ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Одна драхма

Одна драхма

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
20 июля, 2018
in Без рубрики
0

«…Чувствую себя также в долгу и перед

товарищами акмолинцами, прекрасная

музыка которых заслуживала бы

специального исследования на месте,

где, между прочим, еще

живы такие выдающиеся старые акыны,

как Ибрай и Естай.»

А. В. Затаевич

Трудов, посвященных Естаю (настоящее имя Есмаганбет), не так много. Но нельзя сказать, что их совсем нет. Существуют устные воспоминания, письменные интервью, несколько научных и познавательных статей, связанных с его жизнью и творчеством. Поскольку большая часть материалов о Естае была написана в период тоталитарного режима, в них есть и не соответствующие действительности моменты. Как в опубликованных книгах, так и в рассказах, собранных из уст народа, часто встречается фраза: «Естай был мудрым человеком». Его внучка Зекен Жанабилькызы, которой сейчас девяносто лет, жила с Естаем до своего замужества в восемнадцать лет, как и его младшая внучка Сарыторгай. «Естай жил в Акколь-Жайылме с рождения до конца своей жизни. Только в голодные 1931–1932 годы он жил в городе Омске, спасая свою жизнь. Его братья и родственники говорили: «Естай, ты много общался с хорошими людьми, было бы правильно, если бы ты поехал в Омск, пока утихнут волнения в стране». Он играл на домбре левой рукой, перед тем как спеть песню «Бір мысқал» («Характер Корлан» – второе название песни), он долго наигрывал на домбре, разворачивая мелодию, и приступал к «кара шертису»», – говорит она. Бабушка Зекен слышала от самого Естая рассказы о его детстве, юности, о времени, когда его имя стало известно народу, о его бурной молодости, о годах зрелости, когда он был окружен почетом народа.

«В детстве я рос как дикий», – говорил акын Естай. – «Мой брат Нурмагамбет собирался поехать на той в соседнее село, и я тоже захотел поехать, устроив скандал. Мне было десять-одиннадцать лет. Нурмагамбет, не взяв меня, уехал верхом с группой сельских парней. Я, назло, пошел за ними пешком. Вокруг были камыши, болота. С наступлением темноты я заблудился, до смерти испугался. Глаза слезились. Как только я вышел из камышей, увидел два горящих глаза. Я слышал, что глаза волка ночью светятся, и заплакал. Но я продолжал идти к этим светящимся глазам. Подойдя ближе, я понял, что это свет из окна дома. У двери стоял Жэмис-аулие.

– Естай, ты откуда? – спросил он.

– Я приехал к дяде на той, – ответил я.

– Ты их уже не найдешь, переночуй сегодня в этом доме. Утром вернешься в свое село, – сказал он. Проснувшись утром, Жэмис-аулие сказал: – Естай, ветер будет тебя обдувать, в этом ветре – твоя судьба, ты станешь известным человеком.

«Я вернулся в село, подсев к одному из всадников. По дороге, казалось, пронесся легкий ветерок, и, слезая с лошади, я запел, напевая», – рассказывал певец своему внуку в воспоминаниях.

Естай родился в 1873 году в селе Бурымтал Аккольской волости Павлодарского уезда (по некоторым данным, также Каражар, Итмурынды бес тобе). Внучка Зекен апа сказала: «Естай родился в Бурымтале». Акколь-Жайылма в целом – это большая долина, охватывающая районы Экибастуза и Акшая. А старое название совхоза Акколь (так он назывался в советское время, я привожу это для понимания читателя) в Экибастузском районе – село Ельтай.

Историк Ж. Артыкбаев назвал Акколь «местом, бывшим ордой казахского искусства».

«Решающие события эпоса «Козы Корпеш-Баян сулу» начинаются с того, что Карабай, сказав: «Я не отдам дочь за сироту», перекочевал вверх по течению реки Уленты… В день, когда его род перекочевал вверх по Уленти, у Сарыбая лопнула саба (емкость для воды)… Место, где лопнула саба Сарыбая, – это Акколь и Жайылма, оставшиеся от этого», – начинается рассказ о перекочевке девяноста тысяч лошадей. Если перекочевать вверх по Уленти, то народ Карабая придет к нашему Караоткелю.

Ж. Артыкбаев далее высказывает мнение, раскрывающее историческое значение Акколь-Жайылмы:

«Акколь-Жайылма – это красивый регион, расположенный в центральной части обширной казахской земли. Акколь местные казахские старики также называют Аулиеколь, и в средневековых генеалогических данных и исторических записях встречаются сведения об этом регионе. Исходя из них, мы понимаем, что место Акколь-Жайылмы в казахской истории не менее значимо, чем такие исторические центры, как Баянаул, Каркаралы, Улытау», – говорит ученый. Далее, опираясь на книгу Утемиса кажи «Шынгыс-наме», он пишет: «Согласно записям Утемиса кажи, Шайбан (Сыбан, Шибан) улус владел Акколь-Жайылмой по приказу хана Сайын (Бату)».
[Ж. Артыкбаев «Акколь-Жайылма – обитель ханов» газета «Астана акшамы»]

Вокруг Акколя много озер, озера окружены густым камышом. Камыш здесь растет длинный, удобный для зимних зимовок. В озере много разнообразных птиц, есть дичь, много рыбы. Села Каражар и Бурымтал, о которых мы говорим, расположены недалеко от Акколя. Источниками, наполняющими русло Акколя, являются реки Шидерти и Уленти. Вода из озера, выходящая из берегов, впадает в реку Дуана. Первый рукав Дуаны впадает в Басентин, затем в озера Кылды, Сасык, Омирзак, второй рукав впадает в Бозайгыр. Бозайгыр наполняет озеро Токкулы. Тайпак (небольшое озеро), где Естай в детстве встречался с Жэмис-аулие, находится между Бозайгыром и Токукулы. Расстояние между Каражаром и Тайпаком составляет примерно 7-8 километров. Вода из Токкулы уходит в озера Ащыколь и Коктобе. Из Коктобе впадает в озеро Жалаулы (Жалаулы также называют морем).

В этих краях много метких охотников, и, что интересно, охотники стреляют не в сидящую птицу, а в летящую, попадая в крыло. Есть и те, кто занимается рыболовством.

