Мельница, вращающаяся как жернов, время, скользящее мимо. У этого непрерывного, неустанного процесса есть великий закон, на который многие не обращают внимания, но который видят только прозорливые. Это – залог будущего, даруемый импульсом эпохи, или твоё сегодняшнее незаметное существование – твоя история, которая завтра будет кричать о себе.
Итак, июль 1994 года… Ещё не прошло и трёх лет с момента распада Советского Союза. Народ ещё не оправился от гиперинфляции 1992 года, когда она достигла двух тысяч процентов. Время, когда ВВП страны снизился в среднем на 20%, продукция сельского хозяйства – на 30%, промышленная продукция – на 30%. В результате – пустые магазины и рынки, цены на которых росли изо дня в день, дефицит товаров на пределе. Люди, оказавшиеся в состоянии растерянности, словно застигнутые льдом. Народ, стеснённый в средствах из-за зарплат и пенсий.
Одним словом, это был период, когда законодательство ещё не было полностью сформировано, политическая система ещё не встала на ноги, экономика была на коленях, а общество и государство истощены. Не секрет, что в то время у власти было предостаточно людей, чья вера в завтрашний день была слаба, а прогнозы на будущее туманны и тревожны.
Именно в такой обстановке 6 июля началось пленарное заседание Верховного Совета XIII созыва. На повестке дня стоял особый вопрос. Президент Н.А. Назарбаев, поднявшись на трибуну, впервые озвучил своё историческое предложение о «переносе столицы». Конечно, известно, что прежде чем официально озвучить такую мысль, Президент тщательно обдумал её и в итоге, рискуя всем, взял на себя всю ответственность. Ведь Глава государства прекрасно понимал, что затягивание такого важного вопроса приведёт к потере не только времени, но и судьбоносной возможности вместе с ним.
В результате предложение Президента, подкреплённое 32 неоспоримыми аргументами, было принято незначительным большинством голосов депутатов, и было принято знаменитое постановление Верховного Совета № 106.
Победа. Конечно, победа! Не просто победа, а историческая победа! Тем не менее, в тот момент никто во всей стране, кроме одного человека, не осознал всей глубины этой истины. Я могу назвать себя одним из них. Связанное с этим событие до сих пор не выходит из моей памяти. Возможно, устав от пленарного заседания, Нурсултан Абишевич в воскресенье отправился в горы на прогулку. Я был с ним. Парламент поддержал решение о переносе столицы, но всё оставалось на своих местах. Солнечный летний день. Незадолго до этого прошёл дождь, воздух был кристально чист. Мы поднялись на один из холмов, и перед нами открылась прекрасная Алматы, словно на ладони. Полюбовавшись прекрасным видом, Нурсултан Абишевич сказал:
– Как прекрасно! – сказал он.
Тут же я добавил: – Теперь, оставив такую красоту…
Сказанное было сказано.
– Ты оставь это, – сказал Нурсултан Абишевич, слегка нахмурившись. Затем он добавил:
– Мы можем не суметь удержать эту огромную территорию, управляя ею с одного края. Нам нужно как-то изменить демографическую ситуацию на севере, в северных областях. Весь мир должен знать, кто является истинным хозяином этой земли. Управлять экономикой из самого центра страны тоже эффективно. Акмола находится на пересечении девяти дорог, связь областей со столицей тоже упростится. Хотя бы поймите это! – отрезал он, словно забивая кол в сознание.
Этот разговор оказал прямое влияние на моё восприятие идеи переноса столицы и формирование моего мнения. Впоследствии, на любой должности, доверенной мне Главой государства, я ни на мгновение не прекращал всесторонне изучать этот вопрос. Ведь за ним стояло столько смысла и значения, которые, хоть и не приходили в голову раньше, но были необходимы для развития страны с каждым годом.
Говоря научным языком, речь идёт не только о «синдроме столичного города», присущем вчерашней Алматы и сегодняшней Астане, но и о цивилизационной силе, которая может стать главной причиной объединения и стремления к прогрессу такой нации, как казахская. О силе её геополитического превосходства. В конечном итоге, о её способности стать залогом единства и благополучия народа. А кто знал, что Президент, хорошо разбирающийся в истории, уже тогда видел и понимал, что каждая «вершина, на которой предки ставили своё знамя», имеет не простое, а созидательное значение… Например, сколько городов, бывших центрами страны в истории Алаша, мы знаем? Какие бы данные из интернета мы ни взяли, мы называем два-три города до Астаны, а если копнуть глубже, то те самые Сыгнак и Туркестан. Так ли это на самом деле? Давайте полистаем нашу белую летопись и внимательно изучим её.
