Рамазан – великий дар Всевышнего мусульманскому народу.
Рамазан – самый благословенный из месяцев, самое священное и благодатное время.
Рамазан – благословенный месяц, когда началось ниспослание на землю великого повеления – «Корана», который отличает добро от зла и указывает прямой путь.
Рамазан – время, когда раб с искренним раскаянием обращается к своему Великому Творцу.
Рамазан – месяц, когда милость и щедрость Всевышнего особенно обильно изливаются.
Рамазан – драгоценное время, чтобы максимально избавиться от человеческих пороков, духовно совершенствоваться и временно воздерживаться от еды и питья, уподобляясь «ангелам».
Рамазан – это специально установленная Богом священная программа для очищения и совершенствования духа и сердца, которые за одиннадцать месяцев успели покрыться пылью и ржавчиной.
Рамазан – месяц, чтобы дать отпор бушующей страсти и обуздать ее.
Рамазан – грозный месяц, когда злой шайтан, лишенный возможности совращать постящегося человека, отступает. Слова Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха): «Когда наступает месяц Рамазан, врата Рая открываются, врата Ада закрываются, а шайтаны заковываются в цепи» означают, что в этот месяц шайтаны, не достигая желаемого, теряют силу.
Рамазан – это великое поле битвы, где раб прилагает все усилия и направляет всю свою энергию, чтобы приблизиться к Всевышнему.
Рамазан – самый благословенный месяц, в котором есть священная ночь Кадыр, равная награде восьмидесяти трех лет.
Рамазан – благословенный месяц, когда награда за добрые дела и праведные поступки, совершенные в обычное время, умножается. Поэтому в этот месяц все обладатели благ соревнуются в совершении добра.
В этот месяц Коран перечитывается от начала до конца, и его священный голос звучит повсюду в прекрасных мелодиях. Ангелы соревнуются в записи добрых дел раба, и даже при записи награды за пост перо останавливается, ограничиваясь лишь описанием «постился», а размер награды передается на хранение Всемогущему Творцу. В священном хадисе Аллах Тагала сказал: «Постящийся человек воздерживается от еды и питья только ради Меня. Пост – это искреннее поклонение между Мной и Моим рабом. Только Я измеряю и даю награду за него. Запах изо рта постящегося раба для Меня лучше аромата мускуса».
Умма мусульман с нетерпением ждет и встречает этот месяц. Они провожают его с грустью, думая: «Доживу ли я до следующего года, чтобы снова встретиться с этим священным месяцем?». Поэтому в устах Посланника Аллаха всегда звучала эта молитва: «О, Великий Всемогущий! Доведи нас до священного месяца Рамазан!».
Да, в Рамазан рабы Всевышнего массово держат пост. Пост – это не только воздержание от еды и питья, но и отказ от всего, что не угодно Великому Творцу, и очищение от всех дурных мыслей. Поэтому в этот месяц мусульманин не допускает даже временного укоренения злых мыслей в глубине сердца, сражаясь со своей страстью, подобно грому и молнии. Он сковывает все негативные привычки и действия своего тела. В этот месяц его глаза открыты только истине, а уши слушают только добрые наставления. Его язык запутывается в пустых словах и высвобождается для драгоценных добрых слов. Его руки держат только дозволенное, а ноги ищут награду и спешат к добру. В памяти таких людей всегда звучат веские предостережения Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Кто не оставит ложь и не воздержится от дурных поступков, тому Аллах Тагала не нуждается в его посте».
Ораза – большая школа терпения для мусульманина. Поэтому, даже видя недостойные поступки невежественных людей и слыша их раздражающие слова, рабы Всевышнего останавливают свою готовую взорваться страсть одним лишь словом «Я пощусь» и призывают к терпению. Сами эти невежды, получив такой неожиданный удар, глубоко задумываются и раскаиваются.
Те, кто смог вытерпеть трудности голода и жажды в течение дня, даже в палящий летний зной, проявляют терпение перед лицом жизненных трудностей.
Раб, привыкший в другие месяцы бесцельно есть и пить по своему желанию, теперь ждет приказа своего Великого Господа – «азана», чтобы сделать глоток воды или кусочек еды. Таким образом, он напоминает своему горделивому эго, которое считало себя хозяином в течение одиннадцати месяцев, что истинным Владельцем всех благ и пропитания является Аллах Тагала.
Он отказывается от дозволенной пищи, приготовленной с трудом, которая так красива и аппетитна, в честь одного лишь приказа своего Великого Господа: «Постись!». Раб, способный на это, не только не протянет руку к имуществу, деньгам, пище и ценностям других, но и не допустит таких мыслей в свое сердце ни на мгновение.
Человек, голодающий от рассвета до заката, осознает свою слабость и беспомощность и всем сердцем чувствует безграничную мощь Творца. Во второй половине дня, хотя его живот и бунтует, следуя привычке, он успокаивается благодаря голосу веры внутри: «Нельзя». Сначала бушующая страсть постепенно утихает в течение тридцати дней поста. Теперь он будет вести свою страсть, а не страсть будет вести его.
Вечером, когда губы пересыхают и человек сильно голоден, он понимает положение сирот и бедняков, которые иногда голодают, а иногда едят вдоволь, и всем своим существом ощущает голод и нужду. Таким образом, его очерствевшее сердце смягчается, и пробуждается его сострадание к ним. С этого момента он считает своим незабываемым долгом помогать сиротам и поддерживать бедных.
С заходом солнца, с чтением азана, в его душе словно начинается чудесный праздник. Когда он произносит свое желание и пьет воду перед собой, он испытывает такое удивительное состояние, как будто пьет ее впервые. Он чувствует движение воды по всему телу, даже до кончиков пальцев. А его повседневная еда кажется ему самой вкусной пищей в мире. В этот момент он осознает ценность своей обычной обильной пищи, вкус которой исчез изо рта, а запах – из носа, и ощущает ее истинный вкус и чудесный аромат. Таким образом, он благодарит и выражает признательность своему Великому Господу, который сотворил их прекрасными, говоря: «Пусть Мой раб ест и пьет».
В этот месяц мусульмане приглашают друг друга в гости, наслаждаясь угощением и получая награду. За дастарханом ведутся назидательные беседы и звучат волшебные проповеди. Рамазан становится обильным дастарханом и превращается в тридцатидневный божественный праздник.
После ифтара наступает время намаза «тарауих». Мечеть наполняется теми, кто склоняет лоб в земном поклоне, и ангелами, спустившимися с небес. Таким образом, это место становится единственным духовным центром, на который с завистью смотрят ангельские миры. Читаемые в особом макаме суры Корана, а также истигфар (просьба о прощении) и зикры, совершенные с искренним усердием, очищают пятна с сердец и проникают в глубины души, оставляя чудесное воздействие на душу.
Тридцать дней проходят как тридцать часов. Мусульманин, пробудившись от сладкого сна, прощается с этим месяцем с грустью, думая: «Эх, если бы вся моя жизнь была постом». Завершая Рамазан, наступает священный праздник Ураза-байрам. Праздник Байрам дарит утешение и радость мусульманам после их унылого настроения после поста. Невозможно полностью описать и изобразить Айт-намаз, прочитанный собравшейся на улице толпой, не вместившейся в мечети, радость на их лицах, искреннее взаимное прощение друг другу ошибок, совершенных в течение года, и пожелания друг другу добра.
Кайрат Жолдыбайулы