В 2011 году я предложил руководителю фольклорного центра при Казахском национальном университете искусств Базарбаю Муттекееву, что в Акколь-Жайылме живет старейшина Кэкен Ташимов, певец и сказитель, видевший Естая, и что нужно записать на пленку его воспоминания и услышанное о деятелях искусства того края и о Естае. Базарбай (ныне покойный), сам объездивший степи Семиречья и Сарыарки и запечатлевший голоса многих непризнанных народных артистов, сразу же поддержал меня. Я вернулся с данными о народных артистах Акколь-Жайылмы, собранными от старейшины Кэкена. По словам старейшины, в Акколе было много деятелей искусства. «Певцы – Муфтий Ахмет, Акышы Писак, Шаяхмет Толеубая, Кожа Сабит, Гаппас Досмак (Пушык Гаппас), исполнитель на комузе и мастер домбры Алхамбек, сказитель Темирболат Ибрая, братья Ташим и Ашим Абдрахманы, мастер по дереву, кузнец, сапожник Елемес Жазыкбая, Макылбай (Сарыногай), кузнец, ткач Оралбай Абиш, ювелир Толеули Кожебая, четыре брата Ташим, Ашим, Касым, Насыр. Ташим – охотник, пускающий беркута, Ашим – кузнец, Касым – искусный мастер, сапожник, Насыр – мастер по дереву, и все четверо были меткими стрелками. Мастера по дереву Шарипбай, Аябай, братья Сулеймена Мухаметжан, Кенжетай, Ирымжан, кузнец Жамал, Толеген Серикбая, Сеитжан Асайына, сапожник Иргабай, красноречивый Камал (народ прозвал его Тескиш, зная его прямолинейный характер)», – сказал старейшина. В тот раз старейшина Кэкен спел нам сказания «Кюльче и Назымбек», «Кесик бас» и песни «Балгадиша», «Каргам-ау». Он прекрасно играл на домбре, и его исполнение «кара шертису» перед началом песни, переданное через Байгабыла, было прекрасным. Я был поражен, увидев, как старик, которому было за восемьдесят, пел так собранно и проникновенно, как молодой человек. Ни единого недостатка! «Я научился петь у Муфтия, Естаю было трудно заставить петь», – говорит старейшина. «Есеке, он не рассказывал сказания, любил слушать. Однажды я вышел за сарай и увидел Естая и Муфтия Ахмета, сидящих на траве на расстеленном ковре и разговаривающих. Когда я подошел, Естай сказал: «Эй, парень, сбегай за домброй». Он передал домбру Муфтию. Муфтий, усевшись в позу для игры, запел. Когда мелодия песни поднималась вверх, он тоже вставал с места, и когда песня затихала и становилась тише, он снова садился на место. Он пел долго. Естай, сказав «Па, черт возьми!», провожал Муфтия. Я много раз слушал Акышы Писака. Он пел не хуже Естая. Я видел это своими глазами», – говорит старейшина. Это деятели искусства, которые были современниками Естая, ели с ним за одним столом.

Одним из доказательств давней традиции песенного искусства в Акколь-Жайылме является песня Мустафы Буркитбаяулы «Буркитбай». Мустафа, приехавший из Баянаульского края, увидел в этом регионе прекрасный образец песенного искусства, который ему понравился, и рассказывает об этом так:

– Когда я приехал в Акколь, я запел,
Получил образец от канжыгалинского рода.
Сын Суйюндыка любит песни,
Я взял его мелодию и ритм.
Это преклонение перед мастерством пения, вокальной культурой, песенной композицией.

Мустафа – композитор, родившийся гораздо раньше Естая. То, что он считал аккольскую школу пения образцом и так высоко оценивал ее, позволяет предположить, что в этом регионе существовала прекрасная традиция песенного искусства. Песня Мустафы Буркитбаяулы «Буркитбай» – это не легкое произведение, которое может спеть каждый. Это сложная песня, которую может исполнить только мастер.

Из этого становится ясно, что Естай и его современники-певцы являются выпускниками древней школы песенного искусства Акколь-Жайылмы.

Песня Мустафы, как прекрасный памятник этой традиции, была записана А. В. Затаевичем в сборник «1000 казахских песен и кюев» в исполнении Кали Байжанова, а также сохранилась на аудиозаписи в исполнении Бисимбая Балабекова.

Существуют разные записи о годе рождения композитора. Когда он вступил в Союз композиторов в 1940 году, в его «личном листке» было указано, что он родился в 1868 году. Павлодарский журналист и искусствовед Айтжан Баделхан приводит данные, опровергающие эту информацию.

«…У тех, кто утверждает, что он родился в 1868 году, есть документы. Это автобиография и «личный листок», написанные Естаем Беркимбаевым при вступлении в Союз композиторов Казахстана в 1940 году. В них указан год рождения Естая Беркимбаева – 1868 год.

На первый взгляд, это убедительные документы. Но если вдуматься, сразу становится ясно, что они далеки от истины. Прежде всего, эти документы заполнялись не самим Естаем. Их заполнили посторонние люди, а затем поставили подпись арабской вязью «Естай Беркимбаев». Подозрение начинается здесь. Человек никогда не пишет полное имя и фамилию при подписании. Возможно, он может написать только фамилию. В конце этих документов подписался начальник областного комитета по культуре того времени, некий Сарсембаев, написав: «Подтверждаю подпись». Это тоже непонятно. Зачем нужно подтверждать подпись? Это ведь не доверенность на получение чего-либо. Разве это не является явным свидетельством того, что документы были заполнены посторонними?!

Это – первое. Во-вторых, Естай ставил подпись иначе. Например, на обратной стороне стихотворения «20 лет Красной Армии», отправленного в Союз писателей в 1938 году, он сам поставил подпись арабской вязью.

Нельзя принимать бумаги, заполненные кем-то посторонним, как подтверждение года рождения Естая. В то время было принято указывать более поздний возраст, чтобы показать человека как свидетеля двух эпох, и в этих документах прослеживается такое намерение».

Что касается дат 1872 и 1873 годов, которые долгое время указывались параллельно, то здесь другая история. В некрологе, опубликованном в павлодарской областной газете «Кызыл ту» от 26 марта 1946 года, написано: «15 марта 1946 года заслуженный деятель искусства Казахстана, композитор Естай Беркимбаев скончался после тяжелой болезни в колхозе «Акколь» Куйбышевского района в возрасте 73 лет». На надгробном камне на могиле также написано это. Те, кто утверждает, что акын родился в 1873 году, приводят это как доказательство (Айтжан Баделхан «В каком году родился Естай?»).

