ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Марат Кабанбай. Бесполезный колокольчик на обезьяньем хвосте

Марат Кабанбай. Бесполезный колокольчик на обезьяньем хвосте

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
28 июня, 2018
in Без рубрики
0

Мы — забавный народ, привязавший колокольчики к обезьяньим хвостам. За последние столетия, посчитав одного мало, мы привязали три. Ржавые, с языками, готовыми отвалиться, старые колокольчики… Куда бы мы ни сунули нос, эти колокольчики по очереди: «Ойбай, мы Великий жуз! Нет, я — Средний жуз! Куда вы денете Младший жуз, о, братья?!» — звенят и звенят. Надоедливое, изматывающее звон…

Хвост с колокольчиками не отрубить. И не избавиться от него. Ведь это твой собственный хвост. Абсолютно бесполезные феодальные, шерстистые хвосты и колокольчики!

Мы не знали, что такое жуз и род, ни в школе, ни в университете. Там ты — дитя Алаша, казах. Ты проходишь мимо 50 глаз в группе, не зная, кто из них к какому роду принадлежит. И в голову не приходит заниматься таким «важным делом».

На какой земле, в какой области — написано на паспорте, а в остальных случаях мы делили поровну черствый хлеб студента, залпом пили простую воду и грызли учебу, как куры. Вопрос рода, жуза откладывается на потом, «на повестку дня». Начало процветания, получения квартиры — это начальники разных рангов. А тот бедняга — из такого-то рода, такой-то козел из такого-то рода. Пусть он даже не считает себя вожаком, но узлы этого рода день за днем отравляют его, и в конце концов доводят до отчаяния. Через несколько лет некоторые справедливые, добросердечные братья говорят: «Отец другой, слезай с коня, отец один, садись сзади!» И что ты будешь делать, оставшись пешим, будешь нюхать хвост своего козла.

Так формируется родовая иерархия, которая очень нужна отдельным людям, но которую казахи в целом не принимают даже даром. Попробуй не держаться за род, и что с тобой станет! А если ты еще и «богатый парень», который попал на глаза.

Многие, получив от своего рода два удара за то, что «не вышел замуж», и от других два удара за то, что «чужой», с трудом дожили до наших дней, ошарашенные. Кто знает, сколько им еще предстоит получить. Если мой казах будет жив, он не успокоится, камча, брошенная великим Абаем, все еще в его руке…

А точный диагноз этой «болезни» — не местничество и не погоня за кровью, а обычная ханская охота, организованная сильными и могущественными вокруг черного котла, поддержанная невежественными Жантыками, которые ничего не могут сделать. Борьба за квартиры, «национальная игра» с бросанием шапок за различные должности, звания, и ничего больше.

В детстве тебе нечего делить, ты не борешься за игрушки или стипендию. Когда ты становишься человеком и встаешь вровень с другими, разговор становится «конкретным!» Когда создаешь семью, тебе нужно все — квартира, дача, машина… И как хорошо, если бы все это появилось быстро! Если ты не талантлив, такого быстрого появления не будет. Не подходя к долгому пути «Буду работать не покладая рук, и мой живот наполнится, не прося», мы ищем короткий путь. Это легко — закрыв глаза, идти по старому пути, создавать группы, партии. И пирамиды рода, жуза, построенные нашими предками, уже готовы. Только тогда ты не останешься без очереди на долю. Могучая и внушительная пирамида, где лидеру поклоняются, а остальным достаются объедки! Если ты однажды попадешь в скопище воров и мошенников, оттуда выйдет только твой труп. Партия жузов и родов потребляет именно это. Ты будешь служить черным рабом, пока твой зад не коснется земли, или ты заблудишься в лунном свете и будешь забыт в глуши — одно из двух.

Короче говоря, где бы ни сидел казахский начальник, там легко найти эту большую и малую пирамиду. Трайбализм — это ваша озорная тетушка.

Если вы не причиняете вреда другим, что может быть лучше, чем иногда собираться вместе как земляки и вести непринужденные беседы. Но мы выбрали его грубую, феодальную форму, которая ненавидит других.

Кому это выгодно, кому вредно?

