус Венгрии, члена Европейского союза, в качестве наблюдателя в Совете очень ценен с точки зрения силы и позиции между Востоком и Западом.
Последний этап проектов, реализованных Советом за последние 3 года в области транспорта, энергетики и туризма, станет эффективным стимулирующим инструментом. Грузоперевозки через проект братских портов Самсун-Баку-Актау, оживление «среднего коридора» на новом Шелковом пути принесут значительную пользу расширению общей туристической зоны для тюркского мира. В плане согласования действий, вновь назначенный генеральный секретарь Багдат Амреев, благодаря своему опыту и дипломатической известности, придаст организации еще больший импульс.
Однако, несмотря на такие возможности, членство Казахстана и Кыргызстана в Евразийском экономическом союзе, созданном под руководством России, может парализовать двусторонние и многосторонние проекты, особенно в экономической сфере. Кроме того, разногласия Турции с США могут осложнить ситуацию в определенной степени, или негативное влияние на отношения с Россией в этом отношении может замедлить развитие в рамках Тюркского совета. Еще одна важная проблема связана с форматом работы организации. Невыполнение решений, принятых на уровне президентов, на должном уровне в нижестоящей бюрократической цепочке до следующего саммита также создает трудности. Кроме того, нагрузка и сферы ответственности подчиненных организации учреждений как основного органа отстают от формального организационного процесса. Этот дефицит влияет на противоречия власти. Например, поскольку Тюркская парламентская организация находится в Баку, Тюркская академия в Казахстане, Тюрксой в Турции, а Тюркский совет в Стамбуле, координационная несогласованность общих целей не охватывается достаточным временем и содержанием. Разногласия во взглядах на общность языка и письма также препятствуют формированию общего требования и понимания.
С другой стороны, Тюркский совет, выделяющийся среди аналогичных организаций в мире своим ВВП в 1,5 триллиона долларов, населением около 200 миллионов человек и территорией 5 миллионов квадратных метров, если хотите, на уровне государств, если хотите, на уровне организации, далек от ожидаемого экономического сотрудничества, безжизнен.
Если посмотреть на мировую внешнеторговую позицию тюркских стран, то 5 тюркских стран, включая Туркменистан, в 2017 году имели общий объем внешней торговли 146 миллиардов долларов. С Турцией — на уровне 536 миллиардов долларов. 5 тюркских государств в 2017 году составляли лишь около 16,1 процента от общего экспорта стран СНГ и около 0,5 процента мировой торговли.
Если включить сюда Турцию, то этот показатель едва достигает 1,4 процента. Россия, чье влияние ощущается в регионе, имеет 2 процента мирового объема экспорта. Если посмотреть на внешнюю торговлю Турции в 2017 году, то ее внешняя торговля с другими странами, входящими в Тюркский совет, составила всего 7 миллиардов долларов. Из них 4,2 миллиарда — экспорт. Это лишь около 1,8 процента от общего объема внешней торговли Турции.
Исходя из этого определения и результата, Тюркский совет нуждается в структурном, психологическом укреплении, и требуется, чтобы все соответствующие институты стран-членов перешли к тесному сотрудничеству, предприняли конкретные шаги и организовались, что является большой необходимостью.
tarlan.kz