«Моя бабушка Естай скончалась в 1946 году в возрасте 73 лет», – подтверждает и внучка Зекен апа, что он родился в 1873 году. Естай не был настолько незначительным человеком, чтобы его внуки путали возраст его смерти. Сам Естай говорил: «Я ровесник Кабыша Исы». «Он был принят в партию «Алаш» вместе с Серали Лапиным. Кабыш Исаулы, родившийся в 1873 году, был прогрессивным, национально сознательным гражданином, расстрелянным в 1937 году» (Тілеке Жеңіс «Шежіре Иртыш-Баянаульского края» 1995 г.).

Хотя отец Естая, Беркимбай, рано ушел из жизни, Естай, выросший под опекой своего старшего брата Нурмагамбета, не знал нужды. Грамоте он учился у моллы по имени Жакып в ауле. Его мать, Кулипа, была «…поэтом, человеком с суровым нравом» («Өзіңдей боп жан тумас» Р. Токтаров). Его двоюродный брат Толеубай кажи был уважаемым человеком в народе и известным в округе, что оказало большое влияние на то, чтобы Естай стал артистом на виду у народа.

«В возрасте пятнадцати-шестнадцати лет я поехал с братом Толеубаем на ярмарку Коянды», – сказал он своему племяннику Кыздарбеку Амиренову. В ту поездку он увидел акына Шоже и певца Жарылгапберды.

«Шоже был слепым, не видел. Жарылгапберды спел несколько песен, среди них песню «Агаш аяк». Народ был в восторге от его исполнения. Здесь господин Иса Бердалы из Аксу, волостной Аксу, выразил желание, чтобы у Толеубая был брат-певец, который бы выступил перед всеми. Взяв в руки домбру, я, как говорится, «если падать, то с нар», спел песню «Агаш аяк». Кто-то из присутствующих спросил: «Кто спел лучше?» Господин Иса ответил: «У Естая было на одну ноту лучше» (Естай. Последний путь акына. Жумагали Когабаев). Иса Бердалы, волостной Аксу, вероятно, хотел поддержать молодого певца, чтобы он не терял боевой дух.

Первая дальняя поездка осталась в его памяти как первый шаг в искусстве. Вернувшись в аул, Естай, который успешно спел перед Жарылгапберды и был полон радости, получил от своего кажи-брата одну из двух его быстрых лошадей.

Многие старейшины Акколь-Жайылмы знают историю встречи Естая с известным Биржаном салом в возрасте семнадцати лет. Некоторые преувеличивают. Естай был знаком со славой Биржана. Согласно народным рассказам, новость о том, что «Сал Биржан остановился в Акколь-Жайылме, в доме Шымана кажи», стала сенсацией, потрясшей весь народ. На тот праздник Естая пригласили по поручению кажи. Единственным желанием Естая было послушать, как поет сал Биржан. Но ситуация сложилась не так, как он ожидал. Спевши несколько песен, Биржан сал сказал: – Я устал с дороги, теперь я передам очередь вам.

По словам Р. Токтарова, Биржан сал подавил сельских певцов. Это тоже возможно. Неужели сильные певцы из аулов дрожали от страха и не решались петь? Возможно, они не выдержали напора великого певца?… Где же тогда Акколь-Жайылма, школа песенного искусства, край, взрастивший таланты? Где слова Мустафы о том, что он приехал в Акколь и научился новому стилю пения? Все это правда. В народе было множество певцов, у которых можно было учиться. То, что аккольские певцы не пели перед Биржаном салом, не является ли это проявлением уважения народных артистов к великому певцу? Это признак казахской культуры. Например, итальянский писатель Мария Тебальди Кьеза в своей книге «Паганини» пишет, что в концертном зале, где выступал Никколо Паганини, сольные концерты не проводились в течение пяти лет. И этот факт он объясняет как уважение европейских писателей и артистов к священной сцене и истинному артисту. Что было бы, если бы сельские певцы, соревнуясь с Биржаном салом, начали петь один за другим? Они этого не сделали, чтобы не нарушать впечатление от песни.

Один из присутствующих сказал, что пришел юноша Толеубая. По поручению кажи, Естай сочинил посвящение в честь приезда сала Биржана и спел его:

– Ассалаумагалейкум, Биржан ага.

Есть ли в доме Сыналдык кажи угощение?

Как я могу служить, не показав себя,

Если вы позволите, я прошу очередь у вас, такого выдающегося,

– так пел молодой человек с сильным голосом. Его прекрасный голос, вероятно, привлек внимание присутствующих. «Один из старших спросил Биржана: «Как тебе этот парень?» Биржан ответил: «В его голосе есть дух, он готов стать великим певцом своего времени», – дал он оценку. Это было примерно в 1889-1890 годах. Отправляясь из Акколя, Биржан сал забрал Естая с собой. Он держал его при себе три месяца, учил петь. Оценка великого певца «В его голосе есть дух» сделала имя молодого певца известным в Баянаульском уезде Павлодарского уезда, в Аксуской волости, в окрестностях Иртыша и Ерейментау. Везде услышали о нем. Богатые люди, волостные, бии того времени часто приглашали Естая на важные собрания и праздники. Примерно в двадцать лет он встретился с Аканом сери. Влияние Биржана сала и Акана сери на оттачивание мастерства молодого дарования было огромным. В монографии академика Ахмета Жубанова «Соловьи эпохи» говорится:

«…Не достигнув двадцати лет, Естай увидел обоих упомянутых выше гигантов песни. Он год провел с Биржаном салом. В 1889 году он также стал учеником Акана сери. В 1893 году он учился пению непосредственно у обоих. Это стало большим счастьем для Естая. Говорят, что Естай первым распространил песню Акана «Нурила» среди народа. Во-вторых, встреча Естая с Биржаном и Аканом, пребывание с ними, прослушивание их исполнения, изучение их песен стало большой школой. Эта школа повлияла на метод сочинения песен Естая». (Замана бұлбұлдары, стр. 253) Здесь А. Жубанов перепутал время, когда Естай учился у двух великих казахских певцов, Акана и Биржана. Естай говорил Кайыму Мухаметханову: «Я видел Биржана сала четыре раза в жизни. Я выучил его песни. Я встречался с Аканом сери в возрасте около двадцати лет и провел с ним год», – (К. Мухаметханов «Две встречи»).

Та эпоха была эпохой многовариантных песен, когда одну песню десять певцов исполняли по-разному, каждый добавлял свой стиль. Конечно, Естай тоже по-своему интерпретировал песни, выученные у Биржана и Акана, и исполнял их в особой манере. Если бы он просто повторял услышанное, он бы не получил высокой оценки великих певцов и их благословения. «Услышит казах новую для него песню какого-нибудь акына, понравится она ему, и понесет он ее в свой, может быть, и очень отдаленный аул, – понесет такую, как подскажет ему память и чуткость музыкальной восприимчивости. Кое-что перезабудет, кое что изменит по личному вкусу, подставит другое слова, и вот уже вариант готов!» (Из предисловия А. В. Затаевича к сборнику «1000 казахских песен»). Естай, выросший на песнях Жаяу-Мусы, Жарылгапберды, Балуана-Шолака, широко распространенных в окрестностях Акколь-Жайылмы, а также освоил репертуар Биржана и Акана.

Примерно в 1893-1894 годах Иса Кабыш женился и переехал в село Сункарской волости в местности Маралды. Сункар и Султан были родными братьями, Сункар был волостным, Султан – бием. Их род – кыпчак. Арынгазин Бастеми, родственник Сункара, советник главы Павлодарского уезда, был в курсе этой свадьбы. Говорят, что Бастеми был неразлучным другом Исы Бердалы, волостного басентинцев Аксу. По словам писателя Рамазана Токтарова: «Тогда Бастеми послал человека к Исе и сказал: «Пусть твой сын поедет туда со своими талантливыми парнями. Вы можете столкнуться с испытаниями», – после чего … он счел нужным отправить вместе с Кабышем молодого дарования Естая, получившего благословение от Биржана сала» («Өзіңдей боп жан тумас» Р. Токтаров). А. Жубанов в монографии «Соловьи эпохи» пишет, что Естай поехал в Маралды с господином Шошаном. «В ста пятидесяти километрах от Акколя, в местности под названием Иртыш (позже это стало Иртышским районом), жил богатый человек по имени Сулеймен. Его сын, господин Шошан, имел невесту в Маралды. Когда Шошан ехал к своему будущему тестю, он послал за Естаем, певцом, чье имя было известно народу, который несколько раз гостил у него дома и пел, и предложил ему двух лошадей. Певец, любивший путешествовать, возможно, привезет новые песни из Маралды, и он хотел, чтобы он поехал с ним не в качестве зятя, а как уважаемый певец народа» (Замана бұлбұлдары, стр. 254). Очевидцы говорят, что Естай поехал в Маралды вместе с Кабышем Исы, а А. Жубанов – с господином Шошаном. Почему? Дело в том… Ахмет Куанулы Жубанов, академик, после того как его старший брат Кудайберген Жубанов был арестован и расстрелян как враг народа, находился под наблюдением. А Кабыш Исы был председателем партии «Алаш» в Павлодаре, расстрелян как враг народа в 1937 году. Причина, по которой проницательный Жубанов написал о известном человеке из Павлодара и человеке, который был намного моложе Естая, заключается в этом. Похоже, он надеялся, что будущие поколения разберутся в правде и лжи. Если вместо Шошана поставить Кабыша, все станет на свои места. Действительно, Естая пригласили специально, и он поехал не в качестве зятя, а как уважаемый певец народа!

Несколько лет назад в Каражаре наш уважаемый Куат Есимханов установил памятный знак на доме, где родился Естай. Куат ага, хорошо знающий народные рассказы, также прекрасно знает историю Шошана. По его словам, Шошан родился в 1907 году… Следовательно, даже если Шошан женился в пятнадцать лет, это было примерно в 1922-1923 годах. Естаю в то время было пятьдесят лет. Неужели пятидесятилетний певец мог украсть невесту, преследуя девушек? Некоторые родственники, зная о большой разнице в возрасте между Шошаном и Естаем, утверждают, что между Корлан и Естаем не было любви, и все это ложь. В итоге, А. Жубанов написал, что он поехал с Шошаном, потому что время заставило его так написать.

Данные о встрече Естая и Корлан, об их любви встречаются в трудах Ахмета Жубанова, Сапаргали Бегалина, Кайыма Мухаметханова. Сапаргали Бегалин и Кайым Мухаметханов встретились с Естаем в один день, в одном поезде. С. Бегалин пишет: «В июне 1939 года я приехал из Алматы, чтобы сесть на поезд, идущий в Семей» («Естен кетпес ешқашан» С. Бегалин). Кайым Мухаметханов вспоминает: «В конце июня (1939 г.) мы вместе отправились из Алматы в Семей. В поезде были и алматинские товарищи. Узнав, что едет Естай, некоторые специально пришли из других вагонов, окружили певца и акына, оказали ему почет, попросили рассказать о себе и послушать его песни, не уставая». Самое интересное, что оба записали историю любви Корлан и Естая с его собственных слов. В воспоминаниях С. Бегалина и К. Мухаметханова нет больших расхождений. Ход рассказа был следующим:

«Семья невесты с уважением встречает жениха, прибывшего с Естаем и его товарищами. В ауле, куда прибыл жених, начинаются развлечения. Правителями Маралды были волостной по имени Сункар и бий по имени Султан из рода кыпчак. У Султана были две красивые дочери на выданье – Хусни и Хорлан. Эти две девушки были в центре свадебного торжества. Хорлан понравился восьмигранный молодой человек, певец и акын, цветок свадебного торжества. Естаю тоже понравилась девушка. Они разговаривали, делились секретами. У Хорлан было условленное место. Двое влюбленных дали друг другу клятву и обещание. Естай решил украсть Хорлан на следующий год и тайно приехал с другом по имени Кожахмет в соседний аул Хорлан. У Султана были друзья среди жителей аула, которые желали добра Естаю – Абдильда и Нургазы. Сколько бы они ни пытались проникнуть в аул Султана, расположенный у озера Ушкамыс, они не могли встретиться с девушкой. В конце концов, им не удалось осуществить свой план. Заподозрив их намерения, Султан сообщил своему свату и ускорил выдачу Хорлан замуж. Вот краткая история песни «Хорлан» («Две встречи» К. Мухаметханов, стр. 52, Естай).

Естай, акын, который не смог добиться красавицы Корлан, сокрушался: «Я разлучился с любимой, не по воле Бога, мое сердце болит, не имея возможности плакать». Естая, чье молодое сердце волновала песня, охватило сожаление и печаль. Корлан, которую он лелеял в своих мечтах по дороге из Акколя в Маралды, родилась из его сердца как песня.

