Веками наши предки, черпая вдохновение в поэзии и песнях, музыке и кюях, находили утешение, силу и страсть, призывая к мечтам и идеалам, вере и надежде. Хранителями этого бесценного наследия, передаваемого из поколения в поколение, были наши сказители и поэты, певцы и музыканты, композиторы и исполнители кюев.
В стихах и размышлениях, терме и эпосах, песнях и кюях, легендах и сказаниях, красноречивых речах и пословицах, созданных мудрецами степей, отражены чувства, настроения, многовековая история, мудрость и щедрость, отвага и доблесть, честь и благородные стремления нашего народа. Народ бережно хранит эти бесценные произведения, в которых запечатлены его история, жизнь и душа, как знамя, оберегая их от забвения. В моменты скорби народ находит в них утешение, а в минуты радости – собеседника. Под влиянием этих произведений дух народа возвышается, он обретает силу и мужество, и они становятся его спутниками на всю жизнь. Как сказал Абай: «При рождении мир встречает тебя песней, и с песней тело твое возвращается в лоно земли». Это свойственно не только песне, но и всем видам искусства, отражая их могучую природу.
Особо почитаемыми в нашем народе являются даровитые личности, создатели и хранители этого священного наследия, передающие его будущим поколениям – сказители и поэты, певцы и акыны-импровизаторы. Несмотря на изменения, происходящие с течением времени, искусство сказительства, поэзии и пения живет вместе с народом.
Если обратиться к многовековой истории нашего народа, то мы ясно увидим роль сказителей, певцов и поэтов. Сказитель – это, прежде всего, импровизатор, способный мгновенно сочинять и исполнять стихи. Он также является мудрым советником народа в трудные времена, предсказателем будущего, беспристрастным судьей, способным разрешать сложные вопросы и высказывать свое мнение как хану, так и простому человеку, а в час беды – предводителем войска, ведущим народ в бой. Сказители размышляли над важными и фундаментальными вопросами, такими как смысл жизни, бытия и благородные человеческие поступки.
Поэты также являются мастерами слова, способными к импровизации. Деятельность импровизирующих поэтов, сочиняющих на ходу, была несколько уже, чем у сказителей. Они были более тесно связаны с повседневной жизнью, чем сказители. Они участвовали в айтысах, сочиняли шуточные стихи, терме, размышления, стихи и песни. В отличие от сказителей, они не отличались прозорливостью, судебной властью или полководческим талантом.
И сказители, и поэты часто исполняли и пропагандировали свои произведения, а также наследие поэтов и сказителей, предшествовавших им, и народные эпосы. Конечно, были и сказители, и поэты, которые не занимались певческим искусством.
Певец же сам не сочиняет стихов и песен, он исполняет песни сказителей и поэтов, а также старинное наследие. Среди певцов бывают как те, кто знает немного, так и те, кто знает очень много. Народ называл «сказителями» выдающихся певцов, знавших много народных произведений и исполнявших их неделями и месяцами. Такие артисты, даже не будучи импровизирующими поэтами, благодаря своему природному таланту, исполняли многие литературные произведения в их первозданном виде или возрождали их. Это, по сути, певцы-сказители. Мурын-сказитель, Сугир-сказитель, Муса-сказитель, Карасай-сказитель – вот примеры таких талантов. Некоторые певцы-сказители, исполняя песни, сами становились импровизаторами. Примерами таких сказителей могут служить Сугир и Узакбай.
На берегу Сырдарьи и в Каракалпакии также были поэты-сказители и певцы-сказители. На берегу Сырдарьи жили такие выдающиеся сказители, как Нуртаган и Жиенбай. Среди выдающихся казахских сказителей, живших в Каракалпакии, были Карасай, Огизбай и Маулимберди.
В настоящее время появилась тенденция называть «сказителями» певцов, которые немного поют стихи. Это встречается как среди литературоведов, так и среди народа. Это заблуждение, непонимание, или же, чем плох почетный титул певца? Как прекрасно уметь пропагандировать народное наследие с помощью красивой мелодии!
Часто встречаются попытки стать певцом-поэтом, а также исполнителем-домбристом и композитором. Это благородное стремление, достойная мысль. Но разве не лучше быть выдающимся исполнителем, чем посредственным поэтом или слабым композитором, если ваше произведение неискренне?
В Кыргызстане выдающемуся певцу, признанному народом и внесшему свой вклад, или талантливому исполнителю, старейшины-поэты на большом тое благословляют его, надевают халат и сажают на коня, нарекая «сказителем». Какая почитаемая традиция!
