Вы посещали выставку картин? Успели ли вы выработать навык вдумчивого созерцания картин разного размера, представленных там? Конечно, можно просто пройти мимо произведения, прочитав его название и имя автора. Однако прелесть выставки в том, что она, помимо снятия тревожности и успокоения разума, расширяет мир фантазии и кругозор человека, увеличивает его знания и развивает систему мышления. Как же? Позвольте мне остановиться на произведениях выставки, специально привезенной из Третьяковской галереи Москвы в Национальный музей РК, и рассказать вам о гранях и тайнах изобразительного искусства.
Искусство рисования, вероятно, берет свое начало с очень давних времен. Согласно имеющимся данным, первые люди рассматривали рисование как средство общения. С помощью угля и острых камней они запечатлевали на земле мир своих мыслей. Они научились вырезать из дерева созданные образы, заложив тем самым основы скульптуры. Позднее они перешли к украшению вырезанных из дерева предметов. Таким образом, изобразительное искусство развивалось в различных условиях и разделилось на такие направления, как живопись, скульптура и графика. Живопись, о которой мы говорим, требует не только таланта, но и упорства, мастерства. Чтобы мир восхищался его картиной, художнику, вероятно, приходится много трудиться. Вы скажете, что рисование — это труд? Хотя мазки на белом листе бумаги, сделанные разноцветными красками, не являются большим трудом, они, несомненно, формируют богатый опыт. А немецкий мыслитель Гете сказал: «Чтобы овладеть живописью, нужны только знания, знания и еще раз знания». Это правда. Нет крепости, которую не могли бы взять знания, и мастерство, и опыт художника, вероятно, формируются благодаря обширным знаниям.
50 произведений, представленных на этой выставке, охватывают различные жанры. Они не похожи друг на друга. Методы изображения также различны. Каждое произведение имеет свою историю. Глядя на известные шедевры, поразившие мир, восхищаешься красотой чуда под названием искусство. Многолетние картины, несущие в себе вдохновение автора, сиюминутное настроение, мысли и фантазии, не оставляют зрителя равнодушным.
В произведении английского писателя Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея» художник-персонаж говорит о написанном им портрете: «Любой портрет, написанный художником с любовью, — это, по сути, его собственный портрет, это даже не просто изображение человека, которого он нарисовал. Художник раскрывает не персонажа, а свой собственный внутренний мир. Поэтому я боюсь, что эта картина раскроет миру тайны моей души. Поэтому я не хочу выставлять ее на выставку». Если верить словам писателя, то, любуясь каждым произведением, представленным на выставке, есть возможность понять сокровенные мысли каждого художника.
Для тех, кто умеет слушать, картины говорят. Чтобы услышать их, не обязательно знать автора и название картины. Нужно только вглядеться. Понимание языка картины с помощью собственного разумения и взаимное понимание с ней гораздо интереснее. Лично я, когда вглядываюсь в каждую картину, не обращаю особого внимания на ее название и автора. Почему, спросите вы? Если я прочитаю, что хотел сказать художник, произведение передо мной станет для меня неинтересным. Приходится воспринимать произведение только в рамках заданной автором темы и просто проходить мимо. Я не могу думать, нет возможности почувствовать внутренний мир художника и заставить картину говорить. А стоя перед большим художественным произведением неизвестного автора, я невольно «отключаю» свой разум. Избавляясь от тревожных мыслей, я обретаю душевное спокойствие. И тогда голос искусства все больше притягивает меня.
Картина, которая сразу же меня захватила, — «Утро на Каспии». Автор — Таир Салахов. Это произведение было создано в 1986 году. Реалистичность произведения такова, что перед глазами возникает морской пейзаж. Кажется, будто слышишь одновременно шум волн и крики чаек, ощущаешь простор и свободу морского побережья. На этикетке картины представлен комментарий автора об этой работе. «Над картиной «Утро на Каспии» я долго работал. Парень в брезентовой куртке чего-то ждет. Напряженный рабочий день вот-вот начнется. Его мысли дома», — сказал он. Не читая этих слов Таира Салахова, я долго вглядывался в этого парня. В нем чувствуется вес человека, живущего у моря. Это обладатель не только грубой силы, но и глубоких мыслей. Он словно безмолвно доносит до других то, что хочет сказать. Его жизнь на море — это не работа ради заработка, море — это его жизнь. Причина его нынешнего беспокойства — лишь тоска. Вот так я понял голос картины, занимающей целую стену. Что бы вы сказали?
1-я картина. Утро на Каспии.
Мне кажется, что содержание объемных картин тоже глубоко. В маленькой картине тоже может скрываться большая мысль. Однако пройти мимо этого произведения быстро, действительно, было невозможно.
Помимо внутреннего мира автора, каждое произведение рассказывает определенную историю. Например, в портретах мы узнаем образ конкретной личности, а в произведениях под названием «Деревня», «Прогулка осенью», «Журавли» мы можем увидеть сельские улицы, играющих детей, животных и птиц, а также людей