Есть одна девушка в Маралды, моя Корлыгайын,
Бог дал ей красоту солнца и луны.
Не все достигают желаемого,
Увы, я не смог достичь, что мне делать.

Припев:

Ахоу, мечта,
Хусни-Корлан!
Два баглана,
Они родились от одной матери.

Не упусти, юноша, этот мир,
Нет большего желания для юноши, чем взять любимую.
Такой, как ты, не родится,
Если родится, то не превзойдет.
Пари по всему миру,
О, увы, драгоценный камень.
Багдад, Египет, Китай, Машин,
Если буду искать, Хорлан не найдется.

Естай, ставший одним из выдающихся певцов Арки к двадцати годам, таким образом создал шедевр – песню «Корлан». «Корлан» – первое произведение Естая. Песня, наряду с прославлением имени Естая, признана уникальным музыкальным произведением, поднявшим песенную культуру казахского народа на новый уровень.

«…Даже не имея знаний в музыкальной теории, можно сказать, что Естай одним этим произведением сразу же вошел в ряды классиков песенного творчества. Ведь, как сказано выше, «Хорлан» отличается от привычного нам строения песни. Помимо глубины музыкального содержания и остроты языка, «Хорлан» по форме мелодична, изящна, а ее развитие и рост с самого начала закономерны, как будто изучены по композиторским правилам. Мы не ошибимся, если назовем «Хорлан» вершиной и сердцем творчества Естая. Дело не в том, когда была написана песня, а в том, как она была написана. Поэтому, хотя «Хорлан» была опубликована в молодом, еще неопытном возрасте композитора, это духовное дитя, рожденное от искреннего, большого сердца» (Замана бұлбұлдары, А. Жубанов, стр. 256).

«Песня «Корлан», сочиненная Естаем в начале творческой деятельности в простом традиционном виде, с развитием композиторского и исполнительского мастерства автора преобразовалась в новую высшую форму казахской национальной песенной лирики» /Стилевые черты песен Естая Беркимбаева Б. Г. Ерзакович/.

Чтобы спеть песню «Корлан», нужно быть мастером кантилены. То есть, петь широко, не прерывая звук. Это, во-первых, свидетельствует о зрелости певца, прошедшего воспитание Биржана и Акана, несмотря на то, что в то время его состояние было полно гнева и сожаления. Песня «Корлан» с широким диапазоном требует непрерывного пения. Поэтому многие певцы не решаются исполнять эту песню, им не хватает мастерства. Чтобы спеть «Корлан» проникновенно, нужно глубоко освоить школу пения Естая, иметь сильную вокальную форму. Уже по природе этой песни можно предположить, на каком уровне пел Естай в возрасте около двадцати лет.

«Корлан» – это произведение человека особого склада, расширившее горизонты казахской песни и поднявшее ее на уровень поэмы. Ее композиция отличается от старых образцов казахских песен. В песне есть отклонение от одной тональности к другой. Первый куплет переходит в припев, припев полностью нарушает условия обычного песенного припева, создавая особую форму, где припев и куплет смешиваются.

«Корлан – /имя/- ААА1В+cda2в+c1def. Мелодия характеризуется волнообразным движением вопросно-ответных предложений, повторностью, ритмической энергией. Схема песни раскрывает, кроме вариантной разнообразности, превалирование припева над запевом не только своей протяженностью, но и высокой эмоциональной настроенностью в передаче текста. Так, если в запеве в спокойно повествовательном тоне воспевается красота Корлан, то припев в драматических интонациях передает страдание певца от утраты любимой. Это особенно проявляется в кадансе в патетических интонациях на слова «Уа дариға ләулік тас, Багдат Мысыр, Шын, Машын» («О священный камень, в Багдаде, Кайире, Китае, Индии буду искать»), завершаемых смысловой кульминацией на слове «Корлан табылмас» («подобной Корлан не найду») в умиротворяющих торцовых движениях, нисходящих к тонике. Он отличается от любовных 3–4 куплетных песен однакуплетностю, полностю завершающей содержание несчастной любви ее автора» (Б. Г. Ерзакович «Стилевые черты песен Естая Беркимбаева»).

«Сам припев песни не укладывается в обычное понимание «припева». Это единое целое песни, и только потому, что он завершает произведение, он называется «припевом». «Корлан» начинается с низкого голоса, с основного лада, как и некоторые другие песни Естая. Теплая мелодия, трогающая сердце, сразу же захватывает слушателя. Но даже эти медленно начинающиеся музыкальные «фразы» в низком голосе, кажущиеся простыми, подобны внезапно стихшему ветру перед бурей, несут в себе скрытую силу и эмоции. Песня таким образом заставляет слушателя ждать, мелодия начального, затянутого, размеренного куплета развивается неторопливо. После этого, когда начинается припев, темп песни меняется, голос становится громче, звук ступенчато поднимается вверх, приближаясь к кульминации произведения. Достигнув вершины, певец не отступает, а останавливается там на некоторое время. Только на словах: «Если буду искать Корлан»… звук начинает снижаться. Наш припев «Корлан» – это не обычный припев (А. Жубанов «Замана бұлбұлдары», стр. 256).

На надгробном камне Корлан написано, что она родилась в 1878 году. В 1893 году Корлан было пятнадцать лет, Естаю – двадцать. Из-за путаницы с годом рождения Естая мы иногда слышим необоснованные мнения, например, что Корлан было двадцать, а Естаю – сорок. Если мы отрицаем любовь Естая и Корлан, то кому же было посвящено это самое красивое музыкальное произведение казахского народа, как «Корлан»?! Корлан вышла замуж за другого человека, и нет необходимости дальше копать в этом вопросе. Как сказал академик Жубанов, «дело не в том, когда была написана песня, а в том, как она была написана».

Существуют еще два варианта песни «Корлан», широко распространенных в народе. Эти два варианта, по форме, проще, чем упомянутая выше «Бас Корлан». Хотя мелодия вначале схожа с «Бас Корлан», в дальнейшем она меняется. Эти две песни можно рассматривать как варианты «Бас Корлан», только с меньшим диапазоном. Искусствовед, ученый Саида Елеманова в своей кандидатской диссертации проанализировала 19 вариантов песни «Корлан».

