Ваххабитское течение начало проникать на казахскую землю в годы после обретения независимости. Представители салафитской идеологии сначала открывали в стране благотворительные фонды, курсы религиозной грамотности, учебные заведения по изучению арабского языка и отравляли сознание многих молодых людей. Более того, распространяя бесплатную религиозную литературу, переведенную на русский язык, они смогли привлечь в свои ряды многих наших соотечественников, не обладающих религиозной грамотностью.
В девяностые годы многие молодые люди отправились в арабские страны с целью получения религиозного образования. Среди них были и те, кто, поддавшись влиянию этой идеологии, после завершения учебы и возвращения на родину начали распространять принципы этого религиозного течения. (Шейх Абсаттар кажы Дербисали. Религиозный путь, которого мы придерживаемся. – Астана, 2012. С. 21-22.)
Представители этого течения, не придерживаясь ни одного из 4 мазхабов, следующих пути ахль ас-сунна, считают себя на пути «сунны», «салафами». Считая себя салафами, они не считают грехом проявление агрессии к мусульманину, который не придерживается их убеждений, называя его неверным, многобожником, заблудшим. Они превратили вопросы, относящиеся к уровню ученых, в большие споры, как будто это вопросы, решаемые простыми мусульманами. В случае несоблюдения намаза они считают неверными даже родителей или родственников и разрывают отношения. Они выступали против своих родителей, считая их неверными за несоблюдение намаза, и даже отказывались есть принесенную ими пищу. Они отвергают обычаи и традиции казахского народа, называя следование мазхабам заблуждением. Однако они не признают, что сами являются одним из течений.
Последователи ваххабитского или салафитского направления в нашем веке разделились на несколько течений. Такое разделение присуще всем течениям. Это правда, что любое возникшее течение со временем разделяется на ветви из-за разногласий. Этому разделению способствовало несколько причин. Например, они не смогли договориться по вопросам, касающимся как вероучения, так и политики, таким как «является ли не совершающий деяния неверным или мусульманином?», «можно ли заключать союзы с неверными?», «повиновение правителю», «поддержка или неподдержка политики царя», и разделились на «мадхалитов», «суруритов», «такфиритов». Несмотря на то, что у представителей указанных течений одинаковые учителя и основные источники литературы, они обвиняют друг друга в заблуждении и неверии и считают только себя мусульманами, идущими по прямому пути.
В заключение, есть много аспектов, противоречащих акыде и принципам ханафитского, маликитского, шафиитского, ханбалитского мазхабов у представителей указанного течения. В этом отношении они отнесены к числу заблудших течений.
Применение ими силы и кровопролитие при призыве других мусульман к вере, жизни, поклонению, избеганию нововведений, подобно им самим, противоречит шариату. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Брань мусульманина – распутство, а убийство его – неверие» (Бухари, Иман 36; Муслим, Иман 116).
Смаил СЕЙТБЕКОВ,
Представитель ДУМК по Мангистауской области