Безусловно, сегодняшняя Астана – это первая современная столица нового Независимого Казахстана, построенная своими руками. Мы не должны забывать об этом. Вместе с тем, у казахов есть понятие «пайтак», пришедшее из древнеперсидского языка (где-то его произносят и как «байтак»), которое буквально означает «окружение трона, нижняя часть», то есть «столица». Сочетание «Астана байтак» также указывает на это. Если считать с того времени, когда распалась Золотая Орда и казахи стали «казахами», лично я бы особо выделил 10 таких байтак-городов. Конечно, каждый город из этого списка выполнял свою актуальную задачу в соответствии со своим временем, одни сохранили свой след на века, а другие были стёрты временем. Поэтому вокруг них до сих пор ведутся оживлённые дискуссии и существуют противоречивые выводы среди историков. В связи с этим, только в рамках «550-летия Казахского ханства» было проведено десятки научных конференций и организован ряд археологических экспедиций. В этом отношении следует особо отметить труды докторов исторических наук, глубоко изучающих средневековые города: археолога М. Елеуова, востоковеда М. Абусеитова, специалиста по Казахскому ханству Н. Атыгаева и ряда других авторитетных учёных. Конечно, этот кропотливый труд, подобный «копанию колодца иглой», не терпит поверхностности и спешки. И его результаты, несомненно, станут предметом дальнейших обсуждений в исторической науке. Так и должно быть. Ведь только там, где ведутся такие научные дискуссии, пишется подлинная летопись, яркая история.
Со своей стороны, мы с уважением относимся ко всем этим мнениям и оставляем конкретные и основательные данные, касающиеся каждого из нижеперечисленных городов, а также официальную статистику по ним на откуп нашим учёным-археологам. Поэтому в нашем тексте, за исключением общих исторических периодов, касающихся древних городов, практически отсутствуют сведения о конкретных числовых показателях. Наша цель – политические центры, которые с момента формирования казахской нации были единодушно признаны историками и давно стали объектом исследования. Точнее, их влияние на развитие «феномена национальной консолидации» или «духа государственности» нашего народа. В любом случае, это не только статус «столицы», но и 10 великих шагов, которые украсили каждую вершину, на которую ступали казахи в будущем, и через это – от малочисленного народа, последовавшего за Кереем и Жанибеком, до сегодняшней великой нации, признанной во всём мире Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым. Первым из них является городище Шар. Это крепость-цитадель, которая, как известно не всем, кроме профессиональных историков, стала опорой для только что взошедшего на трон казахского хана в середине XV века. Мухаммед Хайдар Дулати полностью упоминает это в своём труде «Тарих-и Рашиди». Согласно ему, это место находится «…в районах Шу и Козыбасы на западной границе Могулистана…». По мнению некоторых учёных, следы шара в Козыбасы сегодня могут находиться в горных районах выше реки Шу (в Мойынкумах, в районе Хантау или в Кыргызстане, в окрестностях Токмака). А по другим данным, местность под названием «Козыбасы» может быть найдена в любом месте горной местности долины Шу-Иле, то есть от северного Кыргызстана до Алматы (в районе таких мест, как нынешние Аспара, Кордай, Таргап). Но, как было отмечено выше, для нас это не главное. Вопрос стоит в другом русле. Например, почему Керей и Жанибек выбрали это место для основания национального государства? Главная причина – безопасность. В те времена для уничтожения ханства было достаточно захватить его ставку и свергнуть знамя. Ведь для кочевого народа ставка – единственное место принятия политических решений. Кроме неё не было ни другого центра, ни дополнительного города, ни крепости. Поэтому, пока молодое ханство не укрепилось и не набралось сил, этот центр должен был быть недосягаемым для врага, скрытым от глаз, небольшим и мобильным. Таким образом, по мнению некоторых, городище Шар, состоящее в основном из воинов-телеутов, насчитывающее 200-300 дворов, было тайно основано по приказу хана Керея и в течение определённого времени служило ханской ставкой. Возможно, именно эта таинственность является одной из причин того, что это место до сих пор остаётся неизвестным нашим историкам.
