Сейчас рынок жилья находится на пике. Можно сказать, что эта сфера еще больше разогрелась с момента запуска ипотечной программы «7-20-25». А какой будет динамика и дальнейшая траектория частных строительных компаний, которые до этого самостоятельно строили и предлагали населению жилье, когда будет начата государственная программа по поручению Президента? В связи с этим мы побеседовали с директором ТОО «Ниет строй сервис» и строительной компании «Алма-реал партнершип», активно работающей на рынке жилья священного региона Мангистау, Сангуль Аманжоловой.
— Сангуль ханым, сколько лет вы работаете на строительном рынке? Насколько нам известно, ранее вы предлагали населению жилье в Актау под низкий процент. Почему вы пошли на такой шаг в то время, когда другие пытаются получить двойную прибыль?
— Сначала я открыла риэлторскую компанию и занималась ее делами, насколько это было в моих силах. Это было в марте 2015 года. Риэлторскую деятельность знают все, это помощь в продаже или покупке чужого дома. К тебе приходит много людей. За это время я многое узнала. Люди очень обеспокоены жилищным вопросом. Я убедилась, что социальное положение людей напрямую связано с отсутствием жилья. На первый взгляд, это вызывает сочувствие. Но сделать ничего не можешь. Поэтому в 2016 году я приняла решение и обратилась к уважаемым строителям региона Мангистау. Рассказав о проблемах, которые я видела, я сказала, что у народа нет возможностей, поэтому давайте предоставим жилье с рассрочкой на пять лет. Я объяснила, что если мы поможем простым людям, насколько это возможно, мы получим их благословение. Когда я обратилась за домом, уважаемый Сунгагат Аншыбаев не отказал мне. По моей просьбе он выделил 30 квартир. Я предоставила эти дома нуждающимся в жилье с рассрочкой на пять лет. По условиям, владелец новой квартиры должен внести 30 процентов от основной стоимости в качестве первоначального взноса, а оставшиеся 70 процентов погасить в течение 5 лет. Сначала мы разместили объявление в интернете. Были и сомнения. Однако 30 квартир были распределены мгновенно и распроданы. Мы даже слышали, что те, кто не успел купить квартиру, обижались на нас и говорили: «Почему вы не выделили больше квартир?»
Вот после этой ситуации я начала строить планы на будущее. Спрос на жилье очень велик. Но не все удовлетворяет людей, или же не по карману. Я успела накопить некоторый опыт. Теперь нужно принять смелое решение и приступить к делу. Поэтому в конце 2016 года я решила приобрести удобное место для строительства многоквартирного жилого дома. Честно говоря, я ни у кого не спрашивала совета, не советовалась. Я закрыла глаза и начала делать то, что задумала. Конечно, если человек начинает доброе дело с искренним намерением, то запланированное дело идет в гору, все складывается. Сейчас я благодарна за все. Наш строящийся жилой дом возвышается, достигнув 2-го, 3-го этажа. Мы продаем его по моему проекту, начатому выше, с рассрочкой на 5 лет. Покупатель платит только саму стоимость квартиры. Мы не добавляем никаких процентов или наценок. Жители активно поддерживают наше предложение, заключается множество сделок. Все выражают удовлетворение и благодарят нас за создание удобных для них условий. Думаю, большего счастья и нет.
— Итак, когда будет завершено строительство многоквартирного жилого дома, которым вы занимаетесь?
— Конечно, чем быстрее мы завершим строительные работы, тем выгоднее это будет для нуждающихся в квартирах жителей. А в конце этого года мы планируем ввести в эксплуатацию один многоквартирный жилой дом. По сути, мы начали строительство на двух участках площадью 0,5 гектара в 16-м микрорайоне. Первый жилой дом, который будет передан покупателям, состоит из 11 этажей. В этом доме 180 квартир.
— Сейчас люди, помимо государственных программ, заключают прямые договоры со строительными компаниями и приобретают жилье в кредит. Например, под какую процентную ставку вы предоставляете и предусмотрены ли льготы для социально незащищенных слоев населения?
— Каждый мечтает о жилье, но не каждый может его себе позволить. К тому же, в первую очередь обращаются семьи с низким социальным положением. Один многодетный, другой одинокий, третий инвалид… Ни для кого не секрет, что все объясняют свое положение и просят о помощи. Честно говоря, в таких ситуациях я стараюсь снизить первоначальную утвержденную стоимость жилья и предложить покупателю максимально удобную цену. Я даже продлеваю первоначальный срок с 5 до 7-8 лет. Потому что мы должны учитывать благосостояние народа и его текущее положение. Если хотите, я даже не проверяю человека, который рассказал о своих бедах. Мысль «правда ли то, что он говорит, или ложь» не приходит мне в голову. Потому что я отношусь с доверием к словам каждого покупателя. Если между людьми нет доверия, то ни общество, ни ваша работа не продвинутся вперед, никогда не будут развиваться. А к нам приходят покупатели, которые приобретают жилье в зависимости от своих возможностей, будь то большая квартира или квартира поменьше.
