ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Наследие и наследники

Наследие и наследники

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
27 июня, 2018
in Без рубрики
0

Веками наши предки, черпая вдохновение в поэзии и песнях, музыке и кюях, находили утешение, силу и страсть, призывая к мечтам и идеалам, вере и надежде. Хранителями этого бесценного наследия, передаваемого из поколения в поколение, были наши сказители и поэты, певцы и музыканты, композиторы и исполнители кюев.

В стихах и размышлениях, терме и эпосах, песнях и кюях, легендах и сказаниях, красноречивых речах и пословицах, созданных мудрецами степей, отражены чувства, настроения, многовековая история, мудрость и щедрость, отвага и доблесть, честь и благородные стремления нашего народа. Народ бережно хранит эти бесценные произведения, в которых запечатлены его история, жизнь и душа, как знамя, оберегая их от забвения. В моменты скорби народ находит в них утешение, а в минуты радости – собеседника. Под влиянием этих произведений дух народа возвышается, он обретает силу и мужество, и они становятся его спутниками на всю жизнь. Как сказал Абай: «При рождении мир встречает тебя песней, и с песней тело твое возвращается в лоно земли». Это свойственно не только песне, но и всем видам искусства, отражая их могучую природу.

Особо почитаемыми в нашем народе являются даровитые личности, создатели и хранители этого священного наследия, передающие его будущим поколениям – сказители и поэты, певцы и акыны-импровизаторы. Несмотря на изменения, происходящие с течением времени, искусство сказительства, поэзии и пения живет вместе с народом.

Если обратиться к многовековой истории нашего народа, то мы ясно увидим роль сказителей, певцов и поэтов. Сказитель – это, прежде всего, импровизатор, способный мгновенно сочинять и исполнять стихи. Он также является мудрым советником народа в трудные времена, предсказателем будущего, беспристрастным судьей, способным разрешать сложные вопросы и высказывать свое мнение как хану, так и простому человеку, а в час беды – предводителем войска, ведущим народ в бой. Сказители размышляли над важными и фундаментальными вопросами, такими как смысл жизни, бытия и благородные человеческие поступки.

Поэты также являются мастерами слова, способными к импровизации. Деятельность импровизирующих поэтов, сочиняющих на ходу, была несколько уже, чем у сказителей. Они были более тесно связаны с повседневной жизнью, чем сказители. Они участвовали в айтысах, сочиняли шуточные стихи, терме, размышления, стихи и песни. В отличие от сказителей, они не отличались прозорливостью, судебной властью или полководческим талантом.

И сказители, и поэты часто исполняли и пропагандировали свои произведения, а также наследие поэтов и сказителей, предшествовавших им, и народные эпосы. Конечно, были и сказители, и поэты, которые не занимались певческим искусством.

Певец же сам не сочиняет стихов и песен, он исполняет песни сказителей и поэтов, а также старинное наследие. Среди певцов бывают как те, кто знает немного, так и те, кто знает очень много. Народ называл «сказителями» выдающихся певцов, знавших много народных произведений и исполнявших их неделями и месяцами. Такие артисты, даже не будучи импровизирующими поэтами, благодаря своему природному таланту, исполняли многие литературные произведения в их первозданном виде или возрождали их. Это, по сути, певцы-сказители. Мурын-сказитель, Сугир-сказитель, Муса-сказитель, Карасай-сказитель – вот примеры таких талантов. Некоторые певцы-сказители, исполняя песни, сами становились импровизаторами. Примерами таких сказителей могут служить Сугир и Узакбай.

На берегу Сырдарьи и в Каракалпакии также были поэты-сказители и певцы-сказители. На берегу Сырдарьи жили такие выдающиеся сказители, как Нуртаган и Жиенбай. Среди выдающихся казахских сказителей, живших в Каракалпакии, были Карасай, Огизбай и Маулимберди.

В настоящее время появилась тенденция называть «сказителями» певцов, которые немного поют стихи. Это встречается как среди литературоведов, так и среди народа. Это заблуждение, непонимание, или же, чем плох почетный титул певца? Как прекрасно уметь пропагандировать народное наследие с помощью красивой мелодии!

Часто встречаются попытки стать певцом-поэтом, а также исполнителем-домбристом и композитором. Это благородное стремление, достойная мысль. Но разве не лучше быть выдающимся исполнителем, чем посредственным поэтом или слабым композитором, если ваше произведение неискренне?

В Кыргызстане выдающемуся певцу, признанному народом и внесшему свой вклад, или талантливому исполнителю, старейшины-поэты на большом тое благословляют его, надевают халат и сажают на коня, нарекая «сказителем». Какая почитаемая традиция!