Следующий город – Созак. Примерно во второй половине XV века он был объявлен ставкой Казахского ханства, которое уже успело укрепиться и достичь уровня государственности. Следует отметить, что, согласно различным источникам, этот город, вероятно, дважды служил столицей казахам. Второй раз – во времена правления хана Сыгая, отца Есима хана. Но почему именно «Созак», а не другой город? С одной стороны, этот город был одним из немногих, не сильно пострадавших от тогдашних междоусобиц и сохранивших свой облик. Однако его главная особенность заключалась в удобном контроле над очень выгодным геополитическим районом, соединяющим плодородные степи Арки с берегами Каратая и Сырдарьи. В этом отношении очень интересны данные из записей французского посла Гийома де Рубрука, направлявшегося к монгольскому кагану Мункэ через этот регион в XIII веке. Например, уже в то время Созак считался пограничной зоной между кочевниками и оседлым населением. Так, степные скотоводы часто собирались на рынке Созака, чтобы продать скот и купить продукты питания, одежду, предметы быта и изделия. Напротив, земледельцы, ремесленники и ювелиры, проживавшие в крупных оазисах за горами Каратау, приезжали на ярмарку в Созак для обмена своих товаров на животноводческую продукцию. Поэтому Созак стал не только столицей казахов, но и настоящей опорой, позволившей постепенно вернуть земли и города вдоль Сырдарьи, унаследованные от хана Уруса Ак-Орды. Результаты этой политики не заставили себя ждать. Кочевой народ вновь воссоединился со своими древними городами, такими как Сыгнак, Отырар, Сауран. Таким образом, столица страны переместилась в Сыгнак, который был столицей на протяжении примерно столетия. Здесь снова возникает закономерный вопрос: «Почему именно Сыгнак?». Прежде чем ответить на этот вопрос, давайте обратим внимание на записи учёных Шарафаддина Йазди и Фазлаллаха ибн Рузбихана, которые более подробно писали о политической жизни, культуре, огромном рынке, градостроительстве и домах средневекового Сыгнака. Согласно их описаниям, Сыгнак был одним из процветающих больших городов на границе степи. Богатство этого края, обычаи и культура его народа были особенно заметны. Город был построен величественно, и население его было многочисленным. На рынке города ежедневно продавалось товаров на 500 верблюдов. Его окрестности были полны пахотных земель, садов, арыков и водоёмов. Поскольку торговые сделки совершались в Сыгнаке, «это владение всегда было местом, куда приезжали купцы из-за рубежа», и сюда стекались торговцы из Волжской Булгарии, Каспийского моря, Кашгара, Хотана, Мавераннахра, продавая свои товары населению пустыни. Кроме того, неизвестный персидский автор в своём труде «Худуд аль-Алам» писал, что мука, смолотая на сыгнакской мельнице, распространялась по всему миру. Таким образом, во-первых, Сыгнак был не только крупным ремесленным центром, но и городом с очень большими и высококачественными мельницами, способными производить муку для всей Азии. А молодому Казахскому ханству, которое год от года набирало силу, такая прочная экономическая основа была жизненно необходима. Во-вторых, Сыгнак – это город с особым геополитическим значением на Великом шёлковом пути со времён кыпчакской эпохи, одни ворота которого смотрели на Отырар, а другие – на Сауран. Сыгнак имел большое военно-стратегическое значение для защиты городов вдоль Сырдарьи, перешедших под власть казахов. Результат этого решения также был неплохим. Существует предположение, что «золотой век» казахов, время «когда жаворонок откладывал яйца на спину овцы», как говорил Касым хан, наступил в период, когда Сыгнак был столицей. К сожалению, после Касым хана в государстве наступил разлад, и Великая степь на протяжении почти 20 лет переживала смуту. Поэтому перед Хакназаром, принявшим наследие отца, стояла задача возродить ханство, ослабленное внутренними распрями. Для достижения этой цели, есть мнение, заслуживающее внимания, что он намеревался перенести ставку с южного Сыгнака на западный Сарайшык.
По одному из предположений, Сарайшык стал столицей казахов уже в начале XVI века, то есть с момента возвращения города Касым ханом. Конечно, мы оставляем определение истины в этом вопросе на усмотрение исторической науки. Для нас здесь главное – содержание Сарайшыка как столичного города и значение переноса центра сюда. Этому способствовало несколько стратегических причин: Во-первых, крупные политические события, напрямую связанные с судьбой казахов того времени, происходили на западных и северных рубежах. Например, в результате укрепления Московского государства, падение Ибира-Сибири, Астрахани, Казани, Башкортостана и распад Ногайской Орды требовали переориентации государственной политики в ту сторону. В связи с этим возникает вторая причина. Город, расположенный на стыке Европы и Азии, признанный столицей таких могущественных государств, как Золотая Орда и Ак-Орда, был необходим как «Город-знамя», который возродил бы былую славу всех казахов и поднял бы их дух. В-третьих, как крупный торговый центр на Великом шёлковом пути, Сарайшык, несомненно, стал бы мощной опорой для экономики Казахского ханства. Городской урбанистический уровень того времени можно хорошо понять из записей арабского путешественника Ибн Баттуты. Великий учёный пишет: «Выйдя из Сарая, через 10 дней мы прибыли в Сарайшык. «Шык» на тюркском языке означает «малый». То есть, Сарайшык – это Малый Сарай. Он расположен на берегу широкой, полноводной реки под названием Улысу. По реке проложены лодки, наведен мост. Такой мост я видел в Багдаде. Но меня поразила не это, а система водоснабжения. В Сарайшыке вода поступает в каждый дом…». Из этих данных мы видим, что Сарайшык с древних времён был городом, обладавшим урбанистическими достижениями, соответствующими своей эпохе. Сегодня некоторые из сохранившихся артефактов хранятся в государственном заповеднике-музее «Хан Ордалы Сарайшык», который был открыт самим Главой государства в 1999 году во время его визита в Атыраускую область. Кроме того, здесь похоронены семь ханов, известных своими благими делами в истории нашего народа. В частности, трое из них – ханы Золотой Орды – Менгу-Тимур, его сын Тохтагу и сын Узбек-хана – Джанибек. Трое – правители Ногайской Орды уровня хана – Окас, Шейх-Мамай и бий Джусуп. А седьмая личность, похороненная в Сарайшыке, – казахский хан Касым. Уже одни эти данные подчёркивают значимость и статус этого исторического города для нашей страны. Таким образом, Сарайшык был столицей казахов более 50 лет. Это дало ханству большие возможности для достижения экономического и социального расцвета,