Читатель, возможно, впервые сталкивается с понятием «запретные шашки». Известны «запретные книги», «запретные места», «запретные плоды». Откуда же взялись «запретные шашки»? Это не художественное преувеличение или поэтическое искажение. Наличие запретных шашек – правда.
Мудрецы, постигшие суть философии, делили шашки на два вида: благородные и низменные.
Шашки, в которые играют в повседневной жизни, считаются «низменными». А «благородные шашки» – это шашки, в которые играли только ханы и бии. Основное название игры – «Мудрые шашки биев казахов». Однако позже, для понятности народу, ей было присвоено специальное название «Ханские шашки».
Да, в эти шашки играли только ханы. А правила игры держались в секрете от простого народа. Потому что все ходы и передвижения в этой игре напрямую были связаны с политикой ханства. Политика, проводимая ханами и биями, управление страной, применение наказаний, повышение экономики, объявление войны, заключение мира, организация восстаний, вынесение решений – все это было сосредоточено в этой игре. Поэтому ханы держали эту игру в строжайшей тайне. Они боялись, что она распространится среди народа. Потому что человек, познавший систему этой игры, мог понять, как строится и управляется ханство.
История возникновения этой игры берет начало с давних времен, со времен усуней. Во время раскопок, проведенных в Енбекшиказахском районе Алматинской области, были найдены камни для ханских шашек, вырезанные из слоновой кости. Удивительно, что все эти камни выполнены в форме казахской юрты.
Кто такие «алтау»?
Среди народа широко распространена пословица: «Если четверо едины, то и гора сдвинется, если шестеро разрознены, то и то, что во рту, пропадет». Мы все понимаем это как то, что если мы будем жить в мире, враг нас не одолеет, и не задумываемся над ее смыслом дальше. «Если четверо едины» означает, если все четыре стороны света у нас в равновесии. Это понятно. А что означает «если шестеро разрознены»? Почему не семь, не восемь? Почему используется число «шесть»? Эта пословица – не просто слова, сказанные для рифмы. «Алтау» – это шесть персонажей в этих «Ханских шашках»: Хан, Би, Бек, Алаш, Тентек, Караша.
То есть, эти шестеро не должны быть разрознены. Если эти шестеро не будут жить в мире друг с другом, страна станет добычей врага. Главный герой этой игры – Хан. Он сильно отличается от обычных шашек. Игровое поле, ходы персонажей и их влияние на игру – все иначе. Логика этой игры не уступает шахматам. Здесь охвачены политика страны, экономика, положение народа, тентек и караша. У каждого из них есть своя роль в ханстве. Один персонаж не может выполнять роль другого. Каждый выполняет возложенную на него задачу, не выходя за ее пределы.
Здесь стоит остановиться на том, почему эти шашки называются благородными. В обычных шашках любой камень имеет возможность стать бием, стать ханом. Кроме того, во всех низменных шашках все фигуры одинаковы, без каких-либо различий. А в этой игре караша никогда не сможет стать ханом, каждый до конца игры выполняет свою установленную функцию. Это похоже на принцип китайского мудреца Конфуция: правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном.
Мы сказали, что Хан – главная фигура. На игровом поле сражаются два ханства. Это ханства Акeдик и Кокедик. От хана до караши по доске выстраивается линия по диагонали. Эта игра для понимающего человека ближе к полю разума, чем к кровопролитию. По обе стороны от хана находятся два его сподвижника: справа – серке (баран), слева – беркут (орел). В правой части ханского трона располагается народ. Бии, беки, алаш, караша, тентек – по порядку. Как и в любом народе, в нем есть и законопослушные, и нарушители порядка. Фигура тентека взята из этого примера.
Еще одно отличие ханских шашек от низменных в том, что здесь вражеское государство не уничтожается полностью. Потеряв 6 из 12 фигур, хан этого государства признает свое поражение и мирно передает управление народом победившему хану. Это позволяет избежать полного истребления народа во время войны и решать вопросы мирным путем. Возьмем, к примеру, Индию, считающую себя родиной шахмат. Их величайший император Ашока после кровопролитной войны испытывал огромное сожаление. В конце концов, он принял буддизм и обратился к духовному очищению. А наши ханы Касым, Хакназар, Тауке, игравшие в ханские шашки, избегая больших потерь в войнах с ногайцами и моголами, присоединили к себе до половины народа. Города по Сырдарье добровольно сдались, земли Семиречья постепенно переходили в руки казахов. Все это были правила игры в ханские шашки. В этом и заключается одна из причин сохранения их в тайне.
Наша жизнь – это интеллектуальная игра. Если мы не будем широко пропагандировать и развивать такой вид шашек, какая страна придет и зажжет наш светильник? В 2008 году после письма, написанного на имя Президента РК, была оказана поддержка, и игра была признана традиционной игрой казахов в Министерстве спорта и туризма РК. После этого должно было быть выделено много средств для проведения и поддержки игры. Однако, если считать с того времени, прошло 10 лет. Приказ так и остался приказом.
Победителям соревнований вместо пустых железных медалей можно было бы подарить торсык для кумыса, камчу с восемью прядями, алмазный нож, расшитый головной убор, чтобы еще раз возродить наше национальное искусство. О «духовном возрождении» нужно читать не на страницах газет. «Духовное возрождение» нужно в реальной жизни…!
Жусупбек Рысбек