Писатель Дидар Амантай вчера сделал неожиданное «заявление» в социальной сети Facebook. Писатель на своей личной странице написал: «Я был одним из учредителей портала Abai.kz. Даурен Куат, не отдав мою долю, исключил меня из учредителей». Это сообщение Дидара нас сильно озадачило, и мы решили связаться с Дауреном Куатом, чтобы узнать суть дела.
– Даке, вы читали сообщение вашего друга Дидара?
– Не читал. Причина, по которой я не читал: я не хотел ввязывать друга в мелкие споры. Я подумал, что это не слова Дидара, который является мне родным братом и неизменным другом с девяностых годов. Похоже, Дидар удалил свое сообщение в социальной сети, зачем теперь копаться в этом, давайте закончим разговор.
– Конечно, разговор можно закончить. Нам важно, чтобы вы шли вперед вместе, но было бы правильно, если бы вы разъяснили вопрос об учредительстве, чтобы не оставлять людей, прочитавших сообщение вашего друга, в сомнениях.
– Расскажу. Дидар не был учредителем портала Abai.kz. Законным владельцем портала является общественный фонд «Фонд развития казахского интернет-пространства «Абай ақпарат». Владельцем этого общественного фонда являюсь я.
Айдос Сарым, который изначально вместе взялся за этот проект, также не входил в число учредителей. Хотя Айдос имел полное право быть учредителем.
Айкең сказал мне: «Дука, я занимаюсь общественной работой, участвую в различных проектах, поэтому владей фондом сам», – дал он мне совет. Это всего лишь небольшой фонд. В Казахстане есть семь таких фондов. Конечно, возможно, не все из них работают так же эффективно, как мы, но фондов немало. Теперь, что касается Дидара, я думаю, мне следует сначала показать вам этот документ. Вот, как вы видите, здесь не указано имя Д.А., то есть Дидара Амантая.
Во-первых. Во-вторых, если меняется даже один член попечительского совета, не говоря уже об учредителях, по регламенту проводится небольшое собрание, делается уведомление, составляется протокол и проводится перерегистрация в Министерстве юстиции. Также подписывается и фиксируется согласие членов общественного фонда. Несмотря на то, что это небольшой фонд, как видите, у него есть своя законность, свой порядок, своя работа, требующая беготни туда-сюда.
– Понятно. Возможно, Дидар имеет в виду изначальное единство мысли и идеи, говоря «меня исключили из учредителей»?
– Тогда почему бы ему не написать об этом четко, не мороча голову людям? Единство мысли, идеи, цели, помни, не требует доли. Человек, требующий доли, является юридическим лицом, имеющим долю в какой-либо коммерческой структуре. Если это не так, то откуда доля? Кому и зачем я должен давать долю?
Общественный фонд «Абай ақпарат» – это не холдинг, не концерн, не компания, даже не ТОО. Я не понимаю, почему люди так привязались к этому и разбрасывают свою желчь. Полагаю, что успех Abai.kz, его влияние на общественное мнение, популярность, место в СМИ, одним словом, все хорошее, что получилось, сильно раздражает завистливых людей.
Однако я не считаю Дидара завистливым, ведь люди выражают свою тоску, обиду, досаду по отношению к другим разными способами. Возможно, Дакең, со своим особым стилем письма, выразил свою обиду на меня через свое творчество (он усмехнулся).
А что касается единства мысли и цели, то кто отстранил Дидара от этого, кто его исключил?
Или я предал интересы казахов, национальные интересы и сбился с пути? Насколько нам позволяют наши возможности, мы говорим от имени народа, служим национальным идеалам. С 2009 года число национальных интеллигентов, пишущих на нашем сайте, не уменьшилось, а только увеличилось. Пусть и Дидар пишет, пусть возьмет в руки перо. Говорят, он сейчас сидит дома в ожидании работы, пусть придет ко мне, пусть будет среди нас. Кто будет против этого? Если у него есть обиды, пусть придет ко мне и скажет. Добро пожаловать.
– Говоря об обидах, кажется, ваш друг обижен на литературную среду, на общество в целом.
– На что ему обижаться? По моему мнению, Дидару не на что обижаться. Он, с юношеских лет, когда писал свои первые произведения, был любимцем старших (мне вспомнилось его эссе «Любимец Бога проза», – сказал Дакең, смеясь). Зейнолла аға, который получил рукопись от Жарас Сарсека, я имею в виду Зейноллу Сериккалиева, очень тепло отозвался о романе Дидара! После благословения и добрых пожеланий покойного Зекеңа, путь Дидара открылся.
