12 июля Национальный музей Республики Казахстан и Исторический музей провинции Шэньси (КНР, г. Сиань) в рамках проекта «Шествие Золотого человека по музеям мира» откроют международную выставку «Наследие Великой Степи: шедевры ювелирного искусства».
Понятие «Золотой человек» в науке истории появилось благодаря известному ученому-археологу, одному из основоположников казахстанской археологии Кемалю Акишеву. Именно он проводил исследования в кургане Иссык на юге Казахстана, где был найден первый «Золотой человек» – сакский воин, одетый в полностью золотую одежду. Бесценное сокровище было признано открытием века и условно названо «Золотым человеком».
Из кургана было найдено всего 4800 золотых изделий, украшавших одежду воина. Это было наибольшее количество золотых украшений после гробницы египетского фараона Тутанхамона среди всех ранее найденных курганов. Топография предметов в захоронении: исследователи кропотливо изучали остатки парадного доспеха, железного меча и кинжала погребенного воина, в результате чего воссоздали облик сакского воина. В переводе с персидского «саки» означают «храбрые воины», очень древние предки казахов. В произведениях греческих авторов их называли азиатскими скифами, а в некоторых древних источниках их описывали как «быстроногих конников». Среди трех больших групп этих племен были саки-тиграхауды («острошапочные»), жившие в регионе, где был найден курган Иссык, где был похоронен «Золотой человек».
Среди предметов, найденных в кургане Иссык, особое место занимает серебряная чаша с надписью руническим письмом. Этот древний письменный памятник доказывает, что общество, создавшее такие изделия, было гораздо более развитым, не отставая от уровня развития общественного устройства других народов того времени.
Преобладание зооморфных образов, являющееся важной особенностью древнего степного искусства, также определяется в рамках мифологического мышления. Драматизм его сюжета трактуется как борьба добра и зла, как начало света и тьмы, как созидание новой жизни, как символ вечного движения и вечной борьбы противоположностей. Как яркий пример такого противоречия можно привести удила в виде двух идентичных пантер, выполненных в технике литья и чеканки по золоту, представленные на выставке.
В списке экспонируемых коллекций имеются уникальные произведения ювелирного искусства, относящиеся к началу XV века (городище Сайрам Южного Казахстана), а также артефакты, найденные в кургане Талды-II в Центральном Казахстане (середина и вторая половина VII в. до н.э.).
В апреле 2012 года археологический отряд Западно-Казахстанского областного центра истории и археологии под руководством доктора исторических наук, профессора М. Сыздыкова провел исследовательские работы в комплексе Таксай-I в Теректинском районе, в результате чего будет представлена реконструкция одежды знатной сарматской женщины (конец VI в. до н.э. – середина V в. н.э.), найденной там. Всего из кургана было найдено более 500 фрагментов различных золотых украшений.
Небольшая часть золотых изделий, представленных из фондов Национального музея Республики Казахстан, – произведения безымянных мастеров прошлого, отражающие самобытность наследия евразийской степной культуры, еще раз доказывают преемственность их художественных традиций.