Песню «Корлан» в 1936 году в Алматы исполнил Темирболат Аргынбаев на очередном концерте филармонии. А. Жубанов дал такую оценку: «В последнем номере Темирболат спел знаменитую «Корлан» Естая. Песня «Корлан», написанная для его красивого баритона, тянущегося, как жвачка, стала еще прекраснее». Зрители, как обычно, чаще просили веселые, быстрые или смешанные с юмором песни, и концерт превращался в шумное действо. В этот раз они попросили спеть песню «Корлан», которая сама по себе длится 6-7 минут, в медленном темпе, и певец, не желая повторять ее, спел только один куплет «Корлан» на бис» (Ахмет Жубанов «Замана бұлбұлдары»). Из этого видно, что академик Жубанов был в восторге от певческого таланта Темирболата.

Б. Ерзакович также оставил незабываемое воспоминание о Темирболате. «…Однажды ко мне пришел Темирболат.

– «Борис, мой голос не годится для пения, я спою тебе несколько песен шепотом, а ты запиши их нотами. Они могут кому-нибудь понадобиться», – сказал он. Я сразу же приступил к работе». Репрессии 1937-1938 годов, вероятно, подорвали здоровье Темирболата. В 1939 году он сам был арестован. Великий певец, который в 1936 году поразил всех своим исполнением «Корлан», через четыре года уже не мог петь. Он понял, что больше не сможет петь проникновенно, но думал о том, чтобы песня дошла до будущих поколений, чтобы песня не прервалась. В тот день он записал восемь песен. Темирболат скончался от туберкулеза в 1940 году.

Песни «Сандугаш», «Акжалмаш», «Каламкас», «Бир мыскал» (Характер Корлан) также являются произведениями, посвященными Корлан.

Черные глаза, как черная смородина,
Слова, как письмо, написанное на белой бумаге.
Глаза, как у газели, игривые,
Как же повезло тому, кто обнял ее.

Цветок на лице, медовые слова, слюна, как мед,
Идет, ступая легко, легко.
Когда я целую ее яблоковидные щеки,
Язык и губы отрываются от них.

Язык – рубин, зубы – жемчуг,
Кожа белая, как выпавший снег.
Кровь – мед, коса – лал, туфли – лал,
Не остается желания у того, кто видел ее лицо.

Белая рубашка, красивый камзол, лаловые туфли,
Я пишу стихи о любимой.
Ах, когда говорят «Хусни-Хорлан»,
Не выйдешь ли ты мне навстречу, затеняя меня?

Свет лампы не превышает ее тарелку,
Красный цветок гнездится на стебле.
Легкая, как пух лебедя,
Видно, что съеденная пища проходит через ее горло.

Песни «Корлан» и «Бир мыскал» свидетельствуют не только о композиторском и певческом таланте Естая, но и о том, что он был выдающимся поэтом. «Бир мыскал» с точки зрения музыкальной формы – это тоже новшество, введенное Естаем для того времени. В начале статьи мы упоминали, что в Акколе было много сказителей, и эти сказания оказали большое влияние на творчество Естая. Песни «Бир мыскал», «Жай коныр», «Наз коныр» по форме не отличаются от сказаний. Я бы даже сказал, что это сжатая форма сказания. Хотя мелодии не похожи, форма одна.

«Бир мыскал» была написана композитором в молодом возрасте, между 20 и 25 годами, а «Жай коныр» и «Наз коныр» – в зрелом возрасте Естая. Песни Естая «Кара кез», «Юран-ай» также относятся к периоду его юности.

Песня «Кара кез» начинается с медленной мелодии, а припев построен на игривой мелодии. Это тоже запоминающееся произведение, которое не забывается слушателем. Краткую историю песни услышал С. Бегалин от самого автора. «Однажды Естай поехал в город Омск. По дороге он остановился в доме известного человека из рода кыпчак, богача по имени Жансары. Хозяин дома, зная, что Естай певец, попросил его спеть в качестве «гостевого подарка». У Жансары была дочь по имени Каракөз, достигшая совершеннолетия, она попросила Естая спеть несколько песен. Естай уехал. Но красота девушки переполняла грудь Естая и побуждала его к размышлениям. В тот же омский путь он сочинил песню «Каракөз» (С. Бегалин «Естен кетпес ешқашан»).

Золото лежит на дне, где лежит лал,
Поверхность воды теплая, дно холодное.
Если бы можно было процедить этот лал из воды,
Неужели бы я не увидел немного наслаждения?!

Песня «Сандугаш» по своей природе близка к «Корлан». Она также требует исполнения протяжно, без перерыва. Тем, кто не понимает песню и поет ее резко, она не под силу.

Поет, как соловей, с широкой грудью,
Как драгоценный камень, сияющий в Самарканде.
Выбери, юноша, одну красавицу из толпы,
Играющую, как жернов.

Музыка песни «Акжалмаш» не похожа ни на одну другую песню Естая. Это обособленное произведение. На первый взгляд, оно кажется началом песен нового времени. Только пройдя середину песни, она переходит к старым казахским народным приемам.

Я спою свою песню – Акжалмашу,
Пока сижу без дела.
Я скучаю, не в силах забыть свою возлюбленную,
Если пойдешь, передай привет Каламкасу.
Ай, Акжалмаш,
Каламкас остался позади.

Одна из широко распространенных песен – «Жай коныр».

За Иртышом – Арканат,
Домбра певца – его крылья.
Вдоль черного Иртыша акын Естай,
Назвал песню «Жайконыр».
Сначала трудно начать эту песню,
Во-вторых, трудно отвергнуть слова многих.
Если твои четыре слова не придут,
Трудно жаловаться перед толпой.
Ты ушел в двадцать пять, не оглядываясь,
Я иду, не имея сил на лошадь.
Между тридцатью и сорока пятью,
Я шел, как генерал.

– так он с удовольствием вспоминает свои юношеские и зрелые годы. Остановившись после «двадцати пяти, тридцати и сорока пяти», можно предположить, что песня была написана примерно в пятьдесят лет. От характера песни и текста веет духом беззаботности. «Жай коныр» – песня, которую хочется петь игриво, быстро.

«Наз коныр» – песня, ставшая народной, превратившаяся в стиль состязания. В основном дошла до нас в исполнении Байгабыла Жылкыбаева.

«Мое имя стало известно народу как Естай,
Что только не увидит человек, когда придет беда.
Моя грудь, построившая дворец из песен и стихов,
Однажды тоже уйдет в черную землю,

– говорит акын.

