С малых лет они самостоятельно ходят в школу. Их хвалят даже за неправильные ответы. Они имеют право сменить учителя во время урока. Почему японские дети совершенно другие?
Учитель пишет на доске математическое уравнение. Затем поворачивается к классу и ждет. Через некоторое время один ученик поднимает руку. Учитель подходит к нему. Заглядывает в тетрадь и подчеркивает под ответом: все правильно. Далее начинается удивительное явление. Теперь этот ученик встает и проверяет задачу у следующего ученика, поднявшего руку. Так продолжается дальше. «Если ты научишь другого тому, что знаешь сам, девяносто процентов информации останется в твоем мозгу, — говорит японский учитель Кунито Ито, — Если я просто выйду к доске и объясню, то ученикам будет понятно только сорок процентов информации. Если они будут обсуждать и учить друг друга, то информация будет усваиваться».
Ученики работают в группах. Учителя радуются, когда находят разные ответы. Или считают успехом, если приходят к одинаковому ответу разными путями. Затем все вместе обсуждают, кто каким путем пришел к решению. Американский журналист спросил одного играющего на перемене ученика, какой его любимый предмет. Мальчик, не задумываясь, отвечает «математика». Возможно, поэтому половина лауреатов Нобелевской премии по физике – японцы.
Все самое интересное начинается после окончания урока. Маленькие ученики шести-семи лет после школы самостоятельно возвращаются домой. Никого это не удивляет. Японцы последние двадцать пять лет смотрят реалити-шоу «Мое первое задание». Там даже трехлетние малыши сами ходят в магазин за хлебом. По пути их снимает камера.
Почему японцы не боятся отпускать детей одних? Почему их дети такие рассудительные? По словам американского культуролога Дуэйна Диксона, дело не только в низком уровне преступности на улицах, но и в способности японцев жить в коллективе, в группе. «Японские дети растут, зная, что при необходимости они могут попросить помощи у любого японца на улице», — говорит он.
Ученики начинают учиться коллективной сплоченности и ответственности с первого шага на пороге школы. Ученики по очереди убирают кабинеты. Дежурят в столовой. Моют туалеты. Для таких работ не нанимают специальных служащих. Принцип «Все за всех в ответе». Этот принцип относится ко всем сферам жизни. Он играет важную роль и в обществе. В том числе и при передвижении в транспорте: общественный транспорт очень удобен и безопасен для пассажира. По словам Диксона, человека, выросшего в западной цивилизации, больше поражает «непоколебимая вера» членов общества друг в друга, чем «раннее взросление маленьких детей».
Перевела Шинар АБИЛДА