Вы знали, что французский писатель-фантаст Жюль Верн написал очень интересный роман о хане Кенесары?! Не можете вспомнить, о какой книге идет речь? Казахского перевода романа нет. На русском он указан как «Михаил Строгов» или «Царский гонец». Первые строки начинаются так: «Татарский хан Феофан, покоривший всю Сибирь и заставивший дрожать Российскую империю»… Феофан, кто это? А где же Кенесары, спросите вы. Изначально писатель написал главным героем книги Кенесары. Когда он уже собирался отправить ее в печать, вмешались министры иностранных дел Франции и Российской империи, и по просьбе русского писателя Тургенева имя и фамилия героя были изменены. Однако образ Кене, его храбрость были описаны без изменений.
Да, нам говорили, что борьба Кенесары за свободу проходила в глухих степях, и никто о ней не знал. Это ложь. Весь мир слышал о восстании Кенесары, и те, кто был им восхищен, писали романы, посвящали поэмы. Они не просто восхищались издалека. Польские и литовские офицеры, лишенные государственности из-за гнета Российской империи, специально искали его и присоединялись к отряду Кенесары.
Итак, почему Кенесары восстал против империи? Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте мысленно отправимся в 1830-е годы. Что вы увидите? С севера Российская империя вторгалась в наши степи, отнимая наши земли, такие как Костанай, Акмола, Кереку, Кызылжар. А с юга нападали кокандцы, захватывая города Шымкент, Аулиеата, Ак-Мечеть, Алматы. Между ними, как одна линия, осталась только Арка. Казахская территория жизни в то время так сузилась. И вот на этой «линии жизни» казахи в последний раз ударили копытом. Искрой этого удара был Кенесары!
Восстание или война?
Кенесары не стал сразу бунтовать, как разбойники. В соответствии с дипломатией того времени, он сначала официально написал письмо русскому царю: «У вас были договоренности с нашим предком Абылаем. Вы обещали не отнимать наши земли, не налагать налоги. Сегодня вы нарушаете эти договоренности. Если мы хотим жить в мире, снесите незаконные укрепления в нашей степи».
Требование не было выполнено. Соответственно, Кенесары объявил войну Российской империи. Да, борьба нашего последнего хана была не восстанием. Это была большая война за сохранение государства. Почему, спросите вы? Восстание – это беспорядки, бунт граждан государства. А был ли Кенесары гражданином Российской империи? Нет! В то время казахский народ не был полным подданным Российского государства. Мы согласились на протекторат или военный союз. Затем у Кенесары был статус хана. Или это означало, что казахский народ имел государственность. Ханский совет работал. Это как нынешнее правительство. Нынешний суд был судом биев. Была налоговая система. Была постоянная армия. Короче говоря, все, что относилось к государственной системе, было у Кенесары. Теперь, если другая страна вторгается в такое полноценное государство, будет ли это восстание или война?
Серикзат Дуйсенгазы, ученый, поэт:
Одно государство никогда не открывает восстание против другого государства. Более того, в Африке англичане когда-то завоевали народ зулусов. Когда сами зулусы выступили за освобождение своей страны, история назвала это событие «англо-зулусской войной». Это не называется восстанием зулусов против англичан. Следовательно, историю Кенесары следует оценивать как «войну за освобождение казахской земли и восстановление ханства».
У восстания нет долгосрочной, стратегической цели. Возьмем бунт Исатая и Махамбета. После победы над Жангиром, что они преследовали дальше? По сравнению с этим, у Кенесары была конкретная миссия!
Берик Абдыгали, руководитель организации «Священный Казахстан»:
У нас восстания в основном были региональными, так сказать, родовыми. Было только спасение определенного рода. В этом смысл восстаний Исатая и Сырыма. А особенность Кенесары заключалась в том, что оно было национального масштаба. Он вел бои за сохранение государственности.
Кенесары начал расширять жизненное пространство казахов, которое сузилось до одной линии. Прежде всего, он атаковал русские укрепления, возвышавшиеся в Арке. На юге он разрушил кокандские крепости. Самым первым трофеем отряда Кенесары стала Актауская крепость, взятая в сентябре 1838 года.
На самом деле, штурм крепости – непростое дело! Вокруг рвы, а стены высокие. Если штурмовать в лоб, погибнешь зря. Как казахи разрушили эту крепость?
Темиргали Аршыбеков, историк:
Чтобы взять эту крепость, Кенесары основательно подготовился. За Актаускими горами есть хребет под названием «Корган». У подножия этого хребта Корган они построили макет русской крепости и тренировали воинов штурмовать и брать эту крепость.
То есть, они строили макеты укреплений и учили своих солдат карабкаться по ним, ломать ворота. Из этого мы понимаем, что Кенесары не бросался в безрассудную храбрость. Он атаковал, будучи полностью подготовленным. То есть, он сделал все возможное, чтобы не понести потерь, говоря «каждый казах – мое единственное сокровище». Удивительно, что внутри крепости площадью около 2 километров находилось 800 солдат. А в войске Кенесары, штурмовавшем эту крепость, было также 800 человек. Такого не было в мировой военной истории. Чтобы атаковать укрепившегося врага, численность атакующей армии должна быть в 3-4 раза больше, чем у