В связи с этим хочу добавить, что в жизни случаются разные события. Иногда люди возвращаются и говорят: «Произошла такая ситуация, мы хотим вернуть деньги». В таких случаях мы никогда не отказывали нашим потребителям. При любых обстоятельствах я возвращаю всю ранее уплаченную сумму до копейки. Я думаю, это также укрепляет доверие народа к нам.
— Какова цена квадратного метра вашего жилья в соответствии с рыночными ценами?
— По нашим ценам 1 квадратный метр квартиры стоит 120 тысяч тенге. Я считаю, что такая цена доступна для народа. Конечно, в 2016-2017 годах были случаи продажи по 150-160 тысяч, даже по 180 тысяч тенге. Но сейчас я отказалась от таких цен. Даже если я не получу лишней прибыли, я решила, что нуждающиеся в жилье люди купят дом, отпразднуют новоселье, ощутят сладкое чувство счастья от обретения жилья. Моя единственная цель – получить благодарность народа.
— Вы сами хорошо знаете, недавно была запущена программа «7-20-25», начался прием документов. Уже выдан первый кредит. Некоторые эксперты говорят, что цены на рынке жилья могут колебаться. Что вы, как руководитель строительной компании, можете сказать по этому поводу?
— Почему бы не радоваться, когда государство принимает различные программы для обеспечения населения жильем?! Ведь если каждый житель страны сможет приобрести жилье, не страдая от жилищных проблем, это будет доказательством нашей государственности… Конечно, те, кто надеется на программу «7-20-25», должны иметь официальный источник дохода. Кроме того, банку, выдающему ипотечный кредит, нужна квартира с завершенным строительством. А у меня строительство еще продолжается. По моему опыту, такая благородная инициатива началась еще в 2016 году. Никаких процентов не начисляется. Определенный процент от оценочной стоимости дома оплачивается заранее, а остальное должно быть погашено в течение 5 лет без спешки. Поэтому в этом плане я уже давно поддерживаю сегодняшнюю инициативу государства. Соответственно, это, вероятно, признак того, что мы выбрали правильный путь.
— Теперь давайте поговорим о качестве жилья. Удовлетворены ли вы качеством жилья, построенного вашими коллегами на рынке, и насколько вы сами уделяете внимание качеству?
— Какая бы строительная компания ни была, правда в том, что никто не будет говорить, что построенное им жилье плохое. Это закон рынка. Я не встречала людей, которые видят малейший недостаток в своем товаре. Но каждый должен нести ответственность за себя. Поэтому я уделяю большое внимание качеству жилья. Ведь построенные дома – это не временное явление, которое можно закончить и забыть. Если завтра что-то рухнет или отвалится, будет стыдно перед людьми. Потребители, доверив вам свои деньги, платят остальное в рассрочку. А если ваш продукт не соответствует этому, вы обманываете людей. Мы заливаем бетон вручную. У него есть свое время для застывания. Дом с прочным фундаментом, несомненно, выдержит любые условия. Также в отделе продаж мы ничего не скрываем и все показываем. Там все четко прописано. Какой цемент, какой песок, какая арматура использовались – обо всем этом мы рассказываем потребителю. Если вы думаете только о деньгах, можно быстро сдать и отделаться. Однако в будущем это, несомненно, омрачит вашу репутацию и авторитет, заработанные трудом.
— Какие предложения вы бы внесли для регулирования рынка жилья?
— Первое, что я хочу сказать, – элитное жилье, которое сейчас строится в большом количестве, не по карману народу. Поэтому мы должны увеличить количество жилья, доступного для людей. А если бы частные строительные компании получали государственную поддержку и выделялись финансовые средства, это было бы еще лучше. Например, если бы мне оказали такую поддержку, я бы без колебаний передала 150-200 квартир местному акимату. Эти дома можно было бы распределить между сиротами, многодетными и одинокими семьями, получив за это награду. Потому что я сама прошла через трудности с жильем. Моя мать рано ушла из жизни, я была еще молода. Мы жили в съемных квартирах, иногда жили у знакомых. Тогда я думала: «Почему у одних есть по две квартиры, а у других нет?» Меня мучил вопрос: почему мы платим деньги за квартиру человеку, который и так обеспечен? А через предложенные нами условия люди могут избавиться от таких трудностей. Даже если оставшиеся средства будут выплачиваться в течение 5 лет, в конце концов дом останется в их собственности.
В заключение хочу сказать, что если вы выходите к людям с честным трудом и потом, то ваше лицо будет открытым, а взгляд – ясным. В какой бы сфере мы ни работали, прежде всего мы должны думать о народе, а не о кармане и желудке.
— Спасибо за интервью!