Граждане Баянаула проехали около 300 километров верхом в течение недели, посвященной годовщине запуска национальной программы «Рухани жаңғыру» и 90-летию Баянаульского и Ерейментауского районов. Конный поход «Баянаул-Ерейментау: Священная земля предков», начавшийся 4 мая из села Баянаул, завершился 9 мая, в День Победы, в селе Бозтал Ерейментауского района. Граждане, продолжившие путь предков, приняли участие в открытии памятника героям Великой Отечественной войны на берегу реки Уленты в селе, расположенном на берегу реки Уленты.
Конный поход, организованный во второй раз в этом году, ставил целью популяризацию национальных конных видов спорта и воспитание молодежи, стремящейся к свободе. На этот раз поход отличался возрождением путей кочевий предков, связывавших два соседних региона. Народ Суйундик, населявший Арка, перекочевал на летние пастбища в пять рядов. Самый дальний народ Каржас простирался до Ботакары, Аулы, Нияза, а один край до Астаны. По второму пути народ Айдабол, пройдя через Осакаровку, пересек Уленты и Шидерты. Третий путь – путь народа Акбура-Тулпар. Четвертый – путь кочевий Куликов. Пятый – путь народа Козган, а за Экибастузом – путь кочевий народа Канджигалы. Депутат областного маслихата Орал Сартаев и депутат районного маслихата Алдамжар Алтынбек, возродившие эти пути кочевий и прославившие традиции предков, на этот раз взяли с собой только молодежь. Мы присоединились к молодому предпринимателю, главе крестьянского хозяйства «Абылай» Абылаю Жунусову, молодому коневоду Саяту Сарбасову, гражданину села Жанатилек, специалисту-теологу Али Адамбеку и владельцам этих путей. Мы считаем, что преобладание молодежи в составе экспедиции является второй особенностью похода. Поход поддержали акимат Баянаульского района и Баянаульский районный филиал партии «Нур Отан». Жупар Абдикаримов и Ержан Байкенов обеспечивали нас транспортом и сопровождали в течение недели.
В первый день похода мы остановились в селе Жанатилек, в доме нашего члена экспедиции Алдамжара ага. В этом селе мы слушали рассказы и сказания старейшины Имаша. Рассказчик описал коня Тарлан из эпоса «Ер Таргын» и выразительно прочитал песню Мади. Старейшина сказал, что стихи и мелодия песни должны соответствовать друг другу, иначе невозможно передать атмосферу настроения. Нам вспомнились слова поэта Султанмахмута: «Без музыки казахская песня остается вдовой».
На второй день мы посетили мавзолей Шамен ата, «Кыз зираты», где в древности конская шерсть смешивалась с кобыльим молоком и замешивалось тесто, могилу Алтынбек ата, мавзолей Нияз кожа, и остановились у кладбища Курманбай абыз, внесенного в список священных мест Баянаульского района. Здесь нас встретили потомки абыза Аллаберген Каратаев и Сембай Адамбеков. Потомки построили дом для посетителей могилы предка и подготовили его для паломничества. На собрании, где читали молитвы и угощали едой, старейшины села Даулет Сулейменов и аким села Куаныш Шалбаев поделились с путешественниками старыми историями. Ученица школы потомка абыза Бакыт Хайдарова Тотия Каукен посвятила несколько душевных строк.
Курманбай абыз Байконакулы родился в 1821 году и умер в 1891 году. Он учился в медресе «Кокилташ» в городе Кызылжар, Ташкенте, и в городе Шам в Сирии, где освоил науку хасиды (учение о джиннах и шайтанах). Вернувшись на родину, он 11 лет служил хранителем в пещере Коныр аулие. Говорят, он обладал даром разделять чистую воду.
Мурза Муса признал святость Курманбай абыза и поселил его на зимовье Тайжеген. Это место граничит с зимовьем Сатбая Айрык. Именно Курманбай абыз был близким другом Имантая аксакала, который дал имя будущему академику. По этому историческому случаю сельский старейшина Мухамет-Кайыр Шарипов рассказал нам следующую историю:
У Имантая аксакала не было детей. Он часто думал: «Неужели я умру без потомства?». В таких раздумьях он однажды отправился на прогулку верхом. Он проехал далеко, стемнело. Он подвязал коня и отдохнул. В какой-то момент он уснул. Ему приснился сон. Пожилой человек поприветствовал его и сказал: «Эй, бедняга, почему ты так печален? Посмотри в свою грудь». Он посмотрел в свою грудь и увидел, что в ней копошатся щенки лисы, волка и тигра. Он испугался сна и проснулся, когда уже рассвело. Старик-всадник и щенки в его груди исчезли. В отчаянии он приехал в Тайжеген к Курманбай абызу и попросил истолковать свой сон. Абыз сказал, что нужно обновить постель, и обрадовал его вестью о рождении троих детей. Но он добавил: «Я сам дам им имена». Как сказал абыз, Имантай аксакал родил одну дочь и двух сыновей. Имантай аксакал сам рассказывал эту историю сельским старейшинам.