Выгоду, конечно, получают «умные волки», а страдает казах, начиная с малоодаренных. Если народная великая личность состоит из густой массы, подобной черному лесу, то ее должны возглавлять — группа талантов. Их объединение во всех структурах сейчас жизненно необходимо нам. Не по землячеству, а по взглядам. Родовая система яростно против этого. Ее девиз — «У кого не хватает живота, у того сломается живот», «Если продаешь ковер, продай односельчанину, сам сядешь на один конец». Если это произойдет, малочисленные казахи рассеются, как облака, и объединяющие силы распадутся и потерпят поражение.

После битвы Аныракaй, Абулхаир хан, могущественный полководец, забрал свою армию, сказав: «Вы не дали мне трон», и казахи еще много лет страдали от джунгар. Только когда Толе би, Казыбек би, Айтеке би собрались в Ордабасы и сказали «так-так», мы пришли в себя. Таких примеров тысячи. А почему такие таланты, как Абулхаир, так легко бросают свою нацию в критический момент? Постановка собственного эго выше интересов нации — это недостаток воспитания! Вам снова встретится высокомерие: «Почему ему дали больше, а мне меньше?» Охота за ханским троном превращается в кровавую бойню с дубинками. Жуз, род, изначально были задуманы для удобного управления обширными казахскими землями (и это себя оправдало), но совершенно противоречат этому независимому, интеграционному времени и тенденции к объединению в один кулак. Это можно назвать партией Шатак, которая сталкивает и гонит друг на друга баранов, а затем и малочисленных казахов.

Издавна талант — это синий пес, а остальные — много собак. Только если вы, много собак, выступите против синего пса, будет толк. Вот тогда и вспоминаются род, жуз. Заставьте синих псов каждого рода грызться друг с другом, а сами наблюдайте за зрелищем. Более того, отберите у них еду прямо из-под носа. Акан Сери, Кулагер — это трагикомедия, которая много раз ставилась на сценической площадке Батырашей, Котырашей, и которую мы, несмотря на это, пьем, как воду, и хотим смотреть снова и снова, непонятно почему! На этом фронте нация, возглавляемая синими волками, проигрывает (ведь вся энергия тратится на эту борьбу!), а побеждают — те, кто не пострадал от дождя. И это каждый день обновляющийся ужасный спектакль в каждом коллективе, офисе, кабинете!

Советское время было временем многих собак. Теперь настало время синих псов. Немногие скакуны литературы, искусства, культуры, чья жизнь проходит на виду у всех, прорываются сквозь веревочные арканы, но чья цена какова, в основном, определяется бюрократической, офисной, номенклатурной системой, которую произносят из уст божеств, сидящих в различных офисах, и для которой родовая, жузовая речь все еще очень нужна. Ваши много собак давно задохнулись на мягких подушках в глубине глубоких нор, называемых офисами, где синие псы с густой гривой. Закончится ли эта завистливая резня вчера, сегодня, завтра, зависит от нас. Демократия, достигнув вершины, привела к тому, что трайбализм, местничество, невольно стали явными в духовном мире, оставив след, но не найдя выхода, они цепляются за офисную систему и отчаянно копают норы вокруг нее. То, что воровство и мошенничество, растрата и присвоение в этой системе достигли уровня, от которого волосы встают дыбом, является одним из признаков того, что они стали контингентом чисто бездарных людей.

Из двух человек можно воспитать одного бюрократа. А природа-мать создает таланты по одному на миллион. Если талант действительно хочет принести воду ласточкой на перекрестке девяти дорог, он должен заботиться об интересах казахского народа, а не о жузе, роде. И как было бы хорошо, если бы он стал кошкой для миллионов ежей, которые скребутся на дне нор, называя себя жузом, родом! Ни один род, жуз не обделен талантами. В этом отношении природа-мать справедлива и милосердна. Вместо того чтобы использовать таланты рода, жуза, мы должны немедленно развивать таланты нашего скорбного народа, казахов. Не партии Великого, Среднего, Младшего жузов, а группы Талантов и Средних, Злобных и Глупых. Если мы этого не поймем, мы не поймем ничего.