Песня «Юран-ай», по словам очевидцев, посвящена Майре Шамсудиновой. Кандидат искусствоведения З. Коспаков в своей статье «Жизнь и творчество Естая» ссылаясь на материал, опубликованный в газете «Кызыл ту» в 1988 году, дает следующую информацию о песне «Юран-ай». «Эта светловолосая ногайская девушка, с красивым, живописным образом, возвышенно поющая казахскую песню, заняла место в сердце акына Естая. Он написал для нее песню «Юран». Естай взял псевдоним Майры Нюра и созвучно с казахскими именами девушек Еран, Гульжан, Раушан, назвал ее Юран».

«Юрай-ай» – песня Естая, исполняемая в приподнятом настроении. В песне чувствуется влияние творчества Жаяу-Мусы. Мелодия и форма песни очень похожи на песню Жаяу-Мусы «Когершин». Естай говорил: «В молодости я исполнял песни Жаяу-Мусы». Это сходство, вероятно, является признаком его глубокой любви к песням Мусы.

Серебро на черной лошади, не жалея,
Не человек тот, кто не знает ее ценности.
Эту песню Естай спел девушке по имени Юран,
Никому другому он ее не пел.

Была в Караоткеле девушка по имени Юран,
Слова, слетающие с ее уст, слаще меда.
Когда она брала домбру и пела,
Никто не мог сравниться с ней.

Судя по тексту песни, Естай высоко ценил певческий талант Майры. Потому что в то время казахские женщины не пели криком, надрываясь. Майра была одной из первых, если не первой, женщиной, исполнившей казахскую песню перед широкой публикой (на сцене). «…Впрочем, все это относится к манере мужчин, тогда как женщины, – не берусь судить, – по традиции ли, или же в силу своего темперамента, поют гораздо холоднее, чем мужчины, и, при красивом и чистом звуке, нередко удивляют механичностью и безучастностью своего пения. Скажу даже больше и отмечу как характерную особенность, что казахам положительно не нравятся ни особенно высокие женские голоса, ни колоратурные поползновения наших культурных певиц, пробовавших исполнять их песни, а всякая их попытка «переживать» исполняемое и вносить в него элемент сколько-нибудь подчеркнутой выразительности-вызывает в казахской аудитории чувство протеста» (А. В. Затаевич «500 Казахских песен и кюев»). Все сказанное здесь относится к манере исполнения мужчин, и в сборниках «1000 казахских песен» и «500 казахских песен и кюев» говорится только о манере исполнения мужчин.

Пение Майры принесло столько же изменений, сколько и ее песенное творчество. Гармонь, отличаясь от домбры своей спецификой и широким диапазоном, требует иного исполнения и звучания. Я считаю, что стиль Майры нуждается в полном исследовании.

Сам Естай был новаторским композитором, поэтому он смог распознать уникальность и талант Майры.

Рустембек Омаров первым привез песню «Юран-ай» в Алматы. Он приехал в Алматы в возрасте четырнадцати лет. Он был учеником павлодарского певца по имени Акбай. Темирболат Аргынбаев, Токбай Жумагулов, Акбай, Рустембек – все они родом из одного региона. Рустембек был искусным игроком на домбре. Он знал и глубоко освоил «кара шертису» – вступление перед исполнением песен Естая. Когда он исполнял песню «Юран-ай», А. Жубанов, восхищенный игрой Рустембека на домбре, пригласил его в оркестр. Это было в 1934 году. Позже он долгие годы был концертмейстером созданного А. Жубановым национального оркестра. Он остался в памяти народа как исполнитель кюев Курмангазы, Тattimbeta, особенно виртуозно сыгравший «Ак сак кулан» Кетбуги. Сегодня мало кто не знает кюйши Р. Омарова.

Б. Ерзакович записал песню «Юран-ай» с Т. Аргынбаева. Вариант «Юран-ай», широко распространенный в народе в исполнении К. Байбосынова, недалеко ушел от варианта, переданного Т. Аргынбаевым. К. Байбосынов выучил его по аудиозаписи Серали Абжанова.

Естай написал более двадцати пяти песен. «Коштасу» – его последняя песня.

Будучи гулякой, веселясь, я повидал мир,
Я шел рядом с Сал Биржаном, Акан сери.
Судьба, прошлое не вернется,
Я пришел к состоянию старости и слабости.

Борода и волосы тоже поседели на моей голове,
Нет рядом друга, который бы сочувствовал мне.
Не время петь и держать домбру,
Это просто привычка с юности.

Я баловался, будучи акыном и певцом,
Вчерашний день, прощай, мой уважаемый народ.
Слова Естая теперь закончатся,
Это мое последнее слово, прощайте.

В сборниках А. В. Затаевича «1000 казахских песен» и «500 казахских песен и кюев» песня «Корлан» записана в исполнении Кайыпа Айнабекова, уроженца Акмолинского уезда, Хасейна Нурмухамедова из Атбасарского уезда, Курбанали Туякова из Петропавловского уезда, Али Ербалина из Семипалатинского уезда, Каныша Сатпаева из Павлодарского уезда, Кадырбая Танашева из Кентауской волости Каркаралинского уезда. В исполнении Медеу Колыбаева из Павлодарского у

Голос Естая хорошо подходит для баритона. Голос Естая должен быть низким. «Ну, его голос произвел на меня впечатление своим глубоким, печальным звучанием, подобным звуку кобыза», — писал музыковед Б. Г. Ерзакович. Когда я этой весной приехал в деревню и спросил у своей невестки Зекен апа, был ли голос Естая низким или высоким, она сказала: «Откуда мне знать, дитя мое, голос нашего Ербола похож на голос вашего деда Естая». Она говорила об артисте Ерболе Айтбаеве. Ербол — высокий бас. В молодости голос Естая мог подняться до лирического баритона, даже приблизиться к тенору. Это часто случается с певцами, которые хорошо владеют вокалом. Например, Серкебаев в молодости был басом. Знаменитый итальянский Паваротти в молодости тоже был баритоном, а мы знаем его как лирического тенора. Похоже, Естай тоже был таким. Потому что, если «Корлан» пополняет репертуар баритонов, то «Жай қоңыр» больше подходит тенорам.

