«Если у человека нет хороших качеств,
к нему не придет ни удача, ни счастье».
Юсуф Баласагуни
Как же точно сказали наши дальновидные и мудрые предки: «Равный – с равным…»! Если обратиться к жизненной правде, то это действительно так. Что за жизненная философия!
Нужно говорить правду. Да, нет нации на земле, подобной казахской, которая умеет превосходить в воспитании дочери, оберегая ее как драгоценность, украшая и лелея, раскрывая ее права, как цветок тюльпана, защищая ее чистоту, сажая ее на почетное место и почитая как святыню, воспитывая будущую мать нации. То есть, в былые времена права, касающиеся женщин, были на беспрецедентном в мире уровне. Возможно, поэтому и свадебные торжества по случаю выдачи дочери замуж проходят в такой особой, удивительной атмосфере.
В былые времена, когда жили мудрые и благородные люди с большим наследием, казахское общество уделяло особое внимание вопросу создания семьи на века, основываясь на жизненной мудрости и богатом опыте родителей, которые умели выбрать для сына достойную спутницу жизни – воспитанную, культурную, с прекрасным нравом, скромную и благовоспитанную, приличную девушку (невестку). Этот вопрос имел первостепенное значение, что известно из нашей истории. Разве не чудо, что сын мог стать главой семьи в 13 лет?! Поэтому в то время понятия развода супругов вообще не существовало. Если же развод и случался, то он считался бедствием, более тяжелым, чем смерть, что было всем известно заранее.
Счастье женщины – в семье. А семья – это опора государства. Поэтому, чтобы счастье супругов было самым ярким и долгим, прежде всего, родители обеих сторон должны были поддерживать вечное уважение друг к другу, не охлаждая отношений. Это считалось главным принципом. Для обеспечения этого вечного уважения, родители жениха и невесты должны были быть равны по статусу, хорошо понимать и глубоко чувствовать друг друга, быть великодушными и терпеливыми, или же дочь должна была быть из семьи знакомых, которых родители знали давно, выросших в благородной среде, с хорошим воспитанием. Также их жизненные мечты, национальные интересы и цели должны были быть общими. Все это должно было стать строгим условием. Стремление к новому, лучшему развитию считалось достоинством.
Невестка, живя вместе со свекрами и свекровью, училась воспитанию детей благодаря образцовому уважению к ним. Ведь если не получить благословения родителей, глядя на их настроение и угождая им, ни одно дело не сдвинется с места. Наши предки, мудрые и благородные, стремились к такому же благородству и закладывали в своих потомках прочный фундамент, указывая им верный, мудрый путь. Человеку дается разум для того, чтобы прежде всего успешно прожить свою жизнь в конкурентной борьбе.
Только если сваты, как близкие друзья, будут уважать друг друга на расстоянии и не будут вмешиваться во внутренние дела семьи дочери, чьи родители были беспечны и безрассудны, только тогда девушка (невестка) сможет стать образцовой, достойной и воспитанной матерью, не испытывая никаких трудностей. От бессовестной, невежественной, безрассудной, нетерпеливой матери не родится воспитанная, приличная, скромная, богобоязненная дочь. Например, согласно данным специалистов, изучающих разводы, основными причинами разводов в 70-80% случаев являются беспечные, невоспитанные, безродные, безрассудные, невежественные, глупые, безразличные родители девушки, а в 20-30% случаев – своенравная мать. Короче говоря, нам не хватает национального достоинства, без национальности, без корней, без воспитания… Теперь задача состоит в том, чтобы как можно скорее взяться за обновление, облагораживание и постоянное совершенствование образцовых моделей воспитания и дисциплины в семье, чтобы они соответствовали требованиям времени, и предотвратить эти негативные последствия.
Например, в былые мудрые и благородные времена родители давали дочери вечный наказ: «Впитайся в семью, куда выйдешь, как вода, и будь тверда, как камень!», «Пусть твой родной корень сгниет у порога этого дома».
Точно так же предки считали своим долгом строго предупреждать, что девушка, вернувшаяся от мужа, будет ненавистна народу, нации, обществу, народу и потомкам, и принесет им великую скорбь и горе. В то же время, это было строжайшей обязанностью ежедневно вдалбливать это в сознание потомков.
А бесстыдные, безнравственные, безразличные, глупые, животные люди, попирая все заветы нации, особенно родителей, переступая через национальное достоинство, были вынуждены сами, своими руками, казнить таких позорных дочерей, вернувшихся домой. Также такие девушки подвергались такой же суровой казни, если рожали ребенка вне брака. Иначе считалось, что такая неверность разрушит всю страну, нацию, потомство. Кроме того, родители таких девушек разоблачались перед народом и ссылались. Вот благодаря такому строгому воспитанию и дисциплине, которые требовали большой самоотдачи и взыскательности, казахское общество в прошлом ввело в оборот несравненные образцовые традиции и установило, развивало их на постоянной основе, совершенствуя в соответствии с требованиями времени. Об этом мы знаем из истории. Итак…
Молдагали МАТКАН
Член Союза Писателей Народов Мира,
Обладатель Золотой медали имени Мустафы Кемаля Ататюрка,
Общественный деятель, писатель-публицист, академик.