Если интеллигенция, лидеры нации не прекратят свои межжузовые споры, эта инфекция, распространяющаяся из столицы, распространяется и среди народа. Но распространилась ли она повсеместно? Места, где нет разделения и борьбы за власть, свободны от этой болезни. Для механизатора и скотовода, которые верят в свою физическую силу и полагаются только на свой труд, путы вашего рода, жуза стоят копейки. Только капитализму, который ценит труд и ум, трайбализм «не нужен, как собаке железо». Это советская болезнь, которая почитает принцип разделения. Родовая система плетет паутину в углах государственных легковых автомобилей, гербовых печатей, светлых и теплых кабинетов. Дни без рабов, которые поддерживают троны наших бюрократов, которые не работают головой, сочтены, и рабу тоже нужен хозяин. Потому что у первого есть власть, материальные блага, а у последнего — услуга «да, господин». Местные жители, которые отталкивают прибывающих из Монголии, Китая, Ирана, — это не местные жители, а бедняки, завидующие еде богатых и сильных с печатями. Невежды, которые не видят ничего, кроме своего носа, и не видят талантов! Иначе, даже если бы вы удвоили и переселили казахов на земле, ваша степь раскинулась, мы все поместимся. Сары домалаки, подобные автору этих строк, другие разноцветные домалаки, четырехугольники, найзакара, независимо от того, к какому жузу они принадлежат, бегают и зарабатывают себе на хлеб. Мы, которые пересеклись за миллион километров с этим жузом, тем жузом, смешались, породнились, стали сватами. Мы не только сами, но и с другими стали родственниками. Так зачем этот поход жузов, созданный из воздуха? И что это за равенство? Самое ужасное, что в последнее время в некоторых кабинетах, между партиями и движениями, распространяется слух: «Наш регион — это богатый край, если бы мы отделились от казахов и создали отдельное государство, как бы мы расцвели, как роза». Но мы быстро узнаем, кому достанутся нефть Атырау, золото и серебро Алтая, пшеница Арки, фрукты Жетысу, и в чью казну они будут поступать. Нам не хватает только позора тутси и хуту, которые истребили друг друга в Руанде?

Если мы, поразмыслив: «С какого века этот жуз портит казахов?», покопаемся в народной генетической мудрости — фольклоре, то не найдем казахов, которые, разделившись на жузы, сгорели бы от стыда. Если бы такое название существовало, оно бы прижилось. Некоторые знатоки говорят, что эта беда началась в колониальную эпоху, как результат коварной политики «разделяй и властвуй». С тех пор географическое и экономическое разделение, изначально существовавшее, превратилось в большое разделение, вражду, и из одного цельного казаха выросло три искривленных казаха, доведенных до того, что они убивают друг друга в самый неподходящий момент. Являются ли те, кто поддерживает это сейчас, нашими друзьями или врагами? Конечно, врагами! Нет другого выхода, кроме как пожелать им неудачи, этим мундам, которые начали превращать раздел богатств, должностей, денег в раздел казахов. Лучше всего, чтобы мы с вами посадили жгучую траву на этой неправильной дороге.

На самом деле, такое разделение происходит потому, что мы еще не полностью сформировались как нация, и наше национальное сознание еще очень молодо. Современная Европа в Средние века была разделена на сорок частей. Например, французы — лотари, нормандцы, эльзасы, немцы — баварцы, гамбуржцы, англичане — англы, валлийцы, саксы, шотландцы, валлоны. Даже сегодня в некоторых местах баварцы и берлинцы говорят с акцентом, и не всегда понимают друг друга. Они и сегодня собираются в пивных как земляки, разговаривают и радуются. Но они не сделали разделение идеалом, не возвели его на духовный, государственный уровень и не превратили в «бессмертное» искусство. Некоторые могут сказать: «Ну, тогда что ты говоришь, они постепенно объединятся, как они». Но это «постепенное» объединение, превращение в единое целое, не выдержит нынешнее стремительное время, которое ставит это как главное условие жизни нации, страны. Ценность мудрых слов «Если шестеро разрознены, то потеряется то, что во рту, если четверо едины, то придет то, что на небе» сегодня заоблачна. Мы благополучно прошли референдум, и теперь очень остро стоит вопрос: «Как мы, как единая нация, посмотрим в лицо XXI веку?» Нация, которая говорит что попало, глядя в разные стороны, не будет уважаться даже Богом, не говоря уже о том, чтобы возглавить ее. Если вы цельны, то и они едины. Как катится передняя повозка, так и Казахстан катится вперед.

