До 1928 года Каркаралинский уезд входил в Семипалатинскую губернию. В том же году был образован Карагандинский область, и Баянаул вошел в состав области как отдельный район. В 1938 году, когда была образована Павлодарская область, Баянаул перешел в состав Павлодара. По случаю 90-летия образования Баянаульского района краевед Алтынбек Курманов и главный специалист отдела культуры и развития языков района Бауыржан Адамбеков посетили старинные дома в Баянауле, имеющие историческое значение.
Сегодня исторические дома Баянаула, построенные без единого гвоздя из местной сосны, обновляются с использованием современного оборудования. В рамках программы Главы государства «Рухани жаңғыру» установка мемориальных досок на этих исторических домах с целью ознакомления и популяризации среди молодого поколения зданий, имеющих историческое и культурное значение, является актуальной проблемой сегодняшнего дня.
В Баянауле немало старинных домов, где ступала нога наших великих личностей. Наш проводник Алтынбек Жуматулы останавливался у каждого дома и рассказывал глубокие истории.
«Улица Сатпаева, дом 18»
В доме № 18 по нынешней улице Сатпаева (на фото) жил Солтан Абильгазыулы, который в конце XIX – первой половине XX века работал приказчиком в первом торговом доме Баянаула. Вместе с ним продавцом работал Касен, брат нашего ата Мәшһүр Жүсіпа. Когда наш ата Мәшһүр Жүсіп приезжал в Баянаул в те времена, он останавливался в этом доме. Также в этот дом специально приходили и собирались известные ремесленники, мастера Баянаула того времени, такие как мастер Сагынай, мастер Субек. «Эти истории мне рассказали старожилы Имангали Маненович и брат хозяина дома, аксакал Кудайберген Абильгазыулы», – говорит Алтынбек ага.
«Улица Ә. Марғұлана, дом 35»
Дом № 35 по улице Алькея Маргулана – это дом Лекер хаджи Курымбайулы. Говорят, что у Лекер хаджи было множество лошадей и несметное богатство. Он пользовался уважением как у русских, так и у казахов. Однако, будучи богатым, он не заносился и не возносился. Наоборот, он помогал сиротам и вдовам в округе, проявлял заботу. Лекер Курымбайулы дважды совершал великое паломничество мусульманина – хадж. Впервые он совершил хадж в 1901-1902 годах. Тем не менее, возник спор среди народа, и хаджи решил совершить хадж во второй раз. Перед отъездом в 1909 году он начал строить деревянный дом в центре Баянаула. В то время строительство дома для казахов было большим делом. Это было время, когда царская Россия колонизировала плодородные земли казахской степи. Это еще одно свидетельство высокого авторитета и трудолюбия хаджи среди народа.
В 1909 году, когда хаджи отправился во второй раз в великое путешествие, строительство дома началось, а в 1911 году было завершено. В этот дом наш ата Лекер принял Мәшһүр Жүсіпа Копейулы, чтобы поздравить его с благополучным возвращением из путешествия и с новосельем, и пробыл в гостях три дня. В этом доме с 1999 года живет Алтынбек Курманов. Он купил дом у прямой потомки хаджи, Бақыт апа Хабиболлакызы Лекеровой. Эту историю краевед Алтынбек Курманов услышал от аксакала Имангали Маненович.
«Улица С. Торайгырова, дом 25»
Деревянный дом № 25 по улице С. Торайгырова в начале XX века принадлежал леснику Бутакову. Великий ученый Мәшһүр Жүсіп Копейулы через Бутакова получал дефицитные в то время в стране товары, такие как бумага, чернила, перья, из внутренней России. Приезжая в Баянаул, он посещал деревянную баню Бутакова, пил чай из самовара у его жены и вел беседы, будучи гостем. От этой бани остались только следы.
У Бутакова было три дочери, сыновей не было. За дастарханом Бутаков и его жена попросили у святого ата благословения и попросили сына. Довольный их искренностью, Мәшһүр Жүсіп сказал: «О, Всевышний Аллах! Даруй этому твоему рабу сына, даже если он будет гостем!», – и благословил. Как и было сказано, у них родился сын, похожий на торсык. Он носил амулет на шее. На вопрос, кто он, отвечал: «Я сын Мәшһүра». Действительно, этот ребенок был гостем, но пропал без вести на Великой Отечественной войне. Эту историю краевед Алтынбек Курманов услышал от аксакала Имангали Маненович.
«Улица Бектурова, дом 26»
История дома № 26 по улице Бектурова сама по себе является большой поучительной историей. В этом доме жил великий ученый Мәшһүр Жүсіп Копейулы и учился в мечети-медресе Баянаула. Ученый писал в своих записях: «Тогда мне было 5 лет. Отец Копей посадил меня на лошадь и привез в дом хазрата Наджимидена: «Хазрет, этот ребенок – твой, а я забираю его кости», – оставил меня», – писал он в своем жизнеописании из 116 строк, добавляя стихи. Краевед Алтынбек Курманов рассказывает об этом доме: «Да, это событие произошло в 1836-64 годах. Это свидетель первых шагов великого ученого, постигшего грамоту, знатока прошлого и настоящего всего казахского народа, шежире трех жузов, мудреца». Нынешняя улица Бектурова, где стоит этот дом, в то время называлась улицей Байжана хазрата. На улице Байжана хазрата жили хазрет Наджимиден, Зиядден хазрет из этих родов, а нынешние известные в Баянауле Серикжан, Каримжан, Салимжан Зияденовы – потомки этого рода. Эти сведения Алтынбек Жуматулы услышал от внуков Мәшһүр Жүсіпа – Имангали Маненович, Бакира Казыханулы, Торелебая Шарапиденовича.
