В настоящее время существует множество проблем, связанных с заболеваемостью менингитом, вызывающих обеспокоенность у общественности. Несколько депутатов направили официальный запрос главе правительства Бакытжану Абдировичу.
Премьер-министру Республики Казахстан
Б. А. САГИНТАЕВУ
Уважаемый Бакытжан Абдирович!
Данный депутатский запрос вызван ситуацией, сложившейся в связи с заболеваемостью населения менингитом. Мы направляем этот запрос с целью предотвращения подобных ситуаций в будущем.
На основании сообщений в социальных сетях и писем, адресованных депутатам, можно наблюдать, что состояние народа близко к паническому. Врачи же, наоборот, пытались заверить, что происходящее является нормальным и нет причин для беспокойства.
Однако поверхностный анализ информации Министерства здравоохранения показывает, что ситуация иная.
По статистике, в 2013 году в стране менингитом заболел 117 человек, умерло 23; в 2014 году заболел 119 человек, умерло 29; в 2015 году заболел 424 человека, умерло 26; в 2016 году заболел 120 человек, умерло 15; в 2017 году заболел 62 человека, умерло 11.
В этом году до 5 июня зарегистрировано 60 случаев заражения менингококковой инфекцией, 13 человек скончались.
То есть, в прошлые годы процент умерших от менингита от числа заболевших менингитом составлял от 5 до 17%. А в этом году этот показатель достиг 22%.
Разве из этого не ясно, что ситуация не такая, как прежде, и требуются срочные и чрезвычайные меры со стороны уполномоченного органа?
Однако даже при приезде министра здравоохранения в Алматы медицинские учреждения не были готовы работать в экстренном режиме, и в работе лечебных учреждений, службы общественного здравоохранения, станций скорой помощи отсутствует системность.
Кроме того, мы увидели, что социальные сети работают быстрее и оперативнее Министерства. В то время как первые сообщения в мессенджере WhatsApp появились 19 мая, главный санитарный врач Казахстана выступил 3 июня, а министр провел пресс-конференцию в ОКҚ 4 июня.
Такая медлительность в реагировании на общественное мнение, противодействии слухам и негативным мнениям привела к нынешней ситуации. В связи с этим мы удивляемся бездействию Главного государственного санитарного врача РК, являющегося основным должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль.
Народ не получил своевременных ответов от компетентного органа о том, что происходит в стране, кто находится под угрозой, есть ли основания для беспокойства у детей, как защититься от инфекции, нужна ли вакцинация и где ее получить.
Поэтому можно сказать, что резонанс в обществе, вызванный менингитом, возник из-за недостаточного контроля и несвоевременного принятия необходимых мер Министерством здравоохранения и его территориальными подразделениями.
Такая ситуация сложилась из-за того, что люди не знали, куда обращаться по поводу распространения этой болезни и какие меры принимать. Имеются факты о неготовности лечебных учреждений принимать пациентов с симптомами данного заболевания.
А подготовка к эпидемии менингококка включает в себя эпидемиологический надзор, который состоит из следующих мер: от выявления случаев заболевания до их проверки и лабораторного подтверждения. По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, профилактика предусматривает вакцинацию всех лиц в возрасте от 1 до 29 лет. Это связано с тем, что дети до 3 лет и молодежь подвержены большому риску. Меры реагирования не откладываются и включают в себя надлежащее ведение случаев заболевания и немедленное реагирование.
Учитывая вышеизложенное, считаем необходимым, чтобы Правительство РК срочно ответило на ряд вопросов с целью объективной оценки сложившейся ситуации и предотвращения беспокойства в обществе в будущем:
— Какова роль Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан в сложившейся ситуации, почему не были приняты профилактические меры по предотвращению распространения заболевания?;
— почему своевременно не были открыты Call-центры для консультирования населения по данному вопросу?;
— достаточно ли в стране лабораторий, проводящих диагностику данного заболевания?;
— как можно предотвратить распространение данного заболевания на основе мирового опыта, существуют ли профилактические меры?;
— почему своевременно и срочно не были подготовлены предписания для мест скопления детей и молодежи (детские сады, летние лагеря, военные казармы, общежития, развлекательные центры и т.д.)?;
— когда и как будет организована адекватная медицинская сортировка пациентов с подозрением на менингококковую и другие инфекции? Прошли ли подготовку все стационары, независимо от профиля, для оказания экстренной помощи в таких случаях («золотой час»)? Разработан ли единый алгоритм ведения категорий пациентов для инфекционных стационаров?
Причина в том, что это не первый случай, когда государственные органы, не проводя своевременную и достаточную информационную работу, выпускают ситуацию из-под контроля и вызывают общественный резонанс.
Отсутствие конкретного и оперативного мониторинга любых слухов и проактивной реакции в первые дни их распространения, задержка официальных заявлений и недостаточность других предупредительных мер не в первый раз вызывают панику в обществе. Это снижает доверие граждан к мнению государственных органов и специалистов.
Уважаемый Бакытжан Абдирович, учитывая вышеизложенное, просим Вас взять под особый контроль решение поставленных вопросов, утвердить ежегодные комплексные меры по недопущению распространения менингококкового менингита в Республике Казахстан.
Поскольку эти вопросы вызывают большой резонанс в обществе, просим предоставить ответ на данный депутатский запрос в кратчайшие сроки.
С уважением,
Б. АЙТИМОВА
С. БЕКТУРГАНОВ
М. БАКТИЯРУЛЫ
С. ЕРШОВ
Б. ЖУМАГУЛОВ
Д. НОКЕТАЕВА
Н. ТОРЕГАЛИЕВ