Физики говорят, что даже железо устает. Сегодня мы говорим об этом, исчерпав силы, от усталости от разделения на роды и жузы. Мы устали, и теперь задаем себе вопрос: «Как избавиться от этой напасти?» Во-первых, эта болезнь, хоть и была привита в колониальный, разделяющий советский период, но основная религия народа здорова. Если она иногда проявляется, то это из-за нашей культурной слабости, низкого уровня. В этом виноват не народ, а наша судьба, которая перепрыгнула из феодализма в социализм, а затем в капитализм. Каракуйшак Кобыланды никогда не поднимал меч на Ера Таргына, Алпамыс никогда не поднимал меч на Камбара, в нашей истории армия одного жуза никогда не нападала на другой жуз. Интеллигенция должна донести это до сознания народа, используя все средства массовой информации.

Бекежаны во главе с Аулеки Кодаром, жантыки всегда были и будут. Таких кодар, которые раздуваются, нужно сбросить в вырытую ими же яму, засыпать бекежанов, которые дымятся, на дне их Костобе, чтобы они не вернулись, а льстивых жантыков нужно выгнать в глушь. Те, кто бредит жузом, родом, — это в основном мужчины, потому что это «воинственное» племя, которое зарабатывает на жизнь едой и питьем, и чья камча никогда не выпадает из рук. Один из главных путей нечестного питания — это та родовая пирамида. Наши девушки и женщины не занимались делами рода-жуза, они никогда не забывали, что они Мать всего казахов — бабушка, невестка, жена, невестка. Поэтому, если бы сегодняшние казахские матери каждый день вбивали в головы детей: «Жуз — это не суть народа, это только географическое название, все казахи вышли из одного лона», было бы прекрасно. Кобыланды, Таргын, Алпамысы были прежде всего сыновьями матери, а затем уже рабами Бога.

Пришло время понять, что разделение казахов на роды и жузы — это разделение Казахстана.

Во-вторых, капитализм, который мы проклинаем, когда голодны, в основном работает на казахов. Главное в нем — его беспристрастность, которая не знает жузов и родов, его открытость, которая топчет бездарей и признает только таланты и трудолюбивых. В этом отношении он одинаков для русских, казахов, китайцев, нет любимого младшего ребенка. В конечном итоге он проглотит бюрократию и номенклатуру, и, учитывая, что запах трайбалистов всегда исходит оттуда, время для них тоже не за горами.

В-третьих, если мы устали искать хорошие примеры среди себя, давайте обратимся к нашим братьям-узбекам. В своих национальных братских махаллах весь народ Центральной Азии дымит и ест кебаб под названием «узбек». Среди них есть представители всех казахских родов, даже джеты, татары, турки. Если мы будем сравнивать с другими, давайте хотя бы сами сваримся в черном котле под названием «казах».

Суть в том, чтобы, если у нас есть возможность, снять эти колокольчики с наших хвостов, выбросить их и стать настоящими казахами. Если мы скажем: «Трудно жить без колокольчиков», оставим только один из трех. И пусть это будет колокольчик Абая: «Мой многочисленный народ, мой казах, моя дорогая страна!», который будет звонить день и ночь в степи, на просторах саванны.

Мир всегда боролся тремя видами борьбы: межгосударственной, этнической и трайбализмом… Последний — самый ужасный, это борьба с самим собой. Так погибают нации. Да хранит нас Бог от такого позора.

Не казахский народ разжигает роды и жузы, а лозунг чиновников, делящих казахское богатство, и некоторых «интеллигентов». Не будем клеветать на невинный народ, называя его «трайбалистом», а будем осуждать тех хищников, которые используют народ как щит, организуют «битвы» родов и жузов и получают мгновенную выгоду.

1995

Previous Post

Сагадиев объяснил, как можно попасть в детский сад вне очереди

Next Post

Стипендия «Болашақ» была присуждена [количество] человек.

Next Post

Стипендия «Болашақ» была присуждена [количество] человек.

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.