«В Медине – Мухаммед, в Туркестане – Ходжа Ахмет, в Мангышлаке – пир Бекет!» Эту фразу, ставшую устойчивым выражением для всех казахов, западноказахстанцы продолжают словами «На Ак-Жайыке – Джумагазы хазрет».
Смысл этого, вероятно, в том, что духовный путь, оставленный отцом всех тюрков, а также пиром всего тюркского народа, Азирети Султаном Ходжа Ахметом Ясави, продолжается именно в Джумагазы хазрет.
Удивляет, что весь народ, населявший бескрайние степи от Алтая до Атырау, исповедовал одну религию, одно верование. Ведь родина Джумагазы хазрета, Букеевская орда, занимавшая земли между Волгой и Уралом, находится примерно в 3 тысячах (!) километров от священного Туркестана. Но юный Джумагазы, искавший знаний, уехал из родного аула и получил духовное образование именно в Туркестане! «Он много лет учился в мечети Азирети Султана и даже достиг степени наставника», – гласит легенда, передаваемая из уст в уста. Однако, набравшись знаний и достигнув зрелости, Джумагазы хазрет поспешил вернуться на свою далекую родину.
Место, где сейчас покоится Джумагазы хазрет, – устье реки Шолак Анкаты, впадающей в озеро Шалкар, – тоже связано с легендой. Изначально эта земля принадлежала роду кердери. Джумагазы хазрет, приехавший распространять полученные в Туркестане знания, встретился со старейшинами рода и попросил эту землю. Сначала ему отказали. Тогда, затаив обиду и отвернувшись, молодой мулла пошел прочь, но из-за его спины, как говорят, показалось пламя. Заметив это, один из старейшин сказал: «Отдайте, что просит этот человек, он не простой».
– У нашего предка было много рукописей. Они были утеряны в смутные времена. Я обращался в архивы Астрахани, Оренбурга, Алматы в надежде найти хоть какие-то сведения. Увы, пока ничего не найдено, – говорит Гарифулла Жамбозов, который сегодня поддерживает огонь в священном месте и служит приходящим на поклонение людям.
Гарифулла Баймуратович, внук Жамбоза, родившегося от сына хазрета по имени Убинияз, 25 июня 2009 года зарегистрировал в Западно-Казахстанском областном департаменте юстиции личный фонд «Дәдем ата». Чтобы узнать о почитании святых и обычаях паломничества у казахского народа, он специально посетил священные места в разных частях Казахстана.
«Я побывал в таких местах, как Арыстан баб, Азирети Султан, Шопан ата, Бекет ата, и был доволен заботой, оказанной паломникам. Ах, если бы и это место стало таким же!» – мечтал Гарифулла. Сегодня на средства смотрителя и при поддержке меценатов на месте паломничества возведены величественная мечеть и большая гостиница. В священном месте, куда ежедневно приходят люди, установлены электричество и газопровод. Территория благоустроена, установлен фонтан, вымощены узорчатые камни, высажены деревья, создана прекрасная атмосфера. За исключением 3-километрового участка дороги, соединяющего трассу Уральск – Актобе, который создает трудности в непогоду, для паломников созданы все условия.
Местные жители называют Джумагазы хазрета «Дәдем ата». Существует несколько версий происхождения этого названия. Одни говорят, что «Дәдем» – это древнее казахское слово, означающее «великий предок», другие связывают его с Виктором Шубиным, руководившим совхозом «Правда» в этом регионе в годы Советской власти.
Некрополь, где покоится хазрет, административно относится к Шолакаңкатинскому сельскому округу Сырымского района. Этот округ (центр – село Тоганас) – бывшее знаменитое хозяйство, известное как совхоз имени газеты «Правда». Это хозяйство, развивавшее земледелие и животноводство и известное по всему Союзу, долгие годы возглавлял Виктор Шубин. В свое время хозяйство стало «совхозом-миллионером», а Шубин получил звание Героя Социалистического Труда. Люди считают, что это произошло благодаря покровительству святого Джумагазы.
– В 1954 году началась кампания по освоению целинных земель. В те годы старое кладбище, где покоится Джумагазы хазрет, хотели сравнять с землей и распахать под посевные площади. Но тракторы, посланные директором, внезапно вышли из строя и сломались, как только достигли этого места. Виктор Игнатьевич, не поверив этому, приехал сам. Когда гусеничный трактор почти задел край кладбища, его гусеница оборвалась, и трактор закрутился на месте. Увидев чудо и поняв, что здесь есть некая сила, Шубин приказал обнести могилу святого и запретил кому-либо прикасаться к ней. Я сам родился и вырос в этом селе. Работал бригадиром молочной фермы в совхозе под руководством Шубина. Несмотря на то, что он был русским, он с особым уважением относился к Дәдем ата. Я сам был свидетелем того, как он ежегодно дарил одну корову сельским старейшинам для чтения Корана и раздачи милостыни на могиле святого. Шубин, не в силах произнести имя святого Джумагазы, с уважением называл его «Дядя», – говорит Кадер Бисенов, ныне сотрудник Западно-Казахстанской областной мечети.
