ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Бурабай. Легенда и реальность

Бурабай. Легенда и реальность

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
16 апреля, 2018
in В мире
0

«Белый камень, взлетевший в небо,

Подобен легендарному белому верблюду.

Он возвращает пену озеру,

Затеняя березы, как пряди волос.

Здесь собрана суть природы,

Подножие – белые березы, вершина – чинары.

Возвышаясь, как купол Кокше,

Играет, мерцая, зеленый туман».

(Сырбай Мауленов)

Говорят, давным-давно, в незапамятные времена, на берегу нынешнего озера Бурабай обитало белое верблюжье животное. Потомки благородного Ойсыл-кары, священное животное, в годы войн служили защитником и вестником для древних казахов, поселившихся в окрестностях озера. В трудные времена, заблаговременно чувствуя приближение врага, белое верблюжье животное, подобно бушующему шаману, извергая пену изо рта, ревя и издавая протяжные звуки, бродило по горам и камням, подавая народу знак о приближении врага. Тогда мужчины, собравшись, готовились к бою и выступали против врага, а старики и дети прятались в горах и скалах этой местности, спасаясь таким образом.

В мирные дни белое верблюжье животное пребывало в спокойствии, мирно паслось. Однако хитрые враги, исчерпав все свои уловки, выследили и убили белое верблюжье животное. Говорят, что священный Ойсыл-кара, упав на колени, окаменел на месте падения, превратившись в черный камень.

Наши предки издавна называли этот удивительно красивый уголок природы Бурабай. Бура – название верблюда. Народ сохранил вышеупомянутую легенду о верблюдах, обитавших в Кокшетауском регионе. Согласно этой легенде, на одной из гор Кокшетау сохранилось изображение двугорбого верблюда. Самая высокая вершина местности – Кокшетау. Один из панорамных видов – гора Бурабай (690 м), расположенная к югу. Южнее нее находится Щучинское плато, самая высокая точка которого называется «Жеке батыр» (826 м).

У подножия этой горы, на берегу озера Бурабай, расположен поселок Бурабай. Поселок относится к Шортандинскому району Акмолинской области. Население составляет более 30 000 человек.

Поселок и озеро окружены густым лесом и горами различной высоты. Мое внимание привлекло название поселка, состоящее из двух соединенных слов «Бура» и «бай», а также три расположенных в центре ряда каменных насыпи.

Общая длина трех насыпей составляет около 150 метров. В двух местах разрыва отчетливо видны каменные основания. Третья насыпь повернута на восток под углом 45°. Она точно передает изображение верблюда, смотрящего на восток.

Меня поразило то, что крайняя каменная насыпь очень напоминает заднюю часть лежащего верблюда. Длина этой каменной насыпи составляет около 40-50 метров, высота – с 5-6 этажный дом. Ширина – около 30-40 метров. Человек, внимательно присмотревшись, может отчетливо увидеть, что основание насыпи выложено обработанными камнями, середина заполнена грубым камнем, а снаружи она облицована ровными обработанными каменными плитами (почти все древние мавзолеи в Мангышлаке построены таким образом: середина заполнена грубым камнем, а снаружи и внутри облицована обработанными камнями). Это отчетливо видно на передней стороне насыпи.

Средняя часть имеет разрыв около 20 метров, но на земле отчетливо виден каменный фундамент с удаленной верхней частью. Длина второй насыпи составляет около 30 метров, высота также сопоставима с передней насыпью. Каменная насыпь соответствует передней части лежащего верблюда. У правой ноги лежащего верблюда на большом каменном блоке отчетливо виден древний казахский тамга «крест».

Примерно в 200 метрах от этого изваяния верблюда, на берегу озера Бурабай, находится еще одна каменная насыпь. Диаметр около 50 метров, высота также сопоставима с 5-6 этажным домом. Снаружи она круглая, и эта насыпь также облицована обработанными каменными блоками.

На противоположной стороне озера возвышается вершина горы Окжетпес. Форма Бултау также круглая. Основание большое, сужающееся кверху. Она сложена из больших каменных плит, соединенных друг с другом. Внимательный наблюдатель заметит, что одна сторона горы и ее вершина обрушились.

Кстати, об Окжетпесе, площадь Абылай хана рядом с Окжетпесом очень скромная. Национально-исторических мотивов почти нет. Например, если бы по краю площади установили 12-крылую Белую Орду Абылая и разместили вокруг этно-аул, это выглядело бы очень гармонично.

Уменьшенные версии подобных насыпей, называемые «Карауыл тебе», часто встречаются в Караой и на Устюрте Мангышлака.

А. Алексеев, автор трудов «Топографическое описание полуострова Бозашы» и «Топографическое описание участка Северного Устюрта до Жем» середины XIX века, писал о сторожевых насыпях, встречающихся на Устюрте: «…справа от описанной долины, у высокого места, стоит древний памятник, сложенный из больших камней в форме неправильной четырехугольной пирамиды. Его высота – 20, а высота каждой стороны – 30 футов.

Точно такой же остаток пирамиды, называемой насыпью, находится в 20 километрах к северу, а еще один – на горе Токсанбай, недалеко от песков Шагырлы, Шолкум. Но они разрушены наполовину…»

«В 120 километрах к югу от Бейнеу находится насыпь «Конайдын уйиги». Это возвышенность, где батыр Конай Кенжеулы, одна из значимых фигур в истории казахов Мангышлака, вел наблюдение и зажигал сигнальный огонь. Увидев огонь, сторожа в Бозашы и Отпане также зажигали огонь. Таким образом, народ быстро собирался в войско и выступал против врага.

Кто может гарантировать, что эти горы не были построены с такой же целью? А разве древние тамги Танрилик крес не сохранились до наших дней на древних кладбищах Мангышлака?

Самые известные тамги адайцев за последние века – язык, лук и стрела, а также наконечник стрелы. Среди наиболее часто встречающихся тамг на древних кладбищах Мангышлака – крест +, тамга «порог» П и казахская сабля. Это также древние тамги адайцев.

«У адайцев более десяти тамг. Среди них на надгробиях чаще всего встречаются следующие три тамги-стрелы: это не только тамги адайцев, но и огузские тамги. У двух первых стрел наконечники направлены в разные стороны» (Т.С. Досанов «Тайна руники» Алматы-2009. С. 72).

«Встречаемость родовых тамг в виде креста + у некоторых казахских родов побуждает искать происхождение казахских родов со времен поклонения Танри. Известно, что такие тамги встречаются у таких казахских родов, как торткара, телеу, сиргели, керей, адай. Мурат Аджи, активно пишущий о древней истории алтайских тюрков, подробно описывает, что знак креста берет начало со времен поклонения Танри, то есть распространялся среди алтайских тюрков с IV-III веков до н.э. по VII век н.э., и был принесен гуннами в Европу. Подобные знаки есть и в рунических надписях древних тюрков (Т. Омарбеков. Х. Габжалилов «О тамгах древних тюркских и казахских родов» «Алаш журналы» №1 (1), 2005. С. 33).

Здесь следует обратить внимание на то, что во всех древних письменных источниках: «Авесте», «Торе» (Тора) пророка Моисея, Евангелии пророка Иисуса (Библия, взято из казахского слова «Билер билими») и т.д. написано, что человечество впервые познало существование Творца в верблюжьем поселении к северо-востоку от Каспийского моря. Тора точно называет это место Великой горой Синай. Синай – корень слова Син (Сын). От этого корня в казахском языке происходят понятия Сын, Сынды, Сынай, Сынтас, Сынгырлау, Шын, Шынырау, Шындау, