1 июня на заседании Сената депутат Нариман Турегалиев выступил с докладом об исполнении республиканского бюджета за 2017 год и раскритиковал ряд министерств за неэффективное использование средств.
— Нет необходимости скрывать, что в процессе исполнения республиканского бюджета из года в год существуют системные, до сих пор не решенные проблемы, — сказал сенатор. – Мы видим такие проблемы, как ненадлежащее освоение бюджетных средств, неэффективное планирование бюджета и формирование бюджетных заявок, нерациональное использование средств Национального фонда. Как вы знаете, Глава государства в своем прошлогоднем послании поручил проверить эффективность освоения средств государственными органами, начав, в частности, с министерств здравоохранения, труда и социальной защиты населения, образования и науки, на которые приходится более 40% республиканского бюджета.
«Скупой не насладится тем, что накопил»
Депутат Сената также раскритиковал чрезмерную экономию вышеупомянутых министерств. Он отметил, что из-за такой экономии запланированные работы остаются неосвоенными. А неосвоенные средства возвращаются, и объем необходимых для отрасли средств из года в год сокращается. Об этом предупреждал и казахский народ: «Скупой не насладится тем, что накопил».
— Как показано в отчетах Счетного комитета и Правительства, указанные министерства являются лидерами по неосвоению бюджетных средств, — сказал Турегалиев. – Подавляющее большинство неосвоенных средств стало следствием экономии. Конечно, экономить государственные деньги – это хорошо, но в данном случае это не является признаком реального достижения.
Потому что в рамках государственной программы «Денсаулық» на 2016–2019 годы по сфере здравоохранения некоторые цели, такие как «Материнская смертность», «Пятилетняя выживаемость пациентов с онкологическими заболеваниями», а также цели Стратегического плана Министерства здравоохранения, были выполнены не в полной мере или не выполнены вовсе.
Кроме того, уровень охвата информационно-коммуникационной инфраструктурой, оснащением медицинской техникой остается недостаточным. Не находят своего решения проблемы здравоохранения, такие как нехватка материальной базы и медицинских кадров, нестабильность кадров и неполное обеспечение лекарственными средствами.
В сфере образования вопросы обветшания и аварийного состояния школ, а также ликвидации трехсменных школ не решаются на должном уровне, то есть наблюдается ежегодное недостижение соответствующего показателя. В качестве причин указываются рост урбанизации и рождаемости, а также отсутствие регулярных проверок школ. Это свидетельствует о низком качестве процесса бюджетного планирования, поскольку в ряде регионов происходит необоснованное строительство новых школ, несмотря на среднюю наполняемость действующих школ.
Стоит отметить и еще один момент. Недавно мы ратифицировали соглашение о займе у Международного банка реконструкции и развития в размере 67 млн. долларов США на оснащение сельских школ мультимедийным оборудованием.
Разве нельзя найти средства на такие цели из внутренних резервов? Даже не считая огромные сэкономленные средства, у нас имеется немало неэффективно расходуемых средств. Почему мы берем в долг извне?
Хочу привести один пример того, как Министерство труда и социальной защиты населения достигает стратегических целей.
Парадокс: несмотря на сокращение безработных, показатель не изменился
Сенатор также остановился на том, что количество людей, относящихся к категории безработных, искусственно сокращается.
— Согласно данным отчета, все четыре индикатора, запланированные в программе развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017–2021 годы, выполнены, — сказал он. – Например, «Уровень безработицы» составил 4,9%. Однако данный показатель рассчитан с учетом изменений, внесенных в Закон «О занятости населения». Согласно этим изменениям, из списка безработных были исключены лица, входящие в понятие «безработные» в рамках «Стратегии – 2020». Соответственно, если в рамках «Стратегии – 2020» в 2017 году уровень безработицы должен был составить 4,9%, то показатель в 4,9%, указанный в ранее действовавшей «Дорожной карте занятости 2020», связан с законодательными изменениями 2016 года, а фактически, несмотря на исключение из категории безработных лиц, показатель остается неизменным.
Уровень подготовки бухгалтеров в стране очень низкий
— В целом, очевидно, что государственные органы относятся к стратегическому и бюджетному планированию небрежно, — продолжил сенатор. – Из года в год при планировании бюджета наблюдается низкое качество планирования индикаторов результатов и отсутствие их взаимосвязи с выделяемым финансированием, что, в свою очередь, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
К сожалению, как показывают отчеты, полное освоение средств не является гарантией достижения основных целей и надлежащего расходования государственных денег. И Президент, и Парламент уже несколько лет говорят Правительству о необходимости кардинального изменения подходов к бюджетному процессу для предотвращения неэффективного использования и неосвоения государственными органами огромных средств. Для этого имеется достаточная законодательная база, кроме того, Парламент всегда готов к совместной работе с Правительством по совершенствованию законодательства.
По информации Счетного комитета, общая сумма ошибок, допущенных при освоении бюджетных средств, выявленных в 2017 году, составила 1,0 трлн. тенге. Из них сумма финансовых нарушений – 320,4 млрд. тенге.
Основная доля финансовых нарушений (это 82,5%) связана с несоблюдением правил бухгалтерского учета. А это означает, что уровень подготовки бухгалтеров в стране очень низкий. Кроме того, курсы переподготовки и повышения квалификации сотрудников, проводимые за счет государственных средств, выполняются формально и на практике не дают ожидаемого результата.
Демпинг как болезнь
Сенатор остановился на том, что при государственных закупках искусственное занижение цен обходит добросовестных предпринимателей.
— Одна из следующих важных проблем, упомянутых в отчете, – это государственные закупки. По всем программам, если имеются нарушения, они обязательно связаны с государственными закупками. Несмотря на автоматизацию системы государственных закупок, в этой сфере все еще немало нерешенных проблем.
Таким образом, одной из основных проблем системы государственных закупок является демпинг цен. Вследствие искусственного занижения цен добросовестные предприятия, даже если их опыт и услуги превосходят конкурентов, иногда остаются ни с чем.
В заключение сенатор сказал:
— Как показано в информации Счетного комитета, объем государственного и гарантированного государством долга растет из года в год. Поэтому к вопросу заимствования следует подходить с максимальной ответственностью, учитывая экономическую безопасность страны, — сказал он.
Адилбек Каба