Первый профессиональный дирижер Шамгон Кажыгалиев Среди выдающихся личностей, внесших неоценимый вклад в культуру казахского народа, немало тех, кто в одиночку нес бремя целого века и вел караван искусства вперед. Один из них – Шамгон Кажыгалиев. В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения Шамгона ага, который при жизни был почитаем в своей стране и дорог своему народу. По этому случаю я хотел бы поделиться своими мыслями об этом великом учителе, благородном человеке, оставившем после себя нетленное наследие и воспитавшем несколько поколений.
Благодаря своему особому таланту Шамгон Кажыгалиев в 1950 году окончил Алматинскую консерваторию по трем специальностям. В частности, по классу домбры он учился у народного артиста Казахстана К. Жантилеуова, по классу скрипки – у профессора И. А. Лесмана, а на факультете народных инструментов окончил классы оркестрового дирижирования А. К. Жубанова и Л. М. Шаргородского.
Также в 1964 году он окончил факультет оперно-симфонического дирижирования Ленинградской консерватории (по классу профессора Э. П. Грикурова). Он был одним из талантливых учеников Ахмета Жубанова. Когда в 1944 году открылась консерватория, у Ахана было 6 учеников: Шамгон Кажыгалиев, Фатима Балгаева, Кубыш Мухитов, Хабидолла Тастанов, Болат Сарыбаев и Фуат Мансуров. Все шестеро впоследствии стали яркими звездами в мире искусства.
Я окончил Уральское музыкальное училище в 1967 году и поступил в Алматинскую консерваторию. Там мы учились вместе с Каршыгой Ахмедияровым и Шамилем Абилтаем. Каршыга и я прошли конкурс и были приняты в оркестр имени Курмангазы. Именно с тех пор мы росли, видя пример Шамгона ага. Учась, мы в течение пяти лет выступали в составе оркестра. Консерватория давала нам теоретические знания, а оркестр стал практической консерваторией. Так его называли в народе.
В составе оркестра были такие уважаемые люди, как Рустембек Омаров, Бахтияр Кубайжанов, Айса Шарипов, Самиголла Андарбаев, Гинолла Исмагулов, Абдол Ниязкожаев. Мы учились у них. Совместная работа в оркестре, уважительный труд в одном коллективе, вежливость и сдержанность, соблюдение сценической культуры, умение устанавливать уважительное общение со зрителем – все это школа жизни. И сегодня у нас есть наставления для молодежи, потому что старшие выражают пожелание, чтобы последующие поколения продолжили старые добрые традиции, чтобы наше священное искусство не превращалось в шоу и балаган. Важно сохранить самобытные черты традиционного искусства.
Не зря наш Кадыр Мырза Али сказал: «Настоящий казах – не казах, настоящий казах – домбра!». По правде говоря, именно домбра делает казаха казахом. А если мы не сможем ценить домбру – нашу национальную ценность, то кем мы будем?
У молодого поэта Серика Сейтмана есть:
«На струнах домбры – дивная песня,
В корпусе домбры – скорбная боль.
Казах навеки остался домброй,
Пусть каждый казах станет домброй!»
Разве это не продолжение благородной мысли нашего Кадыра ага?!
Шамгон ага считал искусство кюя священным. Он был очень строг к сохранению ритма, темпа и мастерства исполнения кюя. При исполнении любого кюя или музыкального произведения он не допускал ни лишних, ни недостающих нот. Он был против тех, кто искажал кюй или исполнял его в своей манере.
Я проработал в оркестре под руководством Шакена около 15 лет. Мы были рядом с Шамгоном ага, всегда прислушивались к его советам. Шамгон Сагадинович очень строго относился к сценической культуре. Он уделял большое внимание выходу оркестра на сцену, выступлению солистов перед зрителями. Его выход к народу, дирижирование, выражение благодарности публике – все это находило удивительную гармонию и слаженность. Мы видели в нем благородство.
Немало людей получили высшее образование и стали дирижерами, однако некоторые не могут объединить оркестр и солиста в единое целое. Это не всегда заметно постороннему глазу, но музыканты оркестра это чувствуют. Я, находясь внутри оркестра, видел удивительную проницательность Шакена. Некоторые певцы могут сократить или затянуть часть песни, и только искусный дирижер может гармонично связать это с оркестром, «сшить» это.