Литературная интеллектуальная среда обратила на него внимание. Олжас Сулейменов, Герольд Бельгер, Ауезхан Кодар, Алия Бопежанова, Зира Наурызбаева… Список тех, кто восхвалял Дидара, можно продолжать. Покойный Таласбек вложил свои обширные знания и неисчерпаемое богатство в литературе и искусстве в анализ произведений Дидара. Он вознес его до небес.
Эти наши старшие братья не обращали внимания на нас, молодых, кто был рядом с Дидаром. Они не задумывались, возможно, у этих ребят тоже есть талант к письму, образование. Но я лично радовался за Дидара. Я был безмерно благодарен за уважение, оказанное Дидару. И до сих пор… Сейчас растут молодые литераторы, которые могут высказываться о творчестве Дидара.
Я радуюсь тому, что мой друг становится уважаемым для молодого поколения. Желаю ему удачи, чтобы сила его пера не ослабевала.
Пусть пишет значительные произведения. Пусть его слава распространится далеко. В целом, Дидар – человек, которому везет и в работе. Он зарабатывал на жизнь на республиканских телеканалах, руководил газетами, был главным редактором АО «Казахфильм», занимал должности в Правительстве, если не ошибаюсь, в аппарате Президента. Возглавлял телеканал в Семипалатинске. У него есть дом, слава Богу, хорошая жена, дети.
На кого и почему он обижается?
Слава Богу, он рано приспособился к жизни и не испытал больших трудностей. Например, Дидар раньше всех обзавелся жильем. Он также был писателем, чьи книги были изданы раньше всех. Дидар первым получил государственные, общественные премии и награды. Он также является писателем в современной казахской литературе, чьи произведения были переведены на иностранные языки больше всего.
Пусть его произведения переводятся, пусть он получает награды и премии. Я желаю ему этого. По моему мнению, наш друг должен быть благодарен за все это и доволен. Он должен так поступать и подняться на новый уровень, достичь высот мудрости, встать на путь праведного старшего. Дидар Амантай, которого восхваляли старшие, теперь сам стал старшим для народа. Теперь он должен показать молодому поколению ту заботу, которую он видел от Таласбеков. Я так думаю. Возможно, он думает иначе.
Может быть, моему другу не хватает уважения, наград?.. Возможно, не хватает литературных критиков, которые анализировали бы его произведения с новой стороны?.. Откуда мне знать.
Что я знаю: покойный Амрхан не увидел ничего из того, что видел Дидар. Несмотря на энциклопедические знания и огромный талант, Амрхан Балкыбек жил простой жизнью. У него был скромный быт. Были и моменты, когда он чувствовал себя обделенным в некоторых кругах. Не говоря уже о почестях, этот великий человек так и не услышал ни одного правильного слова о своем гражданском облике и произведениях. Вот кого я вспоминаю. Очень скучаю. Все мои друзья – золото, у каждого из них есть свой облик, свое место в моем сердце. Один из них, особенный – Амрхан.
Я написал свою повесть «Книга Шахмаран» Амрхану в дни, когда мы шли бок о бок. В моей повести «Хызыр Авлие и Мусагалайхиссалам» параллельным персонажем Хызыру Ильясу стал образ Амрхана. Теперь у меня на уме образ романа. В этом романе герой Амрхан должен поставить точку в романе, который он не успел написать. Я удвоил свою подготовку к роману и сейчас нахожусь в поиске.
– Даке, скажите в двух словах ваше итоговое мнение о друге, о дружбе?
– Дружба, товарищество – это тоже испытание для человека. Есть те, кто может выдержать дружбу, а есть те, кто не может. Я считаю дружбу большой ответственностью, ответственностью, которая напрямую влияет на судьбу человека. Умение прощать, молча принимать недостатки друга, а затем мягко донести их до него – это характер, требуемый от друга.
Друг, который понимает твою такую честность, чистоту души – это друг, а тот, кто не понимает – просто кто-то. Не только ты, но и твой друг должен уметь прощать тебя и дорожить тобой. Если уважение не равноценно с обеих сторон, это не дружба.
В дружбе царит равенство, а не лидерство или высокомерие. Если есть, то это не дружба, а хозяин и слуга. Я так понимаю дружбу, так ее принимаю.