Саль-сери были артистами казахского народа, любившими искусство и пропагандировавшими свободу и любовь. Они ставили своей целью истинную красоту и высокое человеколюбие, выступая против давления эпохи. Традицию Биржана сала и Акана сери продолжили такие саль-сери и певцы-поэты, как Сары Батакылы из Актюбинской области, поэт Аухат с берегов Урала, Досат, Адил, Шолтаман, Жылгелды, Ускенбай, Турсын, Тастемер, известные как «семь изгибов» Адая. Они были и поэтами, и певцами, и композиторами-кюйши, обладая несколькими талантами в одном лице. Они путешествовали по стране, пропагандируя искусство, жаждали свободы. Они воспевали мимолетность эпохи, почитали истинную красоту. Саль-сери, подобно русским клоунам на праздниках, носили яркие, пестрые одежды, устраивали различные представления, намеренно задевая представителей господствующего класса, но народ очень ценил их. Наследие саль-сери и певцов-поэтов и сегодня является ценным достоянием народа.

Конечно, в прошлые века, когда не было театров, кино и оркестров, было нередким явление, когда один артист обладал талантами поэта, певца, музыканта, композитора, а сейчас эти искусства стали более специализированными.

В записях и песнях, народных рассказах упоминаются музыкальные инструменты, такие как сырнай, асташак, дангыра, керней, дауылпаз, дабыл и другие, использовавшиеся сказителями и поэтами, певцами и саль-сери, кюйши и композиторами. Однако постоянными спутниками казахских артистов на протяжении веков были кобыз и домбра.

Музыкальный инструмент вдохновляет артиста, пробуждает его творческий порыв, оказывает особое воздействие на слушателя. Мелодичный звук кобыза, прекрасный голос домбры проникают до самых костей и затрагивают струны души. Очевидно, что такое искусство будет преобладать и развиваться.

Мудрое, мыслящее, талантливое поколение сказителей и поэтов, певцов и кюйши всегда выбирало для исполнения песни и кюи, воспевая вечные темы, такие как единство и согласие, выбирая не пустые, а истинные, значимые, пламенные произведения поэзии и музыки.

Как мы уже упоминали, на земле Мангыстау и Атырау было немало поэтов-сказителей и певцов-сказителей. На берегах Едиля и Урала, Жем, Сагыз, Ойыл, Киыл, Елек, Кобда, в землях Мангыстау, Устюрт, Нарын, на плато Устюрт и Актюбинской степи жили многие выдающиеся поэты. Среди них: Асан Кайгы и Шалгоз, Казтуган и Сыпыра, Доспамбет и Жиембет, Махамбет и Мурат, Абыл и Актан, Нурым и Кашаган, Есет и Есенбак, Байток и Боранбай, Шернияз и Шинияз, Шайтым и Насихат, Марабай и Кошелек, Мурын и Сугир, Карасай и Маулимберди, Абубакир и Изим шайыр, Кулмамбет и Коспак, Аралбай и Бала Ораз, Крымкул Омир и Шеркеш Омир, Есентемир Досжан и Алаша Досжан, а также Тама Досжан, Кашкинбай и Досы, Елбай и Тумен, Саттыгул и Сураубай, Нурпеис и Кумар и другие. Это известные таланты, которые приходят на ум сразу. А помимо них, было множество артистов и любителей искусства, которые, не достигнув уровня этих выдающихся и талантливых поэтов-сказителей, приносили тепло в сердца своих аулов, земель и народа, почитая стихи и песни.

Литературу или любое другое искусство одного региона или народа создают не только десять-двадцать человек. Перед выдающимися людьми, как холмы разной высоты, стоят многочисленные деятели искусства. На пути литературы и искусства выдающиеся личности и упомянутые любители искусства объединяются, создавая особый путь искусства – поток искусства. Однако каждая эпоха, грядущее время, сознательное поколение пропускает их через сито разума, дает свою оценку. Какому поэту суждено достичь определенной эпохи – это знает судьба таланта.

Сбор и публикация наследия поэтов-сказителей – источников, пополняющих литературный океан нашего народа, поиск неизвестных произведений ранее известных личностей, а также данных о жизни и творчестве ранее неизвестных поэтов – это благородное дело, долг поколения. Сбор и публикация наследия поэтов-сказителей Мангыстау в виде сборника – результат такого благого намерения.

В последние годы в различных регионах нашей республики начало выходить множество книг и брошюр. В них рассказывается о биях, батырах, поэтах и легендах каждого региона. Однако содержание и художественная ценность этих книг и брошюр различны. Встречаются и бессодержательные, бессмысленные произведения, которые не стоит предлагать народу. Это может навредить другим. Это подталкивает к ложному стремлению получить известность, публикуя такие брошюры и прославляя предков. У каждого поэта и батыра есть свой уровень известности в ауле, в народе, его роль как защитника народа. Не все равны. Было бы нелогично приводить сельского толмача и делать его защитником народа. Я пишу это с намерением, чтобы эти обстоятельства были учтены. Эти рассуждения имеют отношение к данному сборнику, а иногда и нет.