Интересно, что среди людей, стекающихся к могиле казахского святого, которого уважал Виктор Шубин, много представителей других национальностей и религий. Если просмотреть тетради, заполненные посетителями, можно узнать о множестве таинственных событий и интересных историй. Люди преклоняются перед народным верованием: «Солнце в небе, святой на земле – общие».
Мы упоминали, что личный фонд «Дәдем ата» официально зарегистрирован и действует уже почти десять лет. Особо стоит отметить, что руководитель фонда Гарифулла Жамбозов, как представитель неправительственной организации, является выдающимся гражданином, закладывающим основы гражданского общества. Совместно с представителями других НПО региона он ежегодно проводит гражданские мероприятия. Также он оказывает благотворительную помощь и оказывает постоянную поддержку малообеспеченным семьям в близлежащих населенных пунктах.
Ежегодно в апреле на остановке у мавзолея, расположенной вдоль трассы Уральск – Атырау, по инициативе председателя общественного объединения «Толагай» Нурлана Садыра проводится субботник по уборке силами группы активных граждан города Уральска. Это мероприятие проводится уже седьмой год и стало традиционным. В результате этой субботней акции на месте паломничества появилась «Алашская аллея», где растут молодые тополя. Через несколько лет это место, вероятно, превратится в небольшой лес.
31 мая в стране отмечается как День памяти жертв политических репрессий и голода. Однако единого образца проведения этого дня пока не сформировалось. В крупных городах проходят митинги, возлагаются цветы к памятникам. Нет общенационального мероприятия, общего образца. Западноказахстанские активисты предложили в этот день почтить память безвинно погибших деятелей Алаша, устроив угощение и прочитав молитвы у мавзолея. Гарифулла Жамбозов сразу же поддержал эту идею. Уже несколько лет 31 мая у Дәдем ата устраивается большое угощение с забоем крупного рогатого скота. Здесь также прошла научная конференция, посвященная жизни деятелей Алаша, под руководством Даметкен Сулейменовой, руководителя фонда «Кайраткер» имени Жаханши Досмухамедова, ученого-алашеведа.
14 марта, в один из народных праздников западного региона – «Көрісу күні» (День встречи), здесь также проходит пышное торжество. 16 декабря, в День Независимости, в честь приближения этого Великого дня, раздача угощений и чтение Корана в память обо всех погибших гражданах Алаша стали одной из традиционных мер. Все это, кажется, определяет сегодняшнюю миссию священного места, места паломничества святого. Конечно, все это является результатом новаторских качеств и дальновидности владельца этого священного места, потомка Джумагазы хазрета, Гарифуллы хаджи Жамбозова.
В прошлом году, после статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в стране началось большое движение, настоящая работа по духовной модернизации. В рамках этих мероприятий специалисты Научно-исследовательского центра «Священный Казахстан» посетили все священные места региона. Конечно, не все священные объекты региона функционируют должным образом. Однако столичные гости, увидев могилу Джумагазы хазрета, сразу же приняли решение: «Это место достойно войти в число 100 общенациональных объектов Казахстана». Ведь даже в обычные дни это священное место посещают до 250-300 человек по выходным. Для всех них здесь готовы места для отдыха и дастархан. Благодаря тщательному планированию, обслуживание паломников поставлено на высоком уровне.
…Несколько лет назад на средства одного щедрого мецената у мавзолея Дәдем ата была построена красивая мечеть. В том же году в нише мечети свили гнездо две ласточки. Как священные птицы привязались к мечети, которую постоянно посещают люди, остается для нас загадкой. С тех пор дверь мечети не закрывается до тех пор, пока ласточки не улетят со своими птенцами.
«Степь.
Лишь могила лежит в степи,
Здесь дарован покой.
Изнутри мечети Дәдем ата,
Ласточка свила гнездо на стене.
Нет неровностей.
Каменная стена – это время,
Неизвестно – сколько здесь скорби.
Мастер – моя ласточка с косыми крыльями,
Кто знает твою цену…
Ты свила гнездо на фасаде мечети,
Убежала ли ты от печали и обид.
Нашла место, где не должно быть,
Построила дом, моя заботливая.
Ища прибежище не у живых, а у мертвых,
Осталась ли ты исцеленной духом.
Выбрала ли ты вечное пристанище,
Чтобы заставить задуматься приходящих.
Этот знак, я смотрел, – с неба ли он?
Аккуратно сфотографировал.
Выросли ли птенцы,
Изливает ли мать-птица тепло?
В ожидании человечности от людей,
Оставила ли ты свое гнездо на хранение…», – это стихотворение уральской поэтессы Дариги Муштановой, кажется, раскрывает таинственную суть места паломничества Джумагазы хазрета, его особую силу, дарующую покой человеческой душе.
Казбек КУТТЫМУРАТУЛЫ,
газета «Егемен Қазақстан»