Казахстанцы из года в год сталкиваются с одной проблемой: дефицит билетов в летний период. В связи с этим СМИ регулярно поднимают вопрос билетного ажиотажа. Как решить эту проблему?
Действительно, летом пассажиропоток резко возрастает.
Из-за отсутствия билетов в свободной продаже «помощники»-спекулянты предлагают билеты на вокзалах пассажирам, желающим выехать быстрее. Граждане вынуждены покупать билеты по завышенной цене. Часть билетов остается непроданной. Несмотря на отсутствие билетов в свободной продаже, поезда уходят с пустыми местами.
Как это стало возможным?
Все кассы, сайты и терминалы по продаже железнодорожных билетов подключены к системе «АСУ-Экспресс». Через этот российский сервис (программа разработана во времена Советского Союза) осуществляется продажа билетов в странах постсоветского пространства. При возврате билета открывается возможность приобрести билет на освободившееся место через систему «АСУ – Экспресс». Спекулянты эффективно используют этот момент. Они заранее покупают билеты на группу или одного пассажира. «Помощники» ищут клиентов на вокзале и договариваются с ними о цене (выше установленной). Таким образом, заранее купленный билет возвращается, и оформляется на реального пассажира. Для этого организуются два кассира. Первый, как только билет возвращен, второй кассир тут же оформляет на освободившееся место нового пассажира. Это можно сделать во всех кассах. Многие считают, что все железнодорожные кассы находятся в ведении АО «Пассажирские перевозки». Ранее, по словам представителя АО «Пассажирские перевозки», в Казахстане насчитывалось 4,5 тысячи железнодорожных касс. Только 208 из них находятся в ведении АО «Пассажирские перевозки». Например, из 29 касс на вокзале Астана-1, 7 находятся в ведении АО «Пассажирские перевозки», а остальные 22 принадлежат частным компаниям. Любое юридическое лицо, выполнившее простые требования, может выступать в качестве пассажирского агента по продаже железнодорожных билетов. Такие пассажирские агентства (АО «Пассажирские перевозки», ТОО «Түрксиб-Астана», ТОО «Пассажирские перевозки» «Туран Экспресс», ТОО «Марал Нур», ТОО «Арлан Транс», ТОО «Сұңқар-1», ТОО «Nomads») заключают договоры с перевозчиками на продажу их билетов через собственные кассы на территории вокзала или через сайт за его пределами. В настоящее время перевозчики заинтересованы в решении своих проблем собственными силами. Например, комиссия за возврат билета увеличена до 1000 тенге. Стоимость билета, оформленного через «помощников» при перепродаже, полностью покрывает это. Это очень высокая надбавка. То есть, спекулянты покрывают комиссию перевозчику за билет и обеспечивают его билетом. В итоге часть билетов перевозчика остается непроданной, и вагоны поездов уходят с пустыми местами. От этого страдает компания-перевозчик.
АО «Пассажирские перевозки» как национальный перевозчик ежегодно летом выпускает дополнительные поезда в связи с летним сезоном. Тем не менее, национальный перевозчик не имеет полномочий проводить оперативно-розыскную деятельность. Единственная мера с его стороны – одностороннее расторжение трудового договора с кассиром. И при этом кассы, относящиеся к АО «Пассажирские перевозки», составляют лишь 4,6% от общего числа касс. Однако на каждом вокзале имеются линейные отделы внутренних дел. Кроме того, в Казахстане существует специальный уполномоченный орган в сфере транспорта – транспортная прокуратура. Деятельность «помощников» рассматривается в соответствии со статьей 449 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях лишь как посягательство на человека в общественном месте.
1. При установлении фактов, когда, несмотря на отсутствие формы предпринимательства в общественном месте, причинение беспокойства другому человеку, принуждение к покупке билета, предсказание будущего, вымогательство, принуждение к оказанию сексуальных услуг – с физических лиц взимается штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
2. Физическое лицо, повторно совершившее данное действие в течение года, – налагается штраф в размере десяти месячных расчетных показателей или подвергается аресту на срок до пяти суток.
Конечно, такой небольшой штраф (5 МРП — 12025 тенге) не остановит спекулянтов. Однако закон не препятствует правоохранителям организовать покупку железнодорожных билетов у «помощников» для проведения контроля. Это, в свою очередь, позволит выявить всех участников спекулятивной операции. За это может быть предусмотрено лишение свободы за мошенничество. Тем самым откроется возможность пресечь спекуляцию. Очевидно, почему правоохранительные органы не уделяют должного внимания «помощникам». Редакция NUR.KZ направила письма в МВД, органы юстиции и прокуратуру с просьбой узнать, какие правовые нормы будут применяться для пресечения спекуляции билетами на железнодорожный транспорт. По получении ответа мы ознакомим казахстанцев с принимаемыми мерами в борьбе со спекуляцией.
Nur.kz