Любой, у кого есть рот, — певец. Голос не нужен. Есть даже те, кто записывает голоса домашних животных, сопровождает их музыкой и создает потрясающие хиты. Сегодня даже дети, которые с трудом выговаривают букву «р», хватаются за микрофон.
Несмотря на организацию различных конкурсов, участники соревнований, за редким исключением, приходят с готовыми фонограммами. А сколько людей в стране зарабатывают деньги, просто включая готовую фонограмму и шевеля губами. Даже известные певцы на концертах в стране исполняют большинство песен под фонограмму.
Когда слышишь естественный голос некоторых певцов, которым поклоняются их фанаты, хочется плакать. Разве это не мошенничество? Если бы Биржан сал, Естай, Асет ожили и увидели, как нынешние эстрадные певцы, которых считают великими, кричат, будто их душат, исполняют песни, состоящие из бессмысленных слов вроде «зың-зың», «бәлду-бәлду», в нелепой или полуобнаженной безвкусной одежде, с подведенными, как у женщин, лицами, они бы, наверное, отреклись от мира.
Самое ужасное, что растущее молодое поколение воспринимает это как «вот такое вот халтурное искусство» и стремится к этому. То есть, если не будет законодательного запрета, число мошенников, обманывающих народ с помощью фонограммы, будет расти год от года.
С целью предотвращения этого депутат Сената Сарсенбай Енсегенов опубликовал депутатский запрос следующего содержания.
— Среди культурных ценностей, направленных на формирование у человека высокой духовности, утонченного вкуса, горячей любви к своей стране и земле, удовлетворение его эстетических потребностей и интересов, наиболее распространенной является песня. Это присуще всем народам.
В нашей стране песенное искусство также всесторонне развивается как востребованное народом музыкальное произведение.
Наряду с народной песней, берущей начало в глубине веков, развивались и современные песни. Сформировалось молодое поколение требовательных и талантливых певцов. Есть и выдающиеся мастера, пользующиеся уважением народа и прославившие страну за рубежом.
Тем не менее, в обществе высказывается обоснованная критика в адрес этой сферы, особенно творчества эстрадных певцов, и текстов песен.
На встречах с жителями они выражают обеспокоенность будущим песенного искусства и высказывают свои мысли о законодательном регулировании отдельных аспектов этой сферы.
Среди них актуальным вопросом является подлинность, естественность певца, исполнение песни своим голосом для людей, пришедших послушать его творчество.
Народ недоволен массовым и повсеместным использованием фонограммы. Использование фонограммы нарушает права зрителя как потребителя. Каждый, кто заплатил за песенное искусство, хочет получить качественную услугу в виде живого исполнения певца. Это справедливое и законное требование. Платная услуга должна соответствовать своей стоимости с точки зрения качества. Кроме того, массовое использование фонограммы создает условия для выхода на сцену некоторых людей, далеких от искусства, используя технические возможности. Это реальность нашего времени, разговор, который не только на уме, но и на устах у многих. Такого же мнения придерживаются и известные певцы старшего поколения как в стране, так и за рубежом.
В развитых странах мира вопрос использования фонограммы решен законодательно. Например, в США незаконное использование фонограммы, проведение концертных мероприятий без разрешения считается мошенничеством и преследуется по закону. В Великобритании, Малайзии, Индонезии этот вопрос регулируется путем лицензирования. Аналогично, в Китае, Российской Федерации, Узбекистане, Туркменистане и Беларуси на фонограмму наложены ограничения.
Еще одной актуальной проблемой в песенном искусстве является текст песни. Требования к тексту песни должны быть высокими.
Когда проникновенная мелодия песни сочетается с ее осмысленным текстом, это становится духовным богатством. К сожалению, множатся песни без мелодии, созданные на бессмысленные тексты.
Песни с грубыми текстами, доходящими в некоторых местах до непристойности, несмотря на то, что режут слух, широко распространяются среди молодежи.
Какими ценностями будут руководствоваться молодые люди в будущем, не вкусившие песен, основанных на тонкой музыке и изящной мелодии? Известно давно, что воспитание в жизни человека важнее образования. Воспитание — важный фактор и для общества.
В текущем году в программе «Мәселе» на национальном телеканале «Қазақстан» было отмечено, что в песнях, исполняемых некоторыми певцами, встречаются слова, чуждые обществу, близкие к нецензурной брани. В связи с этим, кажется, настало время организовать работу профессионального коллегиального органа, анализирующего качество текстов песен. В некоторых соседних с нами странах существует такая практика.
В своем депутатском запросе сенатор обратил внимание на необходимость законодательного регулирования сложившейся ситуации в песенном искусстве страны. Депутат С. Енсегенов, отметив, что опыт дальнего и ближнего зарубежья решает поднимаемые вопросы путем лицензирования концертной деятельности в основном через общественные организации, потребовал от главы правительства Б. Сагинтаева дать поручение соответствующим государственным органам и рассмотреть пути законодательного решения указанных проблем.
…Среди этих безвкусных слушателей есть и мы с вами. Если мы идем на концерт, мы должны покупать достойные услуги талантливых певцов, которые могут показать прекрасное искусство своим подлинным голосом за честно заработанные деньги. А соглашаться на мошенничество, видя, как кто-то шевелит губами и прыгает на сцене, зная, что песня идет под фонограмму, — значит толкать нацию к безвкусице. Настало время оставить на сцене только таланты и вытеснить мошенников из священного искусства.
Адилбек Каба