Накануне Дня журналиста мы сочли целесообразным представить вниманию читателей одну из статей профессора, журналиста Алдана Айымбетова (1931-2006), посвятившего перо благу народа. Неизгладим в памяти народа огромный труд Алдана Айымбетова, «черного быка» казахской журналистики. Эта статья была опубликована в 1999 году в газете «Жас Алаш». Добро пожаловать!
Нам не хватает гордости
Разве в советское время люди с огнем в сердце не молчали, не прятались в угоду выживанию? Моя биография, моя география не соответствовали росту. К тому же, мой прямолинейный характер, не терпящий лести, вероятно, тоже был препятствием, я стал доцентом, затем профессором кафедры философии, и только приближаясь к 60 годам, стал заведующим кафедрой.
Негативное отношение к обществу начало формироваться еще со студенческих лет. Я рано понял, что КПСС – самая деспотичная партия. Я быстро понял, что учение Ленина, особенно его национальная политика, – это показуха, ложная политика. Чтобы выжить, я старался грамотно говорить по-русски, стремился к такому уровню, чтобы учить русских (по-еврейски). Благодаря этому я честно зарабатывал свой скромный хлеб. Я никогда не брал взяток, и не давал их. Разве Бекболат батыр из Жетысу не взялся за копье, достигнув пророческого возраста? Мне, приближающемуся к 60 годам, представилась последняя возможность для казахов стать народом, и вместе с тем возникла опасность упустить эту возможность. Причина этого в том, что руководителей, думающих о народе Казахстана, размышляющих о его судьбе, почти нет. Каждый – раб своих интересов, вот такая беда. Вдобавок к этому, образование поверхностное, ума тоже не хватает, опираются только на язык, болтовню и силу.
Разве не мы сами отказались от национальной идеи при принятии последней Конституции и возвели над головой казахского народа «народ Казахстана»?.. А теперь, что касается прямого пути экономики, я бы в первую очередь поставил вопрос о выходе на утерянный экономический путь. И только после этого можно было бы рассмотреть его прямой путь. Казахстан с самого начала встал на дикий и грубый путь выживания, не имеющий никакого отношения к экономике, и, похоже, находится в шоке. В этом плане полунаучные, полу«скользкие» разговоры, часто звучащие с высоких трибун, – пустые слова. Наша самая большая ошибка – отказ от задачи организации хозяйства. Ложное понимание, что капитализм таков. Это – непростительное невежество. Любое государство, государство любого времени, хоть и является политической организацией, в первую очередь – это политико-экономическая сила. Очень жаль, что не оказалось по-настоящему образованного специалиста, который мог бы объяснить это главе государства, понимающему это.
Короче говоря, «играя в асыки» – пропали, «играя в мяч» – растерялись. Все богатства страны, принадлежащие народу, делят между собой горстка «прихвостней и толстосумов», их родственники, знакомые, друзья, как будто это наследство от отца, и радуются. Вдобавок к этому, мы продали заводы и другие производственные объекты, недра, подводные богатства, да что там говорить, даже небо. Так возникает законный вопрос: куда идут доходы от этого, в чей карман? Если правительство не в состоянии выплатить пенсии пенсионерам, зарплату работникам, как не заподозрить? Ну как можно поверить, что при продаже огромных богатств не нашлось и одной пробки для сорока дыр! Наши руководители не любят таких вопросов, сколько ни повторяй, они не откроют рта. Нет, что бы вы ни говорили, это не рыночная экономика, капитализм не бывает таким, мы не уйдем далеко от истины, если назовем это «рабским» временем.
Главный принцип капитализма – торжество частной собственности. Именно в этом вопросе народные массы не получили ничего.
Приватизация оказалась личным хищением, сельские жители (большинство из нас) остались жертвами обмана. Я хочу сказать: дайте всем равные возможности. Казах пришел в город из степи, чтобы выжить. Что он сможет сделать без помощи правительства? Все, что он умеет, – это покупать товары на оптовом рынке и продавать. Но и это не дается легко. Во-первых, милиция может отобрать, во-вторых, рэкетиры грабят, в-третьих, приспешники районного акима набрасываются, как стервятники. Короче говоря, куда бы он ни пошел, его встречает «могила Коркыта». Последствия этого известны: пьянство, наркомания, проституция, суд, тюрьма. Нет, это не путь к цивилизованному выживанию «червей и муравьев», «жуков», а прямой путь к новому варианту «Ақтабан шұбырынды» (Великое бедствие).
Я почитаю великих героев казахского народа Сырыма, Исатая и Махамбета. Я верю, что среди казахов есть юноши, которые говорят: «Есть ли сожаление у джигита, умершего в степи, не покинув дома», и только такой человек может возглавить его. Моя задача – вдохновлять такого юношу, подталкивать к мужеству, благородству, вести к заботе о казахах.
Бог свидетель, я не антисемит, а антисемитом меня делают наши соотечественники – трусливые, льстивые к другим.
Пока казахи не встанут на путь бессмертия, моя тема не изменится. Правда, индивидуальная борьба дается нелегко. Казахи спят, и немало тех, кто впал в политическую проституцию. Помощи нет, даже руку дают с опаской. Поэтому я печатаю свою газету, выезжая в другую страну. Если говорить между нами, нам не хватает гордости, наша кровь стала жидкой, бледной.
Русская община пригласила меня на должность главного редактора. Ташкентцы тоже выразили теплые намерения. Если я совсем потеряю надежду на казахов, возможно, уеду за границу. Разве Сырым батыр не был вынужден уехать в Хиву? К тому же, абсолютно независимая газета невозможна, ее вред будет больше пользы.
Что может быть лучше межнационального согласия, но я не могу найти общий язык с народом, который выступает против казахского языка, религии, государственности. Разве это не то же самое, что враг, напавший на эту страну, как мне с ним бороться?
О внутренней политике сказано немало, что касается внешней политики, она тоже прошла через трудные времена. Вначале разве не было заискивания перед Россией, даже поклонения ей.
Что касается судьбы казахского языка, единственным выходом является рост нашего сознания. Если казахи будут преобладать численно, наш язык победит без всяких споров. Но думает ли об этом кто-нибудь, наоборот, кажется, хотят сделать Казахстан узлом «девяти родов». Об этом свидетельствует слабая миграционная политика, законы о гражданстве.
У русскоязычных газет есть сильные спонсоры – государство или богатые русские. В этих газетах работают 15-25-30 сотрудников, поэтому они процветают. Я же с начала до конца один: писатель, наборщик на компьютере, верстальщик, художник, фотограф, водитель-механик, если хотите, сам развожу и доставляю пачки газет. А знаете ли вы, откуда я беру деньги? Если в мире найдется еще один человек в возрасте 66 лет, который, как и я, страдает ради своего народа и выпускает газету, я в тот же миг остановлюсь. Я призываю казахский народ отказаться от наивности, повысить свой политический уровень, научиться отличать черное от белого, быть патриотом, быть готовым пойти в ад ради своего народа, объединиться вокруг знамени Алаша и исламской религии.
Алдан АЙЫМБЕТОВ,
профессор, журналист