Саль-сери были артистами казахского народа, любившими искусство и пропагандировавшими свободу и любовь. Они ставили своей целью истинную красоту и высокое человеколюбие, выступая против давления эпохи. Традицию Биржана сала и Акана сери продолжили такие саль-сери и певцы-поэты, как Сары Батакылы из Актюбинской области, поэт Аухат с берегов Урала, Досат, Адил, Шолтаман, Жылгелды, Ускенбай, Турсын, Тастемер, известные как «семь изгибов» Адая. Они были и поэтами, и певцами, и композиторами-кюйши, обладая несколькими талантами в одном лице. Они путешествовали по стране, пропагандируя искусство, жаждали свободы. Они воспевали мимолетность эпохи, почитали истинную красоту. Саль-сери, подобно русским клоунам на праздниках, носили яркие, пестрые одежды, устраивали различные представления, намеренно задевая представителей господствующего класса, но народ очень ценил их. Наследие саль-сери и певцов-поэтов и сегодня является ценным достоянием народа.
Конечно, в прошлые века, когда не было театров, кино и оркестров, было нередким явление, когда один артист обладал талантами поэта, певца, музыканта, композитора, а сейчас эти искусства стали более специализированными.
В записях и песнях, народных рассказах упоминаются музыкальные инструменты, такие как сырнай, асташак, дангыра, керней, дауылпаз, дабыл и другие, использовавшиеся сказителями и поэтами, певцами и саль-сери, кюйши и композиторами. Однако постоянными спутниками казахских артистов на протяжении веков были кобыз и домбра.
Музыкальный инструмент вдохновляет артиста, пробуждает его творческий порыв, оказывает особое воздействие на слушателя. Мелодичный звук кобыза, прекрасный голос домбры проникают до самых костей и затрагивают струны души. Очевидно, что такое искусство будет преобладать и развиваться.
Мудрое, мыслящее, талантливое поколение сказителей и поэтов, певцов и кюйши всегда выбирало для исполнения песни и кюи, воспевая вечные темы, такие как единство и согласие, выбирая не пустые, а истинные, значимые, пламенные произведения поэзии и музыки.
Как мы уже упоминали, на земле Мангыстау и Атырау было немало поэтов-сказителей и певцов-сказителей. На берегах Едиля и Урала, Жем, Сагыз, Ойыл, Киыл, Елек, Кобда, в землях Мангыстау, Устюрт, Нарын, на плато Устюрт и Актюбинской степи жили многие выдающиеся поэты. Среди них: Асан Кайгы и Шалгоз, Казтуган и Сыпыра, Доспамбет и Жиембет, Махамбет и Мурат, Абыл и Актан, Нурым и Кашаган, Есет и Есенбак, Байток и Боранбай, Шернияз и Шинияз, Шайтым и Насихат, Марабай и Кошелек, Мурын и Сугир, Карасай и Маулимберди, Абубакир и Изим шайыр, Кулмамбет и Коспак, Аралбай и Бала Ораз, Крымкул Омир и Шеркеш Омир, Есентемир Досжан и Алаша Досжан, а также Тама Досжан, Кашкинбай и Досы, Елбай и Тумен, Саттыгул и Сураубай, Нурпеис и Кумар и другие. Это известные таланты, которые приходят на ум сразу. А помимо них, было множество артистов и любителей искусства, которые, не достигнув уровня этих выдающихся и талантливых поэтов-сказителей, приносили тепло в сердца своих аулов, земель и народа, почитая стихи и песни.
Литературу или любое другое искусство одного региона или народа создают не только десять-двадцать человек. Перед выдающимися людьми, как холмы разной высоты, стоят многочисленные деятели искусства. На пути литературы и искусства выдающиеся личности и упомянутые любители искусства объединяются, создавая особый путь искусства – поток искусства. Однако каждая эпоха, грядущее время, сознательное поколение пропускает их через сито разума, дает свою оценку. Какому поэту суждено достичь определенной эпохи – это знает судьба таланта.
Сбор и публикация наследия поэтов-сказителей – источников, пополняющих литературный океан нашего народа, поиск неизвестных произведений ранее известных личностей, а также данных о жизни и творчестве ранее неизвестных поэтов – это благородное дело, долг поколения. Сбор и публикация наследия поэтов-сказителей Мангыстау в виде сборника – результат такого благого намерения.
В последние годы в различных регионах нашей республики начало выходить множество книг и брошюр. В них рассказывается о биях, батырах, поэтах и легендах каждого региона. Однако содержание и художественная ценность этих книг и брошюр различны. Встречаются и бессодержательные, бессмысленные произведения, которые не стоит предлагать народу. Это может навредить другим. Это подталкивает к ложному стремлению получить известность, публикуя такие брошюры и прославляя предков. У каждого поэта и батыра есть свой уровень известности в ауле, в народе, его роль как защитника народа. Не все равны. Было бы нелогично приводить сельского толмача и делать его защитником народа. Я пишу это с намерением, чтобы эти обстоятельства были учтены. Эти рассуждения имеют отношение к данному сборнику, а иногда и нет.
