Общие представления о химии берут начало с очень давних времен. В Месопотамии, Китае, Греции, а позже в Арабском халифате, где она достигла своего расцвета и больших успехов, она ценилась как особое искусство. Написание этого труда потребовало от меня долгих размышлений. Потому что о поразительной науке алхимии, берущей начало с древних времен, пишут тысячи исследователей. Известно, что чем ценнее исследуемое вещество, тем больше к нему проявляют интерес. Алхимия началась с поиска бессмертного чудесного вещества или волшебного «философского камня». Именно этот интерес сегодня стал основой удивительной науки химии.
Моя цель — не рассказывать историю алхимии, потому что книг об алхимии предостаточно. Я хочу проанализировать выдающееся произведение известного ученого-энциклопедиста средневековья Абу Насра Аль-Фараби, который намного опередил своих современников своим передовым мышлением, под названием «О необходимости искусства алхимии» и объяснить, насколько оно важно. Этот труд не был полностью проанализирован и не занял достойного места в области химической науки. Поэтому он остался неизвестным широкой публике.
Алхимики того времени использовали алхимию для получения золота путем смешивания одного металла с другим. Ученые того времени не публиковали свои эксперименты, как сейчас, а наоборот, хранили их в строжайшей тайне. Каждый ученый, думая о своей выгоде, проводил исследования в своей лаборатории день и ночь. Особенно это искусство широко распространилось в Арабском халифате и достигло больших успехов. Алхимия даже входила в число 4 тайных наук. Химия, ставшая кровеносной системой науки сегодня, является плодом алхимии тех времен.
В один из тех лет Фараби жил в столице халифата, городе Багдаде. Жители города особо почитали Фараби, называя его «Ученым ученых», «Вождем мудрецов». Однажды ученые города с передовыми взглядами, обеспокоенные торговцы пришли к Фараби с просьбой определить правильность или неправильность этого искусства. Он пообещал им написать книгу, чтобы все народы знали и понимали это искусство, и проводил их.
С этого момента он начал серьезно заниматься исследованием этого искусства. Неожиданный вопрос, конечно, показал, что проблема становится важной. Теперь Фараби не только читал книги и размышлял, но и проводил эксперименты, которые проводили алхимики, и сам переживал трудности, которые они испытывали.
Он занимался исследованием свойств железа утром и вечером. Потому что алхимики постоянно говорили об особых свойствах этого металла. Основа мира — в его прочности. А такие свойства можно было увидеть в железе. Даже если не говорить об этом, тот факт, что 57-я сура Священного Корана называется «Железо», намекает на то, что это не случайно.
Фараби начал свой труд следующими словами:
«В этой книге я поставил себе цель отметить необходимость этого искусства, показать, каким путем оно доказывается, и ошибки, допущенные исследователями этого искусства», — разделив заблуждающихся в этом искусстве на две группы. «Первые отрицают и искажают искусство» — к этой группе относятся простые люди, торговцы и некоторые отсталые ученые. «Вторые признают, но злоупотребляют его возможностями» — к этой группе относятся алхимики, стремящиеся получить выгоду от науки.
Он сказал: «Чтобы объяснить это искусство, они иногда используют поэтические слова, говоря правду, а иногда ложь. Те, кто не понимает их слов, думают: поскольку их мысли об этом искусстве неясны, невозможно получить никаких знаний об этом искусстве. Ученые в своих книгах ничего не говорят о действии этого искусства. Они не хотели, чтобы оно читалось и распространялось среди народа. Поэтому мысли исследователей этого искусства направлены на замешательство, путаницу и переход от одной точки зрения к другой» — объясняя, что люди поддаются ложным словам из-за отсутствия какой-либо заслуживающей внимания книги об этой науке до него.
Действительно, даже не говоря о книгах по этому искусству, рукописей о химическом составе различных веществ, считающихся главным инструментом в науке, практически не было. Они надеялись на случайную удачу, связывали вещества друг с другом и записывали то, что наблюдали в своем опыте. Но обмена опытом у них не было. Знания, которые они имели, они держали в секрете друг от друга.
Ученый в своем труде «Ответы на вопросы философов» на вопрос «Что такое элемент?» дал точную характеристику элемента уже в ту эпоху: «Источники сложных веществ образуются из таких элементов, как огонь, воздух, вода, земля. Они являются простыми составными частями сложных веществ».
Анализируя это искусство, Фараби к концу доказывает правильность своей теории, написанной на основе практических экспериментов, проведенных в его лаборатории. Он сказал: Золото, серебро и все другие металлы, которые не горят в огне, но плавятся, имеют одно происхождение. Поэтому их различие не в форме, а в их сущностных и случайных акциденциях (свойствах). То есть, по словам ученого, металлы, которые не горят в огне, но плавятся, имеют одно происхождение, но отличаются друг от друга своими свойствами. Это можно назвать уникальным нововведением Фараби в алхимию. Этот принцип был повторен известными учеными, такими как Роберт Бойл, Дальтон, Н. Бекетов, М. В. Ломоносов, только через семь веков после Фараби, и они были поражены знаниями нашего предка.
К сожалению, в настоящее время в истории казахской науки, особенно в отечественных учебниках химии, огромный труд нашего предка Фараби, который дал правильное направление заблуждающимся и совершил переворот в истории химической науки, еще не занял своего места. К сожалению, если сегодня спросить школьников о химии, они сразу же начнут рассказывать о Д. И. Менделеееве. Таким образом, труд нашего великого предка постоянно остается в тени. Только на одной из последних страниц учебника химии для 8 класса упоминается о существовании труда Аль-Фараби под названием «О необходимости искусства химии». Я считаю, что это, конечно, вызов для нынешнего поколения.
Было бы не лишним опубликовать этот замечательный труд Аль-Фараби в школьных учебниках, а также на первых страницах учебников химии для вузов. Потому что, хотя это и называется книгой, объем этого труда невелик и написан компактно. То, что один труд великого гения, признанного всем миром, остается незамеченным на его родине, является позором для всего казахского народа.
РЫСБЕК РАМАЗАНУЛЫ
писатель, член «СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ НАРОДОВ МИРА»