Об этом сообщил профессор университета С. Демиреля Молдияр Ергебеков на расширенном заседании клуба журналистов и экспертов Ассамблеи народа Казахстана. Исследователь масс-медиа и кино рассказал на мероприятии о конвергентной журналистике.
– Конвергенция – это когда несвязанные между собой сферы, влияя друг на друга, приходят к одному направлению. Этот термин, появившийся в сфере экономики, пришел в журналистскую практику в 90-е годы. Конвергентный журналист полностью готовит материал сам. Он может снимать видео, писать тексты, копировать звук, а также разбирается в монтаже, может создавать графику и дизайн. Современная журналистика требует от репортера конвергентных навыков. При поступлении на факультет журналистики учитываются оценки по истории Казахстана, казахскому языку, литературе. Однако журналистика – это не филология. Журналистика – это в некоторой степени социология, антропология, немного политология и экономика. В школе есть предмет «Человек и общество». Поэтому, я думаю, баллы абитуриентов на этот факультет должны рассчитываться по этому предмету, – сказал М. Ергебеков.
Профессор утверждает, что в вузах преподают такие предметы, как «История журналистики», «Жанры журналистики», которые не ведут к конвергенции. Компоненты предметов, преподаваемых на факультетах журналистики в стране, разрабатывает КазНУ им. аль-Фараби. Молдияр Ергебеков считает правильным, что это демократично.
– В Казахстане 28 учебных заведений, дающих образование по журналистике. По моему мнению, какие предметы должны быть обязательными, а какие – по выбору, нужно решать совместно с преподавателями этих кафедр. Мы, учителя, должны быть разносторонними, чтобы научить репортера быть современным специалистом. Есть коллеги, которые не умеют печатать в Word. В обществе укоренилось мнение, что «новые технологии – дело молодежи». Мол, с возрастом человек должен отдаляться от технологий. Нет, наоборот, преподаватели должны уметь обучать этому будущих журналистов. Чтобы быть конвергентным, нужна смелость. Откуда журналист берет смелость? От аудитории. Если учитель строг, мы думаем, что он хороший учитель. По моему мнению, хороший учитель – это человек, который может слушать студента, дать ему право голоса. Только тогда будущие журналисты смогут найти в себе смелость, чтобы стать конвергентными, – закончил профессор.
А блогер Ринат Балгабаев считает, что социальные сети достигли уровня, позволяющего конкурировать со СМИ.
– Проснувшись утром, мы не чистим зубы и не спешим заправлять постель. Пошатываясь, ищем смартфон, включаем интернет и просматриваем социальные сети. Сейчас традиционная журналистика – как последний вагон в поезде. Если в обществе происходит какое-то событие, оно в первую очередь распространяется через социальные сети. Facebook, Instagram стали центрами оперативного получения информации. Вы знаете о споре, связанном со строителями в Астане. Сколько бы представители СМИ ни писали об этом, шум вызвала запись одного человека в социальной сети. Это было слово акима города Асета Исекешева на странице в Facebook: «Только что прибыл на место происшествия, уладили вопрос». То есть сеть можно использовать и в рабочих целях.
Р. Балгабаев, отметив, что блогерство – это не профессия, а хобби, привел статистику пользователей социальных сетей в Казахстане.
– Сеть «ВКонтакте» используют 12 млн 446 тысяч человек. В «Одноклассниках» зарегистрировано 10 млн 356 тысяч граждан Казахстана. Популярную в стране сеть Instagram используют 3 млн 500 тысяч человек, из них 69% – женщины. В Facebook, которым активно пользуются граждане в возрасте 25-45 лет, сидят 2 млн 100 тысяч человек. А Twitter пока довольствуется 120 тысячами пользователей. За месяц 3,5 млн человек оставляют 45 млн записей. Теперь посмотрите, на сайт газеты «Казахстанская Правда» подписано 6000 человек. Каждую мою запись на моей странице в Telegram читают 8 тысяч человек. Значит, я заменяю аудиторию одной газеты или одного сайта. Страницу Динары Сатжан за неделю смотрят 1 млн человек. Динара может заменить работу целой редакции. Также люди больше доверяют активным пользователям в социальных сетях, чем газетам или сайтам. Поэтому нельзя пренебрежительно относиться к социальным сетям, – говорит блогер.
Так в чем же преимущество социальных сетей?
– Социальные сети могут донести информацию до читателя на понятном языке. Сейчас никто не хочет читать длинные тексты. Особенно все мы любим смотреть видео. Привлечение аудитории намного дешевле, чем на телевидении, в газетах, на сайтах. Вы точно знаете возрастной диапазон и интересы вашей аудитории. Также ваша запись сохраняется до тех пор, пока вы сами ее не удалите. По моему мнению, журналистам, вместо того чтобы пренебрежительно относиться к блогерам, следует увидеть и использовать преимущества социальных сетей, – сказал Р. Балгабаев.
Стоит отметить, что сегодня состоялось расширенное заседание клуба журналистов и экспертов Ассамблеи народа Казахстана. На собрании, прошедшем в формате TEDx, профессиональные журналисты рассказали о современном состоянии сферы, в которой они работают, и поделились своим опытом. Также были высказаны некоторые предложения по реализации проекта «Казахстану».