Древность казахов в настоящее время никем не вспоминается. Поэтому любой историк, говоря о далеком прошлом, говорит предположительно, догадками. Причина отсутствия точных данных: нет письменных свидетельств, сохранившихся в виде записей, о древности казахов. Поэтому, если взять современных писателей Европы и собственных историков казахов, которые собирают сведения об общей истории казахского народа, то все они до сих пор вращаются вокруг вопросов: кто такой казахский народ, откуда он произошел, какие великие эпохи он пережил. Составить полную картину истории народа, охватывающую все изменения во внутренней и внешней жизни, очень сложно.
Если посмотреть на эпохи, которые указывают некоторые из этих историков, то древние казахские роды, начиная со времен Чингисхана, полностью входили во все периоды истории тюрков и монголов и активно участвовали в них. В более поздние времена, во времена ханов Жанибека, Керея, Касыма, Акнияза, казахские роды, объединившись, входили в состав Казанского ханства, Ногайской Орды, Узбекского государства и существовали там долгое время. Все истории о батырах, которые будут рассмотрены в этой книге, будут служить доказательством и свидетельством, данным литературой нашего народа, в поддержку вышеупомянутого мнения. Эти слова – слова, связанные с общей историей нашего народа.
Теперь, если взять внутренний мир, повлиявший на литературу народа, то узнать его древнюю форму еще труднее. Что бы мы ни говорили в этом направлении, если мы не будем догадываться, опираясь на оставшиеся в народе исчерпанные признаки, никакой внешней помощи не будет. Хотя есть собиратели сведений об общей истории казахского народа, никто не собирал, не анализировал и не делал выводов о религиозных верованиях, образе мыслей и уровне знаний древнего внутреннего мира.
Поэтому, если мы будем делать предположения самостоятельно, внутренний мир казахского народа разделится на две большие эпохи. Одна из них – последнее время после принятия ислама. Вторая – древняя эпоха до этого. Если есть признаки этой эпохи, достигшие нашего времени, то это признаки, оставшиеся в некоторых обычаях, песнях, древних понятиях народа. К таким признакам относятся: почитание неба и огня; вера в баксы, джиннов, албасты, жезтырнаков. Если все это собрать и проанализировать, можно предположить, какими были религиозные верования казахов до принятия ислама и как они понимали мир. Древняя религия казахов начинается с веры в то, что миром управляет множество сил. Поэтому поклонение небу (Тенгри), поклонение огню как самой сильной стихии на земле, вера в скрытые тайны мира – в духов, джиннов, баксы.
Духи и джинны в древних казахских религиозных верованиях, вероятно, были подобны ангелам в современном исламе. У них был свой собственный мир. Каждый из них, вероятно, был источником каждой части природы или различных состояний человеческого духа. Все это сейчас осталось в руках баксы: баксы – единственный оставшийся на земле призна