На Сырдарье была песня «Ак толгай», в которой есть строки: «Хочу пойти, но земля далека, не хочу идти, но народ остался». Когда я просматривал рукопись сборника поэтов-сказителей Мангыстау, я испытал подобное тяжелое чувство. Причина в том, что время сжато, а объем сборника велик. Читать каждое произведение внимательно, сравнивать с предыдущими изданиями, исправлять отклонения, а также давать соответствующую, точную оценку и анализировать ранее неопубликованные произведения оказалось непросто. Особенно затруднительным было отсутствие информации о том, от кого и откуда было записано каждое произведение, из какой книги оно взято, наряду с важностью введения к каждому поэту. В собранном наследии встречались строки и строфы без содержания, лишенные поэтических качеств, а тексты, ранее опубликованные, подверглись изменениям, редактированию, «латанию».

Есть любовь к народу и литературному наследию, и есть признание этого духовного сокровища как искусства. Я сократил стихи, похожие на стихи, которые оскорбляют искусство, добавил пояснительные строки к некоторым введениям, восстановил измененные тексты. Я направил для включения в сборник ряд стихов Исы, сократил пространные части его пояснений. Однако возможны недочеты, упущенные из виду. Невозможно все проверить мгновенно, «ведь и я человек, созданный из костей и плоти» (С. Муканов).

В цивилизованных странах сборники избранных произведений многих поэтов называются «антологиями». Этот сборник содержит произведения, которые удалось найти, одних больше, других меньше. С целью превращения их в достояние народа, больше внимания уделено наследию ранее неопубликованных поэтов, и в этом нет ничего предосудительного. Поэтому это сборник, собрание наследия поэтов.

Поэты-сказители Мангыстау и Атырау не остались без внимания. Данные об их жизни и произведения публикуются и исследуются. Осталось лишь несколько неупомянутых. Большинство поэтов-сказителей здесь стали достоянием народа, упоминаются в трудах исследователей и ученых, писатели начали писать о них, их стали показывать по радио и телевидению. Поэтому нет смысла говорить «не собрано, не опубликовано, не исследовано». Наш совет составителю всегда: указывать, когда, где, от кого или из какой книги было взято каждое произведение, иначе произведение вызовет сомнения. Научная, человеческая справедливость, этика и приличия требуют такой ясности.

В этом сборнике наследие поэтов-сказителей, таких как Калнияз, Тумен, Сугир, представлено более полно, и этому есть причина. Они, как говорилось ранее, не часто публиковались. Действительно, были опубликованы лишь отдельные стихи и размышления. Заметно, что произведения Калнияза подверглись некоторому «латанию» до того, как они попали к народному поэту Калбаеву. «Ер Кармыс», «В ауле Котибар», «Айтыс с Жаскиленом» из Мангыстау и Каракумского региона представлены в гораздо более художественной и гармоничной форме, чем стихи и размышления из других регионов.

Тумен – сильный поэт, но кажется, что к словам Тумена добавлено немало бессодержательных строк. Увеличение не делает произведение красивее. Великий М. Ауэзов говорил при подготовке сборника Абая: «Не раздувайте его, как пену, пытаясь увеличить». Было бы хорошо, если бы вы поняли эти мудрые слова.

Слова о том, что «Тумен не писал стихов, а только произносил их устно, потому что боялся своих ушей», нелогичны. Тергеу Айдарканов говорил, что видел стихи Тумена, написанные на бумаге размером с карту, и переписывал их для себя. Теперь вопрос в том, чтобы найти эти бумаги.

Произведения Сугира исполняются в народе в различных вариантах. В будущем необходимо найти и сравнить магнитофонные записи, сделанные самим Сугиром, чтобы восстановить его слова в первозданном виде.

Поскольку этот сборник предназначен для широкой аудитории, пояснения к непонятным словам не даны. Слово «орыс» (русский), часто встречающееся у некоторых поэтов, они использовали в значении «царь». Не следует путать это слово с понятием «русский народ».

Я рад благому делу Жетыбая Жылкышыулы, который, несмотря на небольшой опыт в сборе и публикации, собрал наследие поэтов-сказителей и составил этот сборник. Я рад, что у меня появился преемник.

Я думаю, что общественность с радостью примет наследие дорогих и выдающихся поэтов-сказителей.

Кабиболла СЫДЫКОВ

Previous Post

Форум «Новый Казахстан»: Заветы Алаш, озвученные в Америке

Next Post

Выяснилось, куда были потрачены 30 миллиардов пенсионных накоплений казахстанцев (Видео)

Next Post

Выяснилось, куда были потрачены 30 миллиардов пенсионных накоплений казахстанцев (Видео)

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.