Примечательным моментом в певческом искусстве Павлодарского региона является преобладание «баритоновой» манеры пения в этом регионе (доминирование баритоновой манеры пения К. Айтбаев). Кереку можно назвать родиной певцов с низким голосом. Кали Байжанов (баритон), Темирболат Аргынбаев (баритон), Жабай Тогандыков (бас), Шакен Аймантов (баритон), Ербол Айтбаев (высокий бас). Это исполнители народных песен. В академическом вокале: Каукен Кенжетаев (баритон), Шахмардан Абилов (баритон), Бейимбет Кожабаев (бас). Даже у теноров прослеживается влияние баритоновой манеры. Например, сравните павлодарского тенора Байгабыла Жылкыбаева и семейского тенора Мадениет Ешекеева. Если на Мадениет оказал влияние стиль Жусупбека Елебекова, а на Жусупбека — стиль Амре, то на Байгабыла оказали большое влияние Естай и Кали Байжанов, которые были в этом регионе. Даже то, что Бисмилля Балабеков иногда слишком затягивает некоторые песни, вероятно, связано с его стремлением к баритоновой манере. Однако в пении Балабекова нет собранности. Тенору не идет затягивать.

«Семнадцати лет я не слезал с коня», — говорил Естай, которого в трудах советского периода изображали бедным. Это отчасти понятно. В советской литературе и документальных записях период до октябрьской революции рассматривался через призму классовых критериев: богатые изображались как плохие, а бедные — как угнетенные момины, хорошие. Поэтому закономерно, что в записях того периода Естай, как и другие известные личности в истории народа, изображался как представитель бедного класса. На это могут свидетельствовать советская литература и биографические данные на полках библиотек. Только воспоминания людей, видевших поэта при жизни, и его потомков показывают, что Естай был не изнуренным бедностью, а человеком среднего достатка, имевшим достаточно для себя и для дорогих гостей.

Сегодня иногда говорят: «Говорят, Естай был скотоводом». Кому понадобилось изображать представителя эпохи сери, который жил в почете и уважении народа, как бедняка и скотовода?

Естай в 1936 году едет в Ереймен. «Мы шли девять дней по дороге, которую можно пройти всего за полтора дня», — вспоминает его внук. Это было время после страшного голода начала тридцатых годов, когда народ был в унынии и смятении. Несмотря на это, сельчане, большие и малые, с большим уважением встречали и принимали такого певца и поэта, как Естай. Поэтому дорога и затянулась.

Почему Естай не должен был посвятить себя песне, если народ его, певца, поэта-композитора, возносил на пьедестал и лелеял? Он отдал все, что имел, и превратил величие, великую любовь и нежность казахского народа в бессмертные произведения, подарив их своему народу.

В своей последней песне «Прощание» Естай говорит: «Привет вам, мои реки Есиль и Иртыш, мои озера Жайылма-Акколь. Молодая душа моя не хочет расставаться со старым телом, не знаю, увижу ли я вас снова?!» Это означало, что он не хотел расставаться с народом, который его любил и ценил.

До сих пор отношение народа к певцу остается особенным. Имя Естая вызывает гордость у народа. Село № 1 в совхозе Чкалов бывшего Актагайского района названо в честь Естая. В родном крае есть переправа под названием «Естай өткелі», а в городе Павлодар есть улица имени Естая. Городской дворец культуры также носит имя Естая. Ежегодно проводятся различные мероприятия, от областных конкурсов жыр-термеши до республиканских конкурсов певцов. В начале девяностых годов по предложению тогдашнего акима Актагайского района Абылхака Тугельбаева, в честь 125-летия поэта, был опубликован сборник ученого Зейнура Коспакова «Корлан», состоящий из исследований творчества Естая. Абылхак Балгабаевич, который с юных лет был знаком со старинными рассказами и летописями, ценил национальную литературу и искусство, не как рядовой чиновник, а как человек, глубоко погруженный в историю народа, в те годы добился восстановления мавзолея Естая и, как упомянуто выше, добился того, чтобы одна из центральных улиц Павлодара была названа в честь Естая.

В возрасте семидесяти трех лет Естай стал часто болеть. В январе 1946 года его вызвали в район. Естай болел и не поехал. Когда вызов пришел снова, они запрягли лошадь Тогайбая Окаса, и они поехали в тогдашний районный центр Краснокутск. «Мой брат сел в сани, на нем была шуба. Окас был возничим. Они тронулись, я через некоторое время вышел из дома, а моя невестка все еще смотрела вслед Есекена».

— Невестка, почему вы стоите? Вы простудитесь, зайдите домой, — сказал Кыздарбек аксакал, вспоминая. Естай женился дважды. Первая жена умерла от болезни. У них осталось двое сыновей и две дочери. Потомство есть от старшего сына Жанабиля и дочерей Куляй и Кантай. Жанабиль не вернулся с Второй мировой войны. Младший сын Жакёш, вероятно, погиб в сильную метель между Омском и Акколем в возрасте восемнадцати лет. Это было в 1931-1932 годах. Точно неизвестно. Есть устные воспоминания о поэтическом даре Жакёша. Он очень любил его, считая, что тот превзойдет его самого.

Естай, будучи уже в среднем возрасте, женился по аменгерскому обычаю на Загише. Говорят, Загиша была очень красивой женщиной.

Похоже, они уважали друг друга. Его внучка говорит: «Какими были дружба и уважение между моим дедом Естаем и бабушкой Загишей… где такие люди?»

Естай почувствовал себя плохо, когда добрался до районного центра. Врачи предупредили, что его состояние тяжелое. Поняв, что добраться до Акколя будет трудно, его отвезли в дом его близкой родственницы Жамал, жившей в 1-м отделении совхоза Чкалов. Жамал — внучка брата Естая, Нурмагамбета. В той деревне также жил сын Нурмагамбета по имени Карибай. Жена Карибая рано умерла. Поэтому, опасаясь, что Естай не получит должного ухода, они остановились в доме Жамал, дочери Абикея. После смерти Естая, по старому обычаю, чтобы не выносить тело из дома дочери, его привезли в дом Карибая. Говорят, он оставил завещание: «Если я умру, похороните меня здесь, не тащите мои кости на родину, и похороните меня вместе с кольцом, которое мне подарила Корлан». 15 марта 1946 года в Куйбышевском районе (ныне Актогайский район) скончался выдающийся композитор, ученик таких гигантов казахского песенного искусства, как Биржан и Акан, учитель певцов Байгабыла и Жуниса Шаймарданова, внесший огромный вклад в национальное искусство своим неповторимым стилем. В тот же день в Акколе скончалась и жена поэта Загиша…

Кайрат Айтбаев

Магистрант 1-го курса специальности «Культурология» кафедры «Философия» Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева

Previous Post

Опубликовано фото второго подозреваемого в убийстве Дениса Тена

Next Post

Почему Дениса Тена не доставили в ближайшую больницу?

Next Post

Почему Дениса Тена не доставили в ближайшую больницу?

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.