ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » «Қарашаңырақ» дегеніміз не?

«Қарашаңырақ» дегеніміз не?

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
4 мая, 2018
in В мире
0

Казахское слово «ҚАРАШАҢЫРАҚ» означает младшего сына, который остался жить с родителями до самой их смерти, служил им, беспрекословно выполнял их поручения, создавал все условия для их комфорта, «расстилался как подушка, сгибался как постель», усвоил всю историю рода, традиции, обычаи, религию, язык своих предков, и который, будучи рядом в их последний час, брал на себя все заботы по «омытию и погребению».

Понятие «Қарашаңырақ» охватывает в себе понятия старшего, основного, священного, древнего, наследственного, старого очага, большого очага, главного очага. Например, если у отца есть три сына. В один прекрасный день он женит двух старших сыновей, делит их наследство и отправляет их жить отдельно. А третий, младший сын, как сказано выше, остается с родителями и наследует главный очаг, оставшийся от деда и отца. Поскольку младший сын является наследником очага деда и отца, даже если он младше по возрасту, его положение выше. Сыновья и дочери, получившие наследство из этого очага и ушедшие жить отдельно, приходили в гости, навещали родителей, виделись в праздники, посещая родительский очаг. Даже после смерти родителей младшего сына почитали как хранителя очага деда и считали священным.

«Қара шаңырақ» – большой, почитаемый, дорогой, священный. «Қара шаңырақ» – это большой дом, который по традиции достается младшему сыну, почитаемый народом, будь то дом отца, деда или прадеда. (Подробнее: https://massaget.kz/mangilik_el/tup_tamyir/asyil_soz/34475).

«Шаңырақ – это самая верхняя часть юрты. Его форма напоминает купол, шаңырақ удерживает концы уыков (жердей). Известно, что круглый обод над юртой называется так. «В центре стоит железная печь, ее труба выходит через шаңырақ» (Ғ. Сланов, Замана.)

Казахский народ вкладывает в слово «шаңырақ» множество понятий. Например, говорили «потомок такого-то достиг такого-то шаңырака», обозначая таким образом название рода или племени. Шаңырақ сохраняет куполообразную, полусферическую, национальную, художественную особенность юрты. Он пропускает свет в дом и обеспечивает выход дыма от очага в воздух. В целом, название «Қара шаңырақ» не только вызывает древнее, старинное представление о юрте, но и придает ей священную силу. Это слово является признаком и доказательством того, что корни владельцев этого дома глубоки, связаны с историей предков рода, и что они являются людьми, продолжающими традиции предков. Дом, носящий название «Қара шаңырақ», считается объектом уважения и почитания для этого рода и для других, находящихся в отношениях с этим родом. Владелец «Қара шаңырақ» часто упоминается и награждается. Потомки и родственники этого «Қара шаңырақ», живущие вдали или в других местах, приходят с поклоном и приносят особые дары. Когда старшие сыновья получают свою долю и уходят жить отдельно, младший сын (младенец) остается с отцом и становится владельцем «Қара шаңырақ». Уход за родителями – обязанность младшего сына. Этот дом считается старшим домом для тех, кто получил свою долю и ушел. (Данные из Википедии – свободной энциклопедии).

Пояснение: Шаңырақ – круглый обод с символом «кірес» в центре является главным символом древних хуннов. В древнем Мангыстау сохранились многометровые сооружения из камня, напоминающие по форме шаңырақ, построенные в виде такого большого символа. Символ «кірес» часто встречается на древних кладбищах Мангыстау.

Это простая семейная заповедь нашего предка казаха. На самом деле, это основа принципа казахской национальной (государственной) структуры. Мы видим это и потому, что род Адай стоит в конце родословной системы казахов, и потому, что на поминальных обрядах адайцев представителям других родов «называют имена, описывают цвета» и надевают особые халаты, называя их «Аға баласы» (сын старшего).

Согласно казахской родовой генеалогии, у старого казаха было три сына. Старший – Ұлы Жүз (Старший жуз) – Ағарыс, который первым получил наследство, создал семью и отделился, объединившись вокруг племени үйсін, как и говорит само название «Үйсін». Средний – Орта Жүз (Средний жуз) – Жанарыс, объединившийся вокруг племени Арғын, а младший – Кіші Жүз (Младший жуз) – Беғарыс, объединившийся вокруг Алшынов.