Удержание 80 человек оркестра в едином темпе, сопровождение солиста требует большого мастерства, исключительного таланта. Это может с честью выполнить только тот, кто в совершенстве овладел силой кюя и оркестровым искусством.
Еще одно большое достоинство Шамгона Сагадиновича – глубокое знание национального традиционного искусства и европейской музыки. Освоение национального искусства в Алматинской консерватории и получение специальности оперно-симфонического дирижера в Ленинградской консерватории сформировали его всесторонне, поэтому он и является первым профессиональным дирижером. Опера – это синтез всего искусства. В опере есть кюй, танец, хор, песня, оркестр, ария – все это есть. А управлять всем этим, «говорить на одном языке» – это под силу только дирижерам с большим сердцем. Бибигуль Толегенова, Ермек Серкебаев в свое время предпочитали петь под дирижированием Шамгона, потому что, когда на сцене стоял Шакен, они чувствовали себя уверенно, и никаких неожиданностей не происходило.
Трибуна перед оркестром, где стоит дирижер, называется «дирижерский пульт». У Шакена есть крылатое выражение: «На дирижерский пульт можно ступить одним шагом, но сколько пота нужно пролить, чтобы сделать этот шаг?». То есть он говорил, что для того, чтобы стать дирижером, нужно много учиться, много искать.
Для стороннего зрителя люди на сцене всегда сияют. Они восхищаются: «Их жизнь прекрасна!». На самом деле это не так. Например, за тремя минутами выступления, за этим сиянием стоит огромный труд. Мы должны это учитывать. У Шакена есть еще одно высказывание. Он говорил тем, кто выбрал путь дирижера, что если их искусство не удовлетворяет их, нужно много учиться, много постигать, брать уроки у старших: «Дирижер, уважающий себя, должен знать наизусть музыку ста астрономических часов!» – говорил он.
Шамгон ага, несмотря на трудности, с которыми он столкнулся в молодости, хорошо окончил и Ленинградскую консерваторию. Иногда, если кто-то в оркестре не готовился должным образом или был неискренен в своей работе, он говорил: «Я учился, ставя своего ребенка и жену перед хлебом и водой. А вы не уделяете внимания глубоким нюансам музыки. Чтобы встать на путь искусства, нужно забыть обо всем и полностью посвятить себя ему. Иначе не получится музыки, которая будет восхищать народ», – предупреждал он.
Сделаю небольшое отступление. В 1947 году в Алматинской консерватории состоялся конкурс домбристов. На этом конкурсе участвовали такие сильные домбристы, как Шамгон Кажыгалиев, Нургиса Тлендиев, Рустембек Омаров, Хабидолла Тастанов, Сейлхан Кусаинов, Гылман Алжанов, Альмурат Утегулов. Тогда первое место занял Шакен! Об этом событии знают немногие. Это одно из свидетельств его мастерства!
Мы не раз убеждались, что Шакен сам был виртуозным домбристом. Например, когда мы сидели в оркестре, и кто-то неправильно играл отдельные части кюя, Шакен брал домбру и показывал: «Наш Кали ага играл так». В такие моменты мы восхищались мастерством Шамгона ага в игре на домбре. Его левая рука словно прилипала к грифу, а правой он выбивал каждый ритм! И тогда мелодия кюя лилась из корпуса домбры. А когда он давал советы кобызистам, он, вместо того чтобы держать кобыз традиционно, держал его как скрипку и играл. Это говорит о том, что он был мастером и игры на скрипке. На самом деле, замечательно, когда сам дирижер является исполнителем! А дирижер казахского оркестра обязательно должен хорошо играть на домбре, потому что в оркестре кюй исполняется на домбре и кобызе. Другие инструменты выполняют вспомогательную функцию.
Человеческие качества Шакена были также выдающимися. Он был заботливым, добрым, щедрым, но в то же время требовательным к себе и другим. Он не терпел лжи и обмана, подхалимства, блеска и показухи. Он предпочитал, чтобы любой говорил правду и исполнял любой кюй искренне. Он не любил много говорить. Его учитель, Кали Жантилеуов, был немногословным человеком. Он не требовал ничего, кроме того, чтобы вы делали свою работу.
