Да, Семей – это Санкт-Петербург Казахстана, пульс места обитания великих, пульс великих начинаний. В настоящее время этот крупный город, расположенный на двух берегах Иртыша и занимающий второе место в Восточно-Казахстанской области, вполне достоин стать духовным центром, туристическим направлением независимого Казахстана.
Если опираться на слова Елбасы из программы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Современную медиакультуру формируют не красноречивые «ораторы», а реальные истории из самой жизни», то разве не Семей является источником и центром истинной духовной модернизации?! Если бы священный Семей, где звучал голос великих и остался след копыт батыров, был окружен заботой и превратился бы в самостоятельный туристический город, подобный духовно-мемориальному заповеднику-музею, то каждый его камень и крупица земли рассказывали бы нам о далекой истории.
Доказательством тому служат первые культурно-духовные очаги, основанные в городе Семей.
Впервые – в 1718 году по указу Петра I о строительстве крепостей в восточных землях и на Иртыше была основана крепость Семипалатная.
Слово «Семей» в переводе с древнетюркского означает «священное место», а слово «Алаш» в тюркских языках означает «братский, кровный, родной». То есть, Семей, название Алаш – одни из древнейших названий, сформировавшихся в целостную тюркскую эпоху.
Возможно, потому что моя сознательная жизнь сформировалась в Семее, я не нахожу себе места и испытываю душевные муки, видя нынешний немощный облик такого дорогого мне города. Я беру за основу слова старцев, которые часто говорили: «Величие в простоте», и думаю: «Ведь мы должны ценить святыни».
Если задуматься, в этом священном месте предостаточно ценных событий, стоящих на высоком историческом уровне.
Перечислю:
Впервые – в 1863 году в Семее действовали два учебных заведения. Также имелось одно уездное училище, два церковно-приходских училища, 14 казахских и 9 частных татарских школ. В 1864 году женская школа была преобразована во второразрядное училище. В конце XIX – начале XX века в городе работали мужская и женская гимназии, учительская семинария.
Впервые – в Казахстане в Семее в 1873 году была проведена телеграфная линия. В настоящее время в городе имеется музей, состоящий из коллекции первых использовавшихся средств связи, а Семейский колледж связи является одним из исторических учебных заведений города.
Впервые – в Казахстане в 1878 году в городе Семей был создан Областной статистический комитет. Первым секретарем Семипалатинского статистического комитета был политический ссыльный Е.П. Михаэлис.
Впервые – в городе Семей, под влиянием Е.П. Михаэлиса, в 1883 году были открыты общественная библиотека и краеведческий музей. То есть, и библиотека, и музей были впервые открыты в Семее.
Впервые – в Семее зародилось фотографирование в казахской степи, и художники-этнографы сделали множество исторических снимков и фотодокументов. Активные деятели библиотеки и краеведческого музея братья В.Н. Белослюдов и А.Н. Белослюдов собрали произведения казахского фольклора и опубликовали казахские сказки и другие фольклорные материалы в «Записках» Географического общества. Сейчас они хранятся в фонде библиотеки Академии наук Республики Казахстан как рукописи.
Впервые – в 1906 году состоялось официальное открытие судоходства по Верхнему Иртышу, и начали запускаться крупные промышленные предприятия.
Впервые – с 1910 года были созданы телефонная связь и первая в Казахстане система водоснабжения.
Впервые – 23 сентября 1903 года в Семее состоялось открытие учительской семинарии. В учительской семинарии учились Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан.
Впервые – футбольная команда на казахской земле была создана в 1913 году в городе Семей и называлась «Ярыш» («Соревнование»). В ее составе полузащитником играл великий писатель нашего времени Мухтар Ауэзов. Сохранилась фотография команды «Ярыш», сделанная во время первой встречи с командой Нового Семея. Всего в ее составе было 24 игрока.
Впервые – проведение литературного вечера началось в городе Семей. Учительница, этнограф, переводчица, журналистка из казахских девушек Назипа Кулжанова организовала литературный вечер 26 января 1914 года, посвященный десятилетию со дня смерти Абая.
Впервые – в 1917 году в Семее была основана партия «Алаш», собравшая вокруг себя плеяду казахских интеллигентов, таких как А. Букейханов, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов. Активный член «Алаш» Алимхан Ермеков окончил Семипалатинскую мужскую гимназию с золотой медалью, а затем окончил Томский технологический институт.
Впервые – в 1927 году строительство Туркестано-Сибирской железной дороги было поручено специальному управлению, и было принято решение начать строительство с северной стороны, со стороны Семея, а с южной – со стороны станции Луговая. Турксиб, начинающийся из города Семей, стал одним из важнейших строительств страны.
Впервые – театральная труппа, начавшаяся с пьесы М. Ауэзова «Енлик-Кебек», была создана в октябре 1920 года как театральная труппа «Ес-Аймак» из 15 человек. Среди них были выдающиеся деятели казахской сцены – Иса Байзаков, Амире Кашаубаев, Жумат Шанин, Жусупбек Елебеков. В 1934 году в Семее был организован Казахский музыкально-драматический театр.