Как вы сами видите, национальная структура казахов является увеличенной моделью семейной структуры казахов.

Наш предок, казах, имеет множество пословиц, таких как «От благородного рождается благородный», «Хороший и плохой тянутся к своему роду», «Пусть сломается кость того, кто не тянется к своему роду», «Не знающий своего рода – бесродный, не знающий семи предков – невежда», «Сын, знающий семь предков, будет заботиться о семи народах, а не знающий семи предков – будет лежать, прижав уши и щеки к земле», а также хадис Пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует): «Знай свое происхождение, это сблизит родственные связи». Эти пословицы и завещание пророка говорят нам: во-первых, знай свое происхождение. А происхождение – это наши предки, жившие сотни веков назад. А семь предков – это семь прямых предков, считая от себя. Каждый казах должен знать это наизусть и всегда молиться за них. Подумайте сами, мы с вами продолжаем непрерывную цепочку от нашего прародителя Адама и Евы, живших 70 000 лет назад (так написано в генеалогиях). Если бы эта цепочка оборвалась, ни вы, ни я не появились бы на свет и не смогли бы вести такой разговор. Поэтому семь прямых предков не входят в состав рода, они называются отдельно. А название рода – это имена наших предков, живших тысячи веков назад, которые стали примером для своих потомков благодаря своим добрым делам, мудрости, храбрости, святости и т.д. для своего народа, и которые дали свое имя роду. Расстояние между этими предками может составлять сотни веков. Это связано с рождением нашего предка, который снова получил имя рода, гордясь им за свои добрые дела для народа, после последнего предка, носившего имя рода. В этом случае последний предок, носивший имя рода, упоминается после последнего предка. И так далее. В казахской традиции нет более высокого звания, награды, чести, статуса, чем получение имени рода. Это можно лишь немного сравнить с нынешним званием «Народный герой». Однако это звание приходит с человеком и уходит с ним. А имя предка, носившего имя рода, живет вечно для его потомков. Это имя не умрет никогда, если только потомки этого предка не исчезнут полностью (да не постигнет такое никого). Вот так читается система составления родовой генеалогии у казахов.

Пояснение: Наши предки, наделяя своих благородных сыновей именами родов, также выводили их под боевым кличем. Например, казахский народ впервые вывел батыра Алаша как боевой клич для всех казахов. То, что казахский народ до сих пор говорит «Мы казахи с кличем Алаш», происходит отсюда. Из этого принципа мы видим, что, в отличие от того, что пишут некоторые, казах не сын Алаша, а наоборот, Алаш – сын казаха.

В родовой системе нет лжи. Потому что родовую генеалогию пишет не один человек, а все потомки Предка, носившего имя рода, и все их современники. А история пишется одним человеком. Поэтому иногда искать правду в истории – это как искать черную кошку в темной комнате.

Когда казах спрашивает «Кто твой род?», он спрашивает, кто твой известный предок. Короче говоря, название нашего рода – это имя самого известного из многих наших предков, ушедших из жизни.

Согласно данным казахской генеалогии, главным очагом всех народов мира является казахский народ, главным очагом казахов является Младший жуз – Бекарыс – Алшын, главным очагом Алшына – двенадцать родов Байулы, главным очагом Байулы – Адай, главным очагом Адая – Мунал. Поэтому они назывались «Мунал ошақ» (очаг Муналов). Этот образец сохранился до наших дней.

Пояснение: Род, из которого вышел знаменитый Чингисхан, правитель мира, называется Мунал. Гора в Сарыарке называется горой Чингисхана, самая высокая вершина этой горы – пик Мунал, а столица каганата, основанного Чингисханом, называлась Кара-корум (черный курум). Теперь, если добавить к этому, что символом каганата, основанного Чингисханом, был Тіл («Алтан Тобыш» называет его «Қас би таңба», отсюда происходит название современного Каспийского моря), боевой клич – Алаш, а валюта – тенге, и на ней была надпись «ҚАЗАҚ», вы не ошибетесь.

