Сегодня немало работ реализуется в рамках Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017–2021 годы. Весомый вклад вносит в это Департамент земельного кадастра и технического обследования недвижимости по Алматинской области НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».
Глава государства Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании Правительства РК 9 сентября 2016 года поставил перед Министерством сельского хозяйства конкретные задачи по реализации указанной программы. В этой связи одной из главных целей стало обеспечение производства конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса, востребованной на рынке. Наряду с этим, в число основных задач входят вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию, насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции, а также создание условий для эффективного использования водных, земельных ресурсов путем эффективного применения мер государственной финансовой поддержки, повышение обеспечения товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции техникой и средствами химизации, развитие торгово-логистической инфраструктуры, научно-технологическое, кадровое и информационно-маркетинговое обеспечение.
Агропромышленный комплекс считается важным сектором экономики, формирующим продовольственную и экономическую безопасность страны, а также трудовой и селитебный потенциал сельских территорий. Усиливается экспортный потенциал масличного и мясного секторов, имеющих хорошие перспективы в дальнейшем развитии агропромышленного комплекса Республики Казахстан.
За период независимости было разработано девять программных документов. На их основе была реализована государственная политика в сфере агропромышленного комплекса. Если перечислить программы полностью, то это: Социально-экономическая программа развития села «Ауыл» на 1991–1995 годы и до 2000 года, Концептуальная программа развития агропромышленного комплекса на 1993–1995 и до 2000 года, Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000–2002 годы, Государственная аграрно-продовольственная программа на 2003–2005 годы, Государственная программа развития сельских территорий на 2004–2010 годы, Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса на 2006–2010 годы, Программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса РК на 2006–2010 годы, Программа развития агропромышленного комплекса на 2010–2014 годы и Программа «Агробизнес–2020» по развитию агропромышленного комплекса РК на 2013–2020 годы.
Необходимо обеспечить максимальный охват государственной поддержкой товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции путем создания благоприятных условий и инфраструктуры для первичной переработки, хранения, реализации конкурентоспособной продукции с целью увеличения объема сельскохозяйственного производства и развития экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции с акцентом на востребованные виды пищевой продукции. Государственная программа развития агропромышленного комплекса РК на 2017–2021 годы разработана в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства страны 9 сентября 2016 года, стратегическими целями развития Республики Казахстан, определенными в Плане нации «100 конкретных шагов», и Стратегией «Казахстан – 2050».
Таким образом, указанная программа будет направлена на обеспечение внутреннего потребностей населения по наиболее востребованным видам сельскохозяйственной продукции, определение целенаправленной экспортной политики. Программа разработана на основе интеграции программы развития агропромышленного комплекса «Агробизнес – 2017» и государственной программы управления водными ресурсами Казахстана. Общая площадь сельскохозяйственных угодий Казахстана составляет 177,8 млн. гектаров, из них пастбища – 146,9 млн. гектаров, пашни и залежные земли – 26,7 млн. гектаров, сенокосы – 4,2 млн. гектаров. Наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению качества земель во всех регионах республики, снижению содержания гумуса и питательных веществ в почве, разнообразия растительного состава и его продуктивности, что снижает потенциал сельскохозяйственного производства. Мероприятия по повышению плодородия пахотных угодий и орошению пастбищ не проводятся в полном объеме. Качественными материалами почвенных и геоботанических исследований, характеризующих качественное состояние сельскохозяйственных угодий, обеспечено лишь 27,8 млн. гектаров, что составляет 14,8 процента от общего потребления.
Кроме того, информация о качественном состоянии сельскохозяйственных земель является основой для их рационального и эффективного использования. Помимо этого, качество сельскохозяйственных угодий напрямую влияет на их кадастровую (оценочную) стоимость, которая определяется на основе базовой ставки платы за землю с применением корректирующих коэффициентов. В связи с отсутствием качественных материалов почвенных и геоботанических исследований, коэффициенты применяются по материалам, подготовленным до 1990 года. Результаты вышеуказанных изысканий наряду с другими видами поисковых, землеустроительных и землеустроительно-кадастровых работ обеспечивают формирование сведений Государственного земельного кадастра РК.
Ведение Государственного земельного кадастра осуществляется некоммерческим акционерным обществом «Государственная корпорация «Правительство для граждан» Министерства информации и коммуникаций РК. Финансирование и организацию работ по ведению Государственного земельного кадастра осуществляет Комитет по управлению земельными ресурсами Министерства сельского хозяйства РК. Указом Главы государства № 308 от 18 августа 2016 года «О внесении изменений в Указ Президента РК от 6 мая 2016 года № 248 «О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства» действующий мораторий продлен до 31 декабря 2021 года. Данное решение принято по рекомендации Комиссии по земельной реформе, созданной распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан, и основано на необходимости получения достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения. С этой целью в период действия моратория необходимо провести анализ земельного фонда республики.
В целом для получения достоверной информации о размере сельскохозяйственных угодий необходимо проведение крупномасштабных почвенных и геоботанических изысканий и бонитировка почвы как минимум на 66 млн. гектаров площади. По результатам проведенных изысканий почвенные и геоботанические карты хранятся на бумажных носителях, что несколько затрудняет их использование для оказания услуг населению и заинтересованным государственным органам по предоставлению соответствующей информации. В связи с этим, существует необходимость перевода имеющихся почвенных и геоботанических изысканий в электронный формат и подготовки новых материалов в электронном формате для возможности отслеживания динамики изменения параметров почвенного и растительного покрова на протяжении всего периода их использования с внесением изменений, проведением анализов, формированием необходимых справок, таблиц, диаграмм и т.д.
В рамках программы развития агропромышленного комплекса филиалом НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» по Алматинской области – Департаментом земельного кадастра и технического обследования недвижимости в 2017 году были проведены почвенные изыскательские работы на землях сельскохозяйственного назначения общей площадью 515,0 тыс. гектаров на сумму 272,2 млн. тенге по Панфиловскому, Енбекшиказахскому и Жамбылскому районам Алматинской области. По данной программе в текущем году завершено проведение почвенных изыскательских работ на землях сельскохозяйственного назначения на площади 850,0 тыс. гектаров на сумму 345,8 млн. тенге в Панфиловском и Жамбылском районах, и планируется проведение работ в Кербулакском районе. В настоящее время ведется подготовка для обеспечения необходимым оборудованием, транспортом и современной информационной техникой.
Как было сказано выше, земельные участки сельскохозяйственного назначения переданы в частную собственность, при их передаче государством или государственными землепользователями в аренду базовые ставки платы за земельные участки, размер платы за продажу права аренды и размер платы за установление частного сервитута на земли, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные в землепользование, определяет Правительство РК. А при передаче земельных участков в частную собственность в городах областного значения, городах республиканского значения, Астане, городах областного и районного значения, поселках и сельских населенных пунктах базовые ставки платы за них определяются совместными решениями представительных и исполнительных органов областей, городов республиканского значения, Астаны с учетом местных условий и особенностей. Департамент определяет кадастровую (оценочную) стоимость, выводимую путем применения корректирующих коэффициентов к установленным базовым ставкам платы.
Жанбек АБИШЕВ,
Директор Департамента земельного кадастра и технического обследования недвижимости по Алматинской области НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан»