По данным Министерства внутренних дел, на сегодняшний день в Казахстане 356 тысяч автомобилей заправляются бензином АИ-80. Из них 138 тысяч приходится на долю инвалидов, 128 тысяч – на мототранспорт.
Бензин АИ-80 в два раза дешевле бензина АИ-92, но и качество его ниже. Регламент Таможенного союза Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в связи с переходом на более экологически чистый бензин с 1 января 2018 года запретил продажу на территории Казахстана бензинов экологических классов К2 и К3. Однако это не означает запрет на производство или закупку извне бензина АИ-80 (который относится к К4 и К5). Но все владельцы АЗС, ссылаясь на данный регламент, успели избавиться от бензина АИ-80 на всех АЗС, так как им выгоднее продавать более дорогие бензины, приносящие больший доход, чем более дешевый АИ-80.
Чем же тогда должны заправляться вышеупомянутые автомобили? У них нет другого выхода, кроме как адаптировать свои двигатели к другому бензину. А это недешево, это огромные расходы. К тому же агрегаты некоторых автомобилей не подходят для адаптации.
С этой проблемой к депутатам фракции «Народные коммунисты» в Мажилисе обратились граждане. Недавно депутаты во главе с Айкыном Коныровым поддержали их и обратились к правительству с просьбой отложить повсеместное сокращение производства и продажи бензина АИ-80. Но поддержало ли правительство это обращение, неизвестно.
С. Елеу,
эксперт