Каким должно быть это устройство в простой казахской семье, мы находим в статье редактора журнала «Үркер» С. Қажыкена «Младший сын – владелец карашаңырақ» («Кенже ұл-қарашаңырақ иесі»):

«Обязанность младшего сына – содержать дедушку и бабушку, отца и мать, заботиться о них в старости. Если этот дом, то есть «қарашаңырақ», был домом уважаемых людей, таких как бии, батыры, аулие, при жизни отца или после его смерти, то люди этого аула перед дальним путешествием или при приезде гостей из дальних мест брали благословение и угощались из этого дома. Народ помнит и рассказывает о «қарашаңырақ» знаменитых людей даже спустя сотни лет, используя его как школу воспитания, как пример. Например, «қарашаңырақ» хана Абылая перешел к Уәлі, а от него к Чингисхану. «Қарашаңырақ» знаменитого Шақшақ Жәнібека перешел к его младшему сыну Тоқтамысу, а затем к десятому потомку батыра, сыну Мыңбая, Газизу.

Каков уровень этой традиции сегодня? Сможет ли сегодняшний младший сын сохранить дым своего очага и укрепить его?

Младший сын – владелец «қарашаңырақ». Молодым, создающим новую семью и идущим по жизни рука об руку, говорят: «Пусть твой шаңырақ будет высоким!». Это означает, что основа созданной семьи должна быть крепкой, а ее статус – высоким. В казахском шаңыраке, прежде всего, отец, а затем мать являются учителями этой семьи. Если родители воспитывают в семье в духе благочестия, то ребенок растет послушным, верным, заботливым к старшим и младшим. Человеческие качества проявляются в уважении и почитании членами семьи друг друга.

В казахском понимании создание семьи и постройка дома называются «поднятием шаңырака». Всем нам известно, что слово «шаңырақ» означает «дом, семья». В понимании нашего народа владение шаңыраком – это счастье, которое дается не каждому. Получив благословение родителей, человек изо всех сил старается, чтобы дым этого шаңырака поднимался прямо вверх.

Младший сын всегда растет с особой любовью. Потому что с детства ему внушают понятие «ты – владелец шаңырака». Поэтому он постепенно осознает и взрослеет, чувствуя тепло отцовского дома и стремясь сохранить единство семьи.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок был разумным. Среди них они с особым вниманием относятся к младшему сыну. Поэтому прочность семьи напрямую зависит от младшего сына. «Қарашаңырақ» – это дом родителей. Обычно в «қарашаңырақ» собираются дети и родственники семьи. Старшие братья младшего сына относятся к нему с заботой. У младшей невестки также есть важные обязанности. Благодаря младшему сыну сохраняются шаңырақ и каждая его ценность, а чувство уважения к родителям продолжается на протяжении многих лет.

Жить в сегодняшние бурные времена, отвечать на вызовы времени, несомненно, непросто никому. Тем не менее, уважение к родителям, любовь к шаңыраку не должны измеряться сегодняшними бурями. Никакой роскошный дворец не заменит шаңырақ, могущественный правитель никогда не станет родственником. Вы не можете обменять родственные связи на должность и купить священность шаңырака где-либо. Поэтому вес ответственности, возложенной на младшего сына, так велик.

«Қарашаңырақ» считается мощным гнездом, где рождаются поколения. В широком смысле, вся нация, раскинувшая свои земли, также является «қарашаңырақ». Поэтому казахский ребенок бережно относится к «қарашаңырақ», поднятому его предком, и чувствует его святость как свою честь.

Дом, где живут родители, всегда дорог, почтенен, любим. Поколения преклоняются перед ним. Они считают его священным местом. Основываясь на завещании предков «Что нужно Орде, то нужно и Отау (семье)», каждое поколение стремится поднять свой шаңырақ высоко в соответствии с обычаями предков и быть уважаемым, разумным человеком. Они также ставят своей целью вырастить своих потомков и расширить их род. Поэтому «қарашаңырақ» – это вершина казахских мечтаний и целей.

Обычно все хорошее начинается с семьи. Семья – это то, что сближает людей, объединяет поколения. Это особое гнездо, зажигающее огонь единства между поколениями. Поэтому семья – самое близкое и самое священное понятие для всего человечества. В лоне учения и воспитания, примера и образца, доброты и человечности проходит вся жизнь человека с момента его рождения.