Немного отдохнув, мы направились в село Кундыкёль. В селе, где царили единство и согласие, выступили школьные артисты. После концерта, отличавшегося красотой и великолепием, свои навыки продемонстрировали молодые борцы, выступающие на областных чемпионатах по казахской борьбе, такие как Ринат Тимаш, Акбота Жумаш, Айбота Али. Воспитанники Бауыржана Кулжана, Кудайбергена Сергазина и Даулета Мажита, прозванного «первым батыром Баянаула», уже добились определенных успехов. Оралхан Сапаров и Балгабай Баян, увлекающиеся игрой в асыки, поразили гостей своей меткостью. Игра школьников «Айголек» также прошла интересно. В конце встречи Орал Рахмашулы и Алдамжар Карибайулы поблагодарили и подарили книги сельской библиотеке. Аким села Самат Ибраев выразил свои пожелания, а старейшина Телкен Акпаев благословил нас.
После содержательной встречи мы остановились в селе Кокдембак. Мы остановились на черной земле Кайра Рамазанова, который занимается сельским хозяйством и возрождает традиционные ремесла. Мы выслушали рассказы старейшины Солтан Байдильди о будущем страны и молодежи. Так завершился второй день нашего похода.
На следующий день мы помолились у могил Укибай би Найзабекулы и Кеншинбай би Оразбайулы и через село Жанажол направились к мавзолею Машхур Жусупа Копеева. Заехав в село Жанажол, мы почтили память усопших в мечети Машхур Жусупа.
На третий день нашего похода мы остановились у мавзолея Машхур Жусупа в Ескельды, который считается священным местом для всей казахской степи. У мавзолея наши руководители принесли в жертву барана и устроили угощение. На угощение специально прибыли первый заместитель председателя Баянаульского районного филиала партии «Нур Отан» Рауан Жантелиев и правнук Машхур абыза Жастилек Суюндикулы Копеев. В месте проживания Машхур Жусупа, собирателя лучших образцов устного народного творчества, историка, этнографа, поэта, были прочитаны стихи. Отец и сын Жумкен и Тилек Сейитовы из Жанажола и Женисбек Пазил из Баянаула специально приехали и устроили словесный пир. Поэты, нагруженные стихами, создали образец традиционного айтыса Кулманбета, вдохновили путешественников и подготовили их к долгому пути завтра.
На четвертый день нашего похода мы покинули территорию Баянаульского района и ступили на территорию города Экибастуз. Наш маршрут – село Алкея Маргулана. В селе имени академика мы встретились с народом. Около половины жителей села, ранее называвшегося Степной, были представителями других национальностей. Тем не менее, было много казахских граждан, которые увеличивали поголовье скота и развивали свое хозяйство. Сельский аким Мурат Какожанов, сохранивший казахские обычаи, принял наших коней по старинному обычаю, отвел их на пастбище и подготовил к завтрашнему походу. Он оказал всем нам уважение и пожелал доброго пути.
На следующий день, пересекая канал «Иртыш-Караганда», мы отправились в Ерейментауский район. Канал, строительство которого началось в 1962 году на основе водных ресурсов реки Иртыш, был введен в эксплуатацию в 1974 году. Общая протяженность канала – 458 километров, он начинается от города Аксу на левом берегу Иртыша и заканчивается недалеко от города Караганда. 272 километра проходят по территории Павлодарской области, 186 километров – по территории Карагандинской области. Ширина русла у поверхности – 40, у дна – 4, глубина – 5-7 метров. 22 насосные станции вдоль канала поднимают воду на высоту 420 метров. Вдоль канала построены 11 водозаборных узлов, 2 водохранилища, 17 мостов и автомобильных дорог. Приход иртышской воды в засушливый регион Сарыарка продолжил освоение целинных земель: на основе искусственного водного магистраля были созданы новые совхозы и подсобные хозяйства, получены богатые урожаи с орошаемых земель. Канал Иртыш-Караганда позволяет обеспечить трудящихся крупных промышленных центров республики стабильным снабжением сельскохозяйственной продукцией. Мы сфотографировались на мосту через канал и почувствовали себя едиными с водоемом, над которым трудился Каныш Сатпаев. Идя вдоль канала, мы ощутили запах чернил Калмухана Исабаева, написавшего роман о мире. Здесь же находилась граница Карагандинской и Павлодарской областей. Третья особенность нашего похода – мы свободно перемещались по территории трех областей.
Последняя точка нашего похода – село Бозтал. По словам наших проводников, села Бозтал и Ажы Ерейментауского района Акмолинской области до 1939 года входили в состав Баянаульского района.
Шесть человек, вставших на коня ради чести шести казахских родов, организовали небольшой байгу перед достижением намеченной цели. Известно, что казахов, не умеющих скакать, мало. Наши аргамаки, рвущиеся вперед, за четыре дня пути, кажется, немного разогрелись и подготовились. Среди скакунов, мчавшихся бок о бок, «Батыр» Абылая Жунусова вырвался вперед на корпус.
Подойдя к селу, мы увидели грациозно идущих перед нами газелей – украшение бескрайней степи. До Ескельды степь была полна скота. Мы были восхищены, увидев табуны лошадей, вышедших нам навстречу. Особенно жеребцы, фыркая, пытались не подпустить нас к своим табунам, как бы говоря: «Я не позволю посягать на мою собственность». Ах, благородство! А после места Машхур и села Алкай мы не встретили ни одного живого существа. Мы восприняли встречу с газелью в Ерейментау как добрый знак.
Жители Бозтала встретили нас верхом. Проехав немного, когда мы оказались за окраиной села, пожилые женщины села, посыпая нас шашу, выразили свое уважение. Старейшины дали благословение, джигиты помогли нам слезть с коней, девушки предложили кумыс.
В первый день в селе Бозтал в сельской школе была организована встреча с народом. Сначала мы ознакомились с школьным музеем. Там были собраны материалы, связанные с Великой Отечественной войной, тружениками тыла, освоением целины, историей села и школы. Затем мы стали свидетелями выступления артистов Ерейментауского районного Дома культуры имени Умбетей жырау. На собрании присутствовали исполняющий обязанности акима Ерейментауского района Абай Алжанов, аким села Бозтал Канат Муканов, певец Жанибек сал Маликов, поэты Сайлау Жылкыбаев и Сайлау Байбосын. Заместитель акима Баянаульского района Мадениет Ахметов, специально прибывший на торжественное мероприятие, глубоко размышляя о культурных связях между двумя регионами, поздравил жителей Ерейментау с праздником.
Жители Бозтала, следуя обычаям предков, облачили баянаульцев в чапаны и оказали им почести. Мы восприняли их теплое отношение как знак единства и согласия.
На второй день состоялось открытие памятника «Гражданам села Бозтал – участникам Великой Отечественной войны». Из села Бозтал на Великую Отечественную войну отправилось около 80 человек, более половины из них погибли на фронте. Те, кто вернулся домой живыми, трудились на благо страны. Вопрос об установке памятника ветеранам войны поднимался с 2013 года. «Работа по установке памятника была начата по инициативе нашего старшего брата, поэта, композитора, художника Сайлау Жылкыбая. Он обратился к нам с просьбой, сказав, что в его родном селе нет памятника героям Великой Отечественной войны. Посоветовавшись с гражданами, посоветовавшись с Сайлау Кабыкенулы, мы установили памятник из баянаульского камня. На поверхности камня мы высекли строки стихов, посвященных духу героев, и имена 39 погибших на фронте, а также имена 36 погибших, вернувшихся домой и похороненных на родной земле», – сказал Орал Рахмашулы.
На церемонии открытия памятника выступили аким села Канат Муканов, Орал Сартаев и Алдамжар Алтынбек. Поэт Сайлау Байбосын своим посвящением поднял дух и оживил историю. Потомки усопших сняли покрывало с памятника с именами их предков и посадили деревья в аллее. Торжественное мероприятие продолжилось спортивными играми. После официальных церемоний мы помолились у могилы Токан хазрета на территории района и полюбовались горой Найзатас. Праздничные мероприятия продолжались до вечера и завершились фейерверком.
У поэта Абзала Бокена есть такие строки: «Будет лучше, будет хуже, если историю предков рассматривать отдельно от коня, она не будет полной!». В нашем недельном походе, посвященном попытке осмыслить целостную историю, многократно звучала мудрая поговорка: «Сегодняшний день – это завтрашняя история». Пусть возрождение традиций предков и прославление пути предков станут началом завтрашней истории!
Еламан КАБДИАШИМ,
Баянаул-Ерейментау-Баянаул