В целом, люди, много знающие и многое повидавшие в жизни, не придают большого значения мелочам. Шакен, говоря по-казахски, был человеком крупного масштаба, который мыслил широко. Он всегда умел сохранять единство и согласие в коллективе. Его способность уважать людей была исключительной. Благодаря этому качеству он служил примером для коллектива, старшего поколения и молодежи.
Если бы у него не было способности уважать людей, разве он мог бы руководить оркестром около 50 лет?! Душа Шамгона Сагадиновича была единым целым с оркестром. Он любил, чтобы оркестр сопровождал его везде. Это воспитание, унаследованное от его учителя Ахмета Жубанова. Однажды, когда они приехали в большой город, состоялся правительственный концерт, а затем на банкет пригласили Ахмета Жубанова, но не оркестр. Тогда Ахан сказал: «Я не пойду». На вопрос «Почему вы не идете?» он ответил: «Туда, куда не идет оркестр, не пойду и я, туда, где оркестр не нужен, не нужен и я!». После этого его пришлось пригласить вместе с оркестром.
Известно, что оркестр имени Курмангазы часто выезжал за границу. В 1975-1976 годах мы были в Италии и Франции. Там на стадионе наш Ермек Серкебаев исполнил оперную арию Фигаро, и тысячи зрителей приняли ее с особым восторгом. Шакен, Ермек ага и оркестр действовали как единое целое, в полной гармонии. Это было незабываемое событие. Точно так же, когда Бибигуль Толегенова выступала с оркестром, исполняя «Булбул» и «Гаухартас», мы видели удивительную гармонию. Мы хотели бы, чтобы Ермек ага исполнил «Сурша кыз» и другие песни с оркестром имени Курмангазы.
Проложенный Шамгоном Кажыгалиевым широкий путь продолжается. Сегодня оркестром имени Курмангазы дирижирует Арман Жудебаев. Он окончил консерваторию, энергичный, чрезвычайно талантливый, сильный исполнитель кюя. Стоит отметить, что директор оркестра Нургиса Дауешов также работает над сохранением устоявшихся традиций большого коллектива и продолжает поить народ живительным источником искусства.
Его старший сын, Тилес, который должен был продолжить его дело, ушел из жизни рано. Он учился в Москве, был выдающимся деятелем искусства. Он формировался как талантливый композитор. Но что поделать?..
Наш народ говорит: «Кто на своем месте, тот и справится». Мы верим, что второй сын Шакен, Нарын, продолжит дело его жизни. Очевидно, что потомкам его дочерей также передадутся благородные качества Шакена.
Я считаю, что сейчас необходимо провести систематическую работу по увековечиванию памяти Шамгона Сагадиновича. Было бы замечательно, если бы в Алматы, Астане, Уральске появились улицы, названные в честь Ш. Кажыгалиева! Было бы уместно открыть школы искусств имени Шакена. Как бы красиво смотрелся величественный памятник Шамгону ага в Алматы?! Если бы этому было уделено внимание на государственном уровне, если бы Правительство, Министерство культуры и спорта, патриотически настроенные граждане высказались и оказали поддержку, и были бы реализованы конкретные дела, разве это не было бы признаком нашей государственности?! В этом могут принять участие и частные предприниматели. Те, кто реализует эту инициативу, заслужили бы благодарность народа, и дух Шакена был бы доволен, несомненно. Дирижер, деятель искусства, подобный Шакену, встречается раз в сто лет! Он – уникальная личность казахского искусства. Если мы не будем ценить и почитать таких людей, то с чем мы пойдем в будущее?!
Последующие поколения должны брать пример с образцовой жизни Шамгона Кажыгалиева и его огромного труда. Он показал пример честного служения стране и народу. Пока жив народ, любящий искусство, имя Шакена никогда не будет забыто, потому что он – деятель священного искусства, который будет жить в сердцах людей.
Айтжан ТОКТАГАН,
исполнитель кюя-домбрист, фольклорист, заслуженный деятель искусств Казахстана, профессор
2017 год