В шариате сказано: «Дети – драгоценный залог, данный в руки родителей».

Культурные ценности каждого народа формируются через его уникальные особенности в воспитании детей. Наши предки воспитывали сыновей как будущих уважаемых отцов, достойных глав семей, воинов, защищающих народ, биев, поэтов, достойных граждан нации, воспитывали их в справедливости, стойкости, прощении, любви к искусству, знаниям, сохранению наших обычаев и традиций. В казахской традиции сын считается владельцем шаңырака, а мужчина – тем, кто поддерживает огонь родителей. Особенность казахской семьи заключается в том, что младший не обращается к старшему на «ты», не перебивает его, младший не говорит раньше старшего, сын не говорит раньше отца, дочь не говорит раньше матери. Обычай уважения к старшим в казахской семье породил чувство ответственности и человечности. Правильное направление во многом зависит от уважаемого отца, достойного главы семьи, почтенных старших братьев. Поэтому само владение шаңыраком – это безграничная честь.

У того, чья труба отдельна, и воспитание отдельное. Не кажется ли вам, что в последнее время священное слово «қарашаңырақ» немного запятнано? Потому что раньше село считалось золотой колыбелью нации и кормило город, а сегодня люди массово переезжают из многих населенных пунктов в город. Число тех, кто покидает священное, благословенное место, где родились и выросли их сыновья и дочери, растет. (http://mazhab.kz/kk/maqalalar/otbasy/kenje-ul-qarashanyraq-iesi-2718/).

Теперь, что касается этногенезиса слова «Қара», стоящего перед словом «шаңырақ», то корневое слово «Қара» происходит от «Ар», далее – Қа, Қар, Ра, Ара, Қара.

Ар (Ар-иман) – это честь (ар-иман, родная земля, семья и Отечество), которую должен защищать каждый человек. Если у вас есть вера в то, что вы должны защищать эти вещи, то у вас есть честь, если нет – вы бесчестны. В древности бесчестных не считали людьми, и сейчас не считают. Поэтому наш предок казах, сердясь на некоторых невежд, ругает их: «Эй, бесчестный!». Отсюда и то, что древние казахи полностью, а казахи Бескалы и по сей день здороваются: «Арма! (Есть ли у тебя честь?)», а отвечающий: «Будь жив (Пусть твоя честь будет жива!)».

Такой обычай приветствия описан в эпосе «Алпамыс батыр», где Алпамыс батыр несколько раз здоровается с встреченными им людьми: «Арма!».

Қа – стоит в начале слова. Из этого слога происходят слова Қар, Қара, Қарқара, Қазақ, Қарт Қазақ, Қария, Қазақтың Қара баласы.

Қар – «Қар» и «Ақ» являются синонимами. Поэтому мы называем белый снег «Ақша Қар». Если человек красиво стареет, его называют «Қария», наоборот – «шал» (старик, старый, немощный, дряхлый).

Ра – Бог Солнца, как говорит мудрый Абай: «Сам Аллах – Истина, и слово Его – Истина». Рас – это правда, то есть истина.

Ара – разделяет грань между Белым и Черным. Если вы смешиваете – вы снова соединяете. Если вы не понимаете слов и не можете различить Белое и Черное, вы жалите как оса. Поэтому «Қара» используется в противоположном значении к «Ақ».

Это полное значение слова «Қара», стоящего в начале слова «Қарашаңырақ».

Вывод из вышеизложенного: Согласно древнему казахскому обычаю, главным очагом всех народов мира является казахский народ, главным очагом казахов является Младший жуз – Бекарыс – Алшын, главным очагом Алшына – двенадцать родов Байулы, главным очагом Байулы – Адай, главным очагом Адая – Мунал. А главным очагом казахских семей является младший сын.

Кожырбайулы Мухамбеткарим

Previous Post

Первый профессиональный дирижер Шамгон Кажыгалиев

Next Post

Какая погода будет в выходные и праздничные дни?

Next Post

Какая погода будет в выходные и праздничные дни?

Свежие записи

  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.