Среди моих друзей, с кем я больше всего общаюсь, делюсь секретами и печалями, – это Сакен Сыбанбай. А разве мы с Сакеном не ссорились? Ойбай, отец, сколько мы ссорились.
Когда ағай (мы называем друг друга «ағай») иногда бунтует, я не могу быть рядом с ним. Потом однажды он сам звонит и спрашивает: «Ағай, где вы?». Мы снова миримся, как будто ничего не произошло. Таких друзей, как мы, среди казахских парней немало, слава Богу!
– Что вы скажете о Асылбеке Ыксане, Амангельды Кеншилик, о которых писал наш старший друг Дидар?
– Что написал Дидар?
– Вы постоянно враждуете с ними… Дидар Амантай добавил такой комментарий к своему сообщению. Посмотрите: «Так было и с Асылбеком Ыксаном, и с Амангельды Кеншилик-улы. Он бросал грязь и на Ерлана Толеутая».
– Если я засыпал их грязью и они почернели от нее, пусть скажут сами эти парни, а не Дидар Амантай.
Насколько я знаю, Асекең – прекрасный прозаик, зрелый человек, старший друг. Мы искренне желаем друг другу добра. Мы общаемся каждую неделю, если не каждый день, то через день.
Я никогда не бросал грязь на моего брата Ерлана, который является таким искренним, я даже не жаловался ему. Грех – стоять на пути такого благородного человека, который не занимается пустяками, а полностью посвящен искусству! А Амангельды – профессиональный критик, знаток литературы. Если бы Амангельды и я были врагами, мы бы далеко зашли. Да, наши взгляды и мнения в мире литературы могут различаться, но это не вражда. Я знаю, что Абекең внимательно относится к моим произведениям. Он дает мне советы. Я с уважением отношусь к дружбе с этими людьми.
– «В комментариях нет ни одной благородной мысли, потому что они анонимны, нет ответственности, поэтому пишутся дерзкие, грубые, невежественные слова…» – говорит ваш друг.
– Там, где анонимность, нет благородной мысли. Но мы дали свободу комментариям, чтобы стимулировать мысль читателя, призвать читательскую аудиторию к гражданской активности. Эти комментарии были нужны, чтобы ставить на место зарвавшихся у власти. Это открытый формат обратной связи с читателем. Я не изобретал этого. Поэтому я не могу нести ответственность за разнообразие мнений. Если бы я публиковал критические статьи с указанием автора, касающиеся Дидара или упомянутых выше граждан, то это другой разговор. Вспоминается.
Однажды Аманхан Алим аға прислал на электронную почту портала Abai.kz статью с критикой стихов Акберена Елгезека. Критика была очень резкой. Я не хотел публиковать статью аға на сайте, чтобы не ранить моего младшего брата-поэта.
Тогда Омиржан сказал: «Даке, человек, работающий со словом, должен уметь выдерживать слово. Если Аманхан аға критикует творчество Акберена, это тоже признание поэта поэтом на определенном уровне. Давайте опубликуем, Акберен не пострадает от этого». Я согласился. Критическая статья Аманхан аға была опубликована.
Читатели писали разные мнения по поводу статьи. Подавляющее большинство мнений было односторонним. Была высказана критика в адрес поэзии Акберена. Но Акберен не обиделся. Он взял то, что ему было нужно, а ненужное оставил. Он не стал врагом мне или Омиржану. Они с Омиржаном обнимаются, шутят и сегодня ходят вместе. Я хорошо знаю Омиша, мы вместе работали на Abai.kz много лет, он прошел через все трудности этого сайта, перенес все его тяготы, дорогой мой! Именно Омиржан внес неоценимый вклад в то, чтобы сайт стал сайтом. Он никогда не предавал своего друга Акоша.
Омиржан сейчас работает в газете «Жас Алаш». Но при уходе он не просил у меня доли (смеялся). Наши предки говорили: «Уходящий друг спрашивает о задней луке седла героя». Спрашивать о задней луке седла героя – плохая примета, черт возьми. Это означает быть без добычи, упасть с задней части лошади. Я думаю, мой друг Дидар не пожелал бы мне такого зла.
– Что еще вы хотите добавить к нашему интервью?
– Все, Токаш! Ты заставил меня много говорить, копаясь в деталях.
Интервью вел Токтарәлі Танжарык
dalanews.kz