«Улица К. Сатпаева, дом 2»
В доме № 2 по улице Сатпаева в 1920-х годах, когда была образована Казахская автономия, жил народный судья Баянаульского участка № 10 Каныш Имантайулы Сатпаев. В этом доме также 25 августа 1925 года родился народный писатель Казахстана Калмукан Исабаев. Этот факт краевед Алтынбек Курманов услышал от самого писателя во время его визита в Баянаул в 1996 году. В этом доме, где оставили свой след великие люди, сейчас живет учитель средней школы № 2 Баянаула М.М. Баек. Рядом с домом установлена мемориальная доска в честь Татьяны Леонтьевны Комаровой-Бельдениновой, первой женщины-коммунистки из Баянаула. «Было бы замечательно, если бы рядом с этим, хоть и горьким, но историческим памятником стояла доска с именами любимых сыновей народа, один из которых жил в этом доме, а другой родился здесь – Каныша Сатпаева и Калмукана Исабаева!» – говорит краевед.
Один из первых деревянных домов в Баянауле – этот дом был построен мастером Карабеком для Леонтия Бельденинова, который в то время работал фельдшером в местной больнице, чтобы быть ближе к работе. После смерти Леонтия Бельденинова остались его жена и две дочери. Поскольку дом был очень большим, он был сдан в аренду Канышу Сатпаеву, который лечился и работал в Баянауле. В семье арендатора Исабая карта родился Калмукан. «Когда сестра Татьяны Комаровой, Капиталина Леонтьевна, болела и умирала в Черкашах, великий писатель Калмукан Исабаев дважды приходил навестить мою бабушку. Он говорил своим друзьям, пришедшим с ним: «Вот, я родился в этом доме». А в последний раз, выйдя на порог, он, казалось, с грустью огляделся вокруг. Через 3-4 года после того визита он сам скончался», – говорит хозяйка дома. В то время, когда родился писатель, домом владел Александр Васильевич Черкашин. В 1971 году по предложению академика Сатпаева он написал книгу о полевом геологоге Косыме Пишенбаеве. К сожалению, рукопись, не увидевшая свет, хранится у М. Баека.
«Улица Жарылгапберды, дом 8»
В доме № 8 по улице Жарылгапберды жил русский мужик Серебренников, друг семьи Оспана, брата Жусупбека Аймаутова, а также секретарь Кызылтауской волости. Жусупбек Аймаутов в своих воспоминаниях полностью пишет, что в 1907 году, когда он учился в русско-казахской двухклассной школе в Баянауле, он жил в доме Серебренникова. Об этом академик Серик Кирабаев пишет: «В 1907 году Жусупбек оставил муллу, поехал в Баянаул и поступил в русскую школу. «Переводчик Оспана (брата Аймаутова. – С.К.) по имени Серебрянников хорошо ко мне относился. Я жил в его доме в Баяне. Проучившись в Баяне одну зиму и окончив два класса, на следующий год я подал документы на экзамен в казенную сельскохозяйственную школу в Кереку (Павлодар)», – говорит он. В биографическом предисловии к пятитомному собранию сочинений Жусупбека Аймаутова, изданному в 2002 году, академик приводит эти сведения из номера газеты «Казахская литература» от 23 декабря 1988 года.
Краевед Алтынбек Курманов сказал, что сведения об этом доме, где жил великий писатель Жусупбек, он также услышал от аксакала Имангали.
Среди священных мест, где оставили свой след великие личности, – первый школьный дом в Баянауле. Здание построено в 1895 году. Изначально это была приходская школа церкви. В этой школе учились такие личности, как Жусупбек Аймаутов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан, Ермухан Бекмаханов, Калмукан Исабаев и другие, заложившие основы казахской науки, литературы и культуры.
Кроме того, здание, имеющее особое значение для жителей Баянаула, – это нынешнее здание Баянаульского сельского акимата. До установления Советской власти это был дом атамана станицы Алексея Зонова. Новая власть конфисковала его и передала народному суду после образования Казахской автономии в 1920 году. В те годы здесь работал академик Каныш Сатпаев.
В Баянауле также сохранилось только место дома мастера Субека, друга Кажымукана, а на месте дома мастера Сагыная находится здание «Казпочты». А на месте нынешнего «Народного банка» находился дом учителя великого ученого Мәшһүр Жүсіпа Копейулы, Камараддина хазрата Бижомартұлы. В свое время в этом доме учился выдающийся деятель Алаша, поэт Султанмахмут, у сына хазрата, Абдрахмана магзума, в Баянаульском медресе. В этом доме прошло детство Султанмахмута Торайгырова, который за шесть месяцев выучил наизусть 15 из 30 параграфов Корана и получил прозвище «Половинный кари». В дом этого Камараддина хазрата также заезжали старший султан Баянаульского округа Муса Шорманов и другие уважаемые люди.
Не зря казахский народ говорит: «Кто помнит прошлое – признак развитости». Для жителей района дома, где оставили свой след великие сыны нации, всегда священны. Баянаул, активно развивающийся как туристический регион, восхищает не только своей первозданной природой, но и глубокой историей. Приехав в Баянаул, вы, уважаемый читатель, обязательно посетите эти здания – свидетелей прошлого!
Еламан КАБДИЛАШИМ,
село Баянаул