Уважаемый читатель, сегодня мы хотели бы затронуть весьма интересную тему. Интересна ли она вам, или вы скажете «не до ваших интересов», решите в конце беседы. А пока, не отнимая вашего времени, перейдем к разговору…
«Поход», начавшийся с книги
Хотите ли вы поговорить о птицах с талантливым писателем (здесь следовало бы назвать его «классиком», но, учитывая широкого читателя, мы не выйдем за рамки этой оценки) Тынымбаем Нурмагамбетовым?! Конечно, учитывая, что талантливый писатель никогда раньше не давал интервью, если вам посчастливится с ним поговорить, вас могут больше интересовать птицы, чем его мнение о литературе. Его мнение о литературе нам неизвестно, но талантливый писатель, вероятно, сказал бы о птицах следующее:
«Задумывается ли народ хоть на мгновение: «Какие птицы обитают там, где мы живем?»? Эх, не задумываются? Эх, вы, бестолковые, эх, вы, сонливые лентяи, почему вы не думаете о птицах? Разве птицы не живые существа? Они тоже живые существа, и однажды, по какой-то причине, они могут рассыпать зерно из наших ладоней и клюнуть наши ладони ради крошек хлеба, или же клюнуть наши лица, испачканные сливками молока и простокваши. Не думаете ли вы об этом? Сонные, эх, вы, бестолковые, потрите глаза хоть на мгновение, прогоните сон и посмотрите вокруг. Какие птицы летают, пыхтя, чирикая, щебеча…»
Так сказал наш аксакал. Конечно, мы не встречались. Так написано в его книге. Затем мы «вытащили свои сонливые тела» на природу. Как бы там ни было, хотя многие произведения писателя написаны в юмористическом («скажем так, сатирическом») жанре, мы действительно начали задумываться о птицах. Именно поэтому мы и выбрались на природу. Название книги – «Ауғандық құстар» (Афганские птицы). Прочитав одноименное произведение, мы поняли, что это не выдуманные птицы. Стало интересно. Мы захотели узнать больше. Почему «ауғандық құстар»?! Почему в произведении они поцарапали лицо сына богача? Почему они испражнились на невесту богача, которая выходила замуж? Почему они унесли 200 евро у супругов-богачей, сидевших на балконе и считавших деньги? В конце концов, какое им дело до богачей? Мы поняли, что это не праздные вопросы, рожденные художественным произведением…
Затем, как говорится, «зайду к тете, и научу своего жеребенка», мы отправились в Национальную библиотеку. В руки нам попала книга журналиста Кайнара Олжая «Дастан между землей и небом». Там мы нашли статью «Серый воробей, какой же ты хитрый воробей». Кайнар ага тоже прочитал об этой птице, как и мы, в книге. Точнее, в газете. Он узнал об этом из серии статей писателя Мархабата Байгута «Смеешься, иногда вздыхаешь», опубликованной 16 августа 2011 года в «Егемен Қазақстан». В ней был раздел «Алақанат. Алаяқ. Алапат». Действительно, в книге «Ауғандық құстар» часто повторяется слово «алақанат». «Когда они сидят, они кажутся более коричневыми, а когда взлетают, расправляя крылья, становятся алақанат», – говорится в произведении. В статье Кайнара Олжая пишется о том, что эта алақанат, хитрая птица, в большом количестве водится вблизи его дома, уничтожает весь его сад и огород, и какие хитрости он применил, чтобы от нее избавиться. А из небольшой статьи Мархабата Байгута мы выделили следующее:
«Вот мы и бродим по склонам Кулбайшокы, где в конце июля кипит птичий рынок. Ни одного из священных соколов, ястребов, ласточек, воробьев, голубей. Все их гнезда, дома и дупла заняли алақанат, коричнево-серые птицы. Алақанат, алаяқ, коварная птица. Алапат явление. Раньше этих птиц не было в этом регионе, и вообще на казахской земле. Они появились в конце шестидесятых годов. За сорок лет их стало невероятно много. Они хозяйничают в городах и селах, в ваших садах и горах. Они уничтожили воробьев, ласточек, голубей, синиц до корня. Куда ни посмотришь, везде эти алақанат. Эти алаяқ. Коричнево-серые, злобные птицы, проклятые беды.
В конце девяностых годов такие мастера слова, как Тынымбай Нурмагамбетов и Жусупбек Коргасбек, писали прекрасные и ужасные художественные рассказы об этой злобной птице. Исследуют ли ученые и специалисты это или нет, нам неизвестно. Но все заполонили хитрые, хищные существа. Они везде, сверху и снизу. За время, прошедшее с тех пор, как писали Жусупбек и Тынымбай, они стали еще более совершенными, развитыми, изменившимися…»
Ауғандық құстар или ауып жүрген құстар?