На Сырдарье была песня «Ак толгай», в которой есть строки: «Хочу пойти, но земля далека, не хочу идти, но народ остался». Когда я просматривал рукопись сборника поэтов-сказителей Мангыстау, я испытал подобное тяжелое чувство. Причина в том, что время сжато, а объем сборника велик. Читать каждое произведение внимательно, сравнивать с предыдущими изданиями, исправлять отклонения, а также давать соответствующую, точную оценку и анализировать ранее неопубликованные произведения оказалось непросто. Особенно затруднительным было отсутствие информации о том, от кого и откуда было записано каждое произведение, из какой книги оно взято, наряду с важностью введения к каждому поэту. В собранном наследии встречались строки и строфы без содержания, лишенные поэтических качеств, а тексты, ранее опубликованные, подверглись изменениям, редактированию, «латанию».
Есть любовь к народу и литературному наследию, и есть признание этого духовного сокровища как искусства. Я сократил стихи, похожие на стихи, которые оскорбляют искусство, добавил пояснительные строки к некоторым введениям, восстановил измененные тексты. Я направил для включения в сборник ряд стихов Исы, сократил пространные части его пояснений. Однако возможны недочеты, упущенные из виду. Невозможно все проверить мгновенно, «ведь и я человек, созданный из костей и плоти» (С. Муканов).
В цивилизованных странах сборники избранных произведений многих поэтов называются «антологиями». Этот сборник содержит произведения, которые удалось найти, одних больше, других меньше. С целью превращения их в достояние народа, больше внимания уделено наследию ранее неопубликованных поэтов, и в этом нет ничего предосудительного. Поэтому это сборник, собрание наследия поэтов.
Поэты-сказители Мангыстау и Атырау не остались без внимания. Данные об их жизни и произведения публикуются и исследуются. Осталось лишь несколько неупомянутых. Большинство поэтов-сказителей здесь стали достоянием народа, упоминаются в трудах исследователей и ученых, писатели начали писать о них, их стали показывать по радио и телевидению. Поэтому нет смысла говорить «не собрано, не опубликовано, не исследовано». Наш совет составителю всегда: указывать, когда, где, от кого или из какой книги было взято каждое произведение, иначе произведение вызовет сомнения. Научная, человеческая справедливость, этика и приличия требуют такой ясности.
В этом сборнике наследие поэтов-сказителей, таких как Калнияз, Тумен, Сугир, представлено более полно, и этому есть причина. Они, как говорилось ранее, не часто публиковались. Действительно, были опубликованы лишь отдельные стихи и размышления. Заметно, что произведения Калнияза подверглись некоторому «латанию» до того, как они попали к народному поэту Калбаеву. «Ер Кармыс», «В ауле Котибар», «Айтыс с Жаскиленом» из Мангыстау и Каракумского региона представлены в гораздо более художественной и гармоничной форме, чем стихи и размышления из других регионов.
Тумен – сильный поэт, но кажется, что к словам Тумена добавлено немало бессодержательных строк. Увеличение не делает произведение красивее. Великий М. Ауэзов говорил при подготовке сборника Абая: «Не раздувайте его, как пену, пытаясь увеличить». Было бы хорошо, если бы вы поняли эти мудрые слова.
Слова о том, что «Тумен не писал стихов, а только произносил их устно, потому что боялся своих ушей», нелогичны. Тергеу Айдарканов говорил, что видел стихи Тумена, написанные на бумаге размером с карту, и переписывал их для себя. Теперь вопрос в том, чтобы найти эти бумаги.
Произведения Сугира исполняются в народе в различных вариантах. В будущем необходимо найти и сравнить магнитофонные записи, сделанные самим Сугиром, чтобы восстановить его слова в первозданном виде.
Поскольку этот сборник предназначен для широкой аудитории, пояснения к непонятным словам не даны. Слово «орыс» (русский), часто встречающееся у некоторых поэтов, они использовали в значении «царь». Не следует путать это слово с понятием «русский народ».
Я рад благому делу Жетыбая Жылкышыулы, который, несмотря на небольшой опыт в сборе и публикации, собрал наследие поэтов-сказителей и составил этот сборник. Я рад, что у меня появился преемник.
Я думаю, что общественность с радостью примет наследие дорогих и выдающихся поэтов-сказителей.
Кабиболла СЫДЫКОВ