Впервые – в 1925 году на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже Амире Кашаубаев из Семея, исполнив песни «Агаш аяк», «Канапия», «Уш дос», «Жалгыз арша», «Косбалапан» и другие, получил второе призовое место и серебряную медаль.
Впервые – в августе 1949 года в Семее произошел всемирно известный атомный взрыв.
Впервые – Гусман Косанов из Семея в 1960 году стал первым казахским бегуном, участвовавшим в Олимпийских играх Советского Союза, и завоевал серебряную медаль.
С момента своего основания Семей, как центр, контролирующий торговые операции азиатских купцов, сразу же стал областным центром. В Семее более пяти лет (1854-1859) жил великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский и писал свои бессмертные произведения. В этом городе оставили свой исторический след Ф.М. Достоевский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Шокан Валиханов, Г. Потанин. В Семей прибыл политический ссыльный студент Петербургского университета Е.П. Михаэлис, а Н. Долгополов, С. Гросс, П. Лобановский, А. Леонтьев, Н. Коншин и другие вели большую научно-культурно-просветительскую работу и поддерживали дружеские отношения с великим казахским поэтом Абаем (Ибрагимом) Кунанбаевым. Они изучали историю, культуру и быт казахского народа, прекрасно знали культуру и быт казахского народа, ознакомились с казахскими обычаями, древними законами, генеалогией, легендами и этнографией. Г.Н. Потанин, В.А. Обручев, Г.Д. Гребенщиков и другие выдающиеся ученые работали в Семее.
С июня 1917 года в городе Семей начала выходить газета «Сарыарка» под руководством Р. Марсекова, К. Габбасова. В ней были опубликованы статьи А. Букейханова, М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева, М. Ауэзова, Ж. Аймауытова, А. Ермекова, М. Молдыбаева, Ж. Акпаева и других видных деятелей движения «Алаш».
Семей был центром крупного животноводческого региона с мощной производственной базой. В предвоенные годы в городе были построены крупные промышленные предприятия, открыт мясоконсервный комбинат – крупнейшая стройка пятилетки, ставшая одним из мощных предприятий пищевой промышленности страны. Семей в годы Великой Отечественной войны также проявил героизм: более 13 тысяч воинов 238-й стрелковой дивизии и 8 стрелковых дивизий на территории области совершили подвиги, 238-я стрелковая дивизия была награждена за доблесть.
Это и есть та священная сила, данная самим Творцом. Обычно, когда говорят о хороших людях, говорят «из священной земли». Возможно, это правда, говорят, что святость нисходит на землю, а через землю передается потомству. Поэтому Семей – это земля, где жили Асет, Актамберды и Дулат Бабатайулы, талантливые ученики Абая. Это историческая родина Козы и Баян, Енлик и Кебек, произведений Абая, Мухтара, Шакарима, ставших символами любви. Это земля, где покоится прах знаменитого певца Кемпирбая, Сабита Донентаева, и даже недавнего национального деятеля Кайрата Рыскулбекова.
И сегодня истинные сыны этой священной земли радуют страну во всех сферах Казахстана, находясь в разных уголках. В области литературы растут молодые люди, продолжающие дело таких известных личностей и деятелей, как Шакир Абенов, Каюм Мухамедханов, Калихан Алтынбаев, Мухтар Магауин, Кабдеш Жумадилов, Несипбек Айтов, Дамеш Омарбаева, Тыныштыкбек Абдикакимов, Медеу Сарсеккеев, Токен Ибрагимов, Азильхан Нуршаиков. В Семее также находится центр поэтов, который готовит и воспитывает сильных акынов-импровизаторов. Более половины тех, кто сейчас находится в авангарде, начиная с Даулеткерея, Серикзата, Айнур, Рината, Сары, Карлыгаш, Нуржана, Жалгаса, Мерея, и тех, кто идет впереди Журсына Ерманова, являются выпускниками этого центра поэтов.
«Ахау, Семей, язык и голос» – Семей, ставший темой песни всего двумя словами: язык – это поэты, голос – это певцы. Можно перечислять Бибигул Толегенову, Мадениет Ешекеева, Болата Сыбанова, Турсынгази Рахимова, Санака Абеуова, Розу Рымбаеву, Толкын Забирову, Бакыт Удербаеву, Баян Сагымбаеву, Майру Ильясову, Клару Толенбаеву, Ерлана Рыскали, Ерлана Кужыманова, Гульмиру Сарину и многих других. Если начать перечислять кюйши, начиная с Секена Турысбекова, и танцоров, начиная с Болата Аюханова (балет), то можно наслаждаться бесконечно.
В заключение хочу сказать, что во все времена мы были склонны перенимать западное. Например, мы стали называть места отдыха во всех крупных городах Казахстана Арбатом, потому что там есть Арбат. Так почему же мы не можем поставить Семей Казахстана в один ряд с Санкт-Петербургом?! В любом случае, Семей, полный и переполненный духовностью, вполне достоин быть очагом казахской культуры.
Алмахан Мухаметкаликызы
Астана