Прочитав эти две статьи, мы не прекратили свои поиски. Из статьи Кайнара Олжая мы узнали: «Перелет майны из Индии до Южного Казахстана, где климат немного прохладнее, может быть связан с процессом глобального потепления…»
«Раньше охотники не стреляли майну, потому что, питаясь падалью и находя пищу на свалках, их мясо не считалось чистым. Теперь ситуация изменилась. Правительство Узбекистана закупило полмиллиона патронов у России для уничтожения майны…»
«Афганка» была подвергнута массовому истреблению. Через несколько лет узбекская вишня и виноград снова зацвели. Если это были потомки серых воробьев, пострадавших из ниоткуда, то теперь они, пройдя через Узбекистан, переселились в Кыргызстан и Казахстан…» – эти сведения стали путеводной звездой для нашего дальнейшего «похода».
Затем мы пролистали раздел «Энциклопедия». Оттуда мы нашли следующие данные:
«Серый скворец – представитель другого рода семейства скворцовых. Хотя латинское название этого рода Acridotheres, что означает «поедающий саранчу», он прославился в другом отношении – он является ярким примером вида, который очень хорошо имитирует звуки и пение, и внезапно меняет место обитания. Сто лет назад его называли «афганским скворцом». Раньше эта птица не встречалась в Средней Азии, впервые ее встретили в городе Термез. В течение следующих 50 лет она заселила весь Узбекистан. На южной границе Казахстана она появилась в 1959 году, и за последние 40 лет заселила предгорья Тянь-Шаня и пустынные районы – от Джезказгана до Аягоза, Алаколя. Из-за появления и быстрого роста численности этой птицы в некоторых местах обычный скворец исчез. Он не мог конкурировать с этой более приспособленной и крупной птицей. Способность этой птицы имитировать звуки известна давно. В Узбекистане их держали в чайханах, чтобы увеличить количество посетителей. Птицы быстро запоминали 1-2 предложения и звали людей. Серый скворец, обитающий у нас, с удивительной точностью исполняет легкие музыкальные произведения, в основном мелодии известных песен».
В произведении Тынымбая Нурмагамбетова персонаж, осведомленный об этих птицах (летчик – А.Т.), сказал следующее: «Изначально четырнадцать птиц, привезенных одним журналистом из Афганистана в клетке, размножившись, уничтожили всех мелких и средних воробьев в небе города. Они напали на голубей и ласточек, измучив их. Говоря о птицах, афганские воробьи, кажется, проявляют наглость и по отношению к овцам и козам, разлагающимся в поле, и к умирающим лошадям и коровам, пожирая их».
Конечно, даже будучи художественным произведением, вы хорошо узнали характер этих птиц. Затем возникает вопрос: «Были ли это действительно те четырнадцать птиц (семь самцов, семь самок), привезенных тем журналистом? Если так, то с какой целью он их привез?» Что случилось с этими птицами, которые когда-то пользовались таким уважением, служили в чайханах и привлекали внимание посетителей? Прибыли ли они из Индии, из Афганистана? Мы также прочитали рассказ Жусупбека Коргасбека об этом – «Бессмертная птица». Писатель называет этих птиц «индийскими птицами». Художественный подтекст произведения – отдельный разговор, нам нужна информация о птицах: «Сарала птицы не вернулись оттуда. Никто не поверил рассказу старика Урмета. Сардар тоже не сказал ничего, что подтвердило бы слова его деда. Только то, что в деревне появилось множество индийских птиц с красными крыльями, которых раньше не видели, было правдой. Люди много говорили об этих индийских птицах, которые без разбора пожирали все, что попадалось им на пути…»
Узбекистан боролся с этими птицами на государственном уровне. В Казахстане не только у Кайнара Олжая, но и у каждого соседа с половиной сотки земли есть огород. Боролась ли наша страна с птицами, которые не щадят и их?
Как говорится, «верблюд узнает лист», изначально, когда мы думали о птицах, нам вспомнилась книга Есенгали ага (Раушанова) «Птицы – наши друзья». Но этих алақанат, которые исследуют и поля, и луга, в книге нашего ага не оказалось. Они туда не переселились. Вероятно, характер нашего ага не позволил этим алақанат приблизиться. Как сказал сам ага, «если кто и знает, то Аманхан знает», ответы на эти вопросы знают только орнитологи (специалисты по птицам). Так мы связались с Институтом зоологии в Алматы.
Жестокие птицы или уважаемые птицы?
Надежда на то, что мы получим всю информацию отсюда, не обманула нас. Зарипова Сырымгуль Хайруллаевна, младший научный сотрудник отдела орнитологии и герпетологии Института зоологии при Министерстве образования и науки РК, и Гаврилов Андрей Эдуардович, старший научный сотрудник, два дня искали ответы на наши вопросы.
– Предоставьте полную информацию об афганском воробье. Где они в основном распространены?
– Обыкновенный скворец относится к семейству скворцовых. Этот скворец широко распространен в странах Восточной Азии, в том числе в Индии, Бирме, Пакистане, Афганистане. В начале ХХ века через Афганистан по Амударье он достиг Мургаба, а также водохранилищ Зеравшана и Сырдарьи. Распространение этого скворца до сих пор не прекратилось. В настоящее время они обитают в Самарканде, Ташкенте и некоторых населенных пунктах Казахстана. Обыкновенный скворец – оседлая птица, в основном обитает в культурных ландшафтах. Они гнездятся в заброшенных домах, на скотных дворах, в глинистых обрывах и ущельях. Кормятся на окраинах небольших населенных пунктов, на пастбищах и у рек и озер. Они даже ходят среди пасущихся животных. Они едят корм домашних животных, иногда посещают виноградники и вишневые сады. В основном они обитают и гнездятся на равнинах и у подножия гор. Иногда они поднимаются и в горы. Они могут подниматься на высоту до 3300 метров. Встречаются в горах в окрестностях Заилийского Алатау.
Афганские скворцы гнездятся парами, но не улетают далеко друг от друга. Они строят свои гнезда в заброшенных домах, в отверстиях глинистых скал, в дуплах деревьев и на горных утесах. За 3-4 дня родители строят гнездо из сухой травы и листьев, сверху выстилая его собственными перьями или волосами. Они откладывают 3-6 яиц с середины мая до начала июня. В течение 14-15 дней отец и мать насиживают эти яйца. Затем оба кормят своих птенцов. Птенцы успевают опериться и взлететь с середины июня до конца июля. Максимум они взлетают до середины сентября. Они выводят птенцов один раз за лето. Они выводят птенцов только в случае потери своего потомства.
– Когда и в каком регионе Казахстана распространился этот вид птиц?
– Эти птицы широко распространены в окрестностях Ташкента. Впервые этого скворца заметили в нашей стране в 1959 году. Затем в течение 10 лет они естественным путем заселили значительную часть Южного Казахстана. Их распространение шло через Ташкент вдоль Западного Тянь-Шаня на северо-восток и по Сырдарье на северо-запад. Вторым местом их обитания в нашей стране является город Алматы и его окрестности. Здесь их акклиматизировали без какой-либо определенной цели по желанию «Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников КазССР». В 1962 году зооцентр принял около 200 скворцов. 24 марта того же года их выпустили на территории зоопарка. В первые годы скворцы не гнездились внутри города. Только в конце лета, в начале осени, в зоопарке ежедневно появлялось все больше маленьких птенцов. Они даже расселились на окраины города. Стоит отметить, что скворцы из зоопарка естественным путем добрались до окраин города. Двигаясь на восток, они достигли северной части гор Тянь-Шаня. В настоящее время скворцы обитают в Южно-Казахстанской области, у подножия Сырдарьи, на территории Бетпакдалы, в Джезказгане, на станции Акадыр, а также к северу от озера Балхаш, и в Аягозе.
– Насколько и каким образом они наносят вред природе? Или есть какая-то польза, о которой мы не знаем?
– В природе вообще не бывает «полезных» и «вредных» животных, птиц, насекомых. Потому что существует экосистема. Это очень сложный и гармоничный механизм. Здесь каждый из них занимает свое естественное место и выполняет свою индивидуальную функцию. В самой природе существует порядок, система, регулирующая распространение животных (птиц, насекомых). Поэтому нельзя однозначно говорить о вреде скворца для природы. Скворцы защищают пастбища и луга от прожорливой саранчи и других вредных насекомых. Кроме того, они садятся на домашних животных (любых из четырех видов) и очищают их от клещей. Конечно, они наносят и небольшой вред. Например, летом и осенью они поедают и уничтожают виноградники и вишневые сады. Но из-за небольшого количества скворцов в Казахстане они не наносят значительного вреда. Садовые культуры можно защитить от этих птиц с помощью «садовых воров» (пугал).
– В 2013 году узбекские СМИ сообщили, что война правительства страны против афганских скворцов оказалась безуспешной. Министерство сельского хозяйства этой страны прекратило отстрел скворцов из-за бесполезности проведенных мероприятий. Ведется ли борьба с ними в нашей стране? Есть ли вообще связанные с ними проблемы?
– В настоящее время в Казахстане борьба с обыкновенными скворцами не ведется. Потому что, по нашему мнению, в стране нет проблем, требующих борьбы. Не наблюдается стабильного роста численности афганских птиц. Поэтому они не наносят вреда сельскому хозяйству и садам. Массовых нашествий не замечено.
Вот только после получения ответов на эти вопросы душа успокоилась. Успокоила – та самая экосистема. Закон природы! Эти птицы не только вредны. Как сказал тот персонаж, их сидение на животных – это очистка от клещей. Исследуя поля и луга, они спасали их от саранчи… Но действительно, как говорит наш брат Кайнар Олжай, жителям окраин города часто досаждают афганские скворцы, нанося вред их садам, я часто это слышу.
Птиц, которых я хотел увидеть, я встретил, не ища их издалека. Как сказал наш Тынымбай ага, мы не смотрим вокруг, «потирая глаза и прогоняя сон». Действительно, их много. Действительно, они алақанат. Насчет их хитрости не знаю. Они летают вместе с голубями. Кажется, они отлично подружились. При виде этого воробья вспомнился обыкновенный воробей. Говорили, что после появления этих афганских птиц обыкновенных воробьев стало меньше…
Аслан ТИЛЕГЕН
Национальный портал