В новом законопроекте Республики Казахстан запрещается публичное ношение атрибутов или внешних признаков деструктивных религиозных течений. По каким признакам можно распознать представителей радикальных и экстремистских организаций? Об этом мы беседовали с директором Павлодарского центра анализа и развития межконфессиональных отношений Гульназ Раздыковой.
– Гульназ Максутовна, запрет на ношение некоторых видов религиозной одежды вызвал бурную реакцию в обществе, поскольку некоторые считают это давлением на права верующих. Так ли опасны неухоженные густые бороды, короткие штаны и черные хиджабы?
– Как человек, который более пяти лет работает с различными нетрадиционными лже-религиозными культами, скажу – внешние признаки набожности не являются основной характеристикой радикализма человека. Ведь главная опасность заключается не в бороде и коротких штанах, а в сознании человека, отравленном этой идеологией. В одном из своих интервью я говорила о «такые», где человек намеренно скрывает внешние признаки своей внутренней идеологии, свое поведение. Такое поведение особенно свойственно последователям религиозно-экстремистской организации «Хизбут-Тахрир» или течения такфир-джихадистов. Например, как новый факт: люди, выдающие себя за последователей традиционного ислама в нашей стране, пытались выехать в Сирию. Таким образом они обманули не только имамов, но и сотрудников правоохранительных органов. Разве человек, избавившийся от внешних признаков религиозной веры, от бороды и изара и т.д., не может совершать противоправные действия, в том числе теракты? Важно помнить, что сейчас многие салафиты изменили свой внешний вид, поэтому нельзя брать за основу только внешние признаки.
– Не могли бы вы подробнее остановиться на признаках, по которым можно отличить последователей деструктивных религиозных течений?
– Существуют поведенческие, психологические, диалоговые показатели, по которым можно заметить, является ли человек последователем радикального или нетрадиционного религиозного течения. Если вы заметите один из таких признаков у своих близких, не стоит сразу паниковать. Еще раз подчеркну, диагностика проводится при личном общении с человеком, на расстоянии невозможно сделать вывод о нем. Последователи деструктивных течений не должны совершать поступки, которые подвергаются критике и становятся основой для анекдотов. Эти признаки будут более полезны для родных и близких верующих. Я часто даю советы родителям, которые не знают, по какому мазхабу молятся их дети, какие религиозные книги читают.
Массовая религиозная просветительская работа – это платформа для религиозной грамотности наших граждан. Информирован – значит вооружен. Поэтому мы должны обратить полное внимание на следующие признаки. Они могут проявиться уже на начальной стадии вовлечения в религиозный культ. Первое, конечно, изменение имени. Человек хочет сменить свое привычное нам имя. Многие из них впоследствии меняют удостоверения личности, отказываются от отчеств. «Мой отец не молится, значит, он – шайтан», – заявляют они. По их мнению, многие казахские имена противоречат канонам шариата или истинного ислама. Могут быть и двойные имена: в обществе они ходят под своими обычными именами, а среди знакомых – под другими (кунья). В списке «шайтанских» имен входят такие, как Солнце, Рассвет, Луна, части камней и т.д., имеющие признаки идолопоклонства при наречении имени. Второе. Изменение лексикона. Человек активно использует такие арабизмы: «Бисмиллях», «Иншаллах», «ахи», «ухти», «Машаллах», «Джазакалахухайран». Такие слова могут быть и в лексиконе последователей традиционной религии, но представители деструктивных течений произносят их с более сильной эмоцией: например, «Машаллах!!!», «Аузубиллях!!!», «Субханаллах!!!». То есть, они используют арабские слова с усиленным эмоциональным окрасом. Третье. Изменение пищевых привычек. Они покупают мясо только у знакомых, которые молятся на базаре. Если не знают, кто владелец мяса на мероприятиях, не едят с общего стола. Если скот не забит по канонам ислама, считают его «харам» и стараются не посещать мероприятия, встречи с родственниками.
– Происходят ли изменения в быту новоявленных «бородачей»?
– Конечно, меняется среда обитания человека. Стоит отметить, что последователи деструктивных религиозных течений страдают «паранойей преследования». Они думают, что спецслужбы или правоохранительные органы круглосуточно следят за ними, прослушивают, поэтому часто меняют места жительства, выбирают аскетичный образ жизни. У них нет большой мебели, стационарных компьютеров, бытовой техники, удобной для переездов. Отсутствуют большие зеркала, амулеты, традиционные статуэтки (например, привезенные из святых мест, фотографии детей, семьи, магниты и т.д.). Нет телевизоров, радио (или они закрыты тканью, или экран повернут к стене). Однако обязательно есть гаджеты, смартфоны с доступом в интернет. Это обязательное условие, так как все свои «фетвы» (инструкции) они получают через интернет-каналы, в частности, через социальные сети. Поэтому телевизор и радио для них – харам, а интернет – не харам.
– Гульназ Максутовна, а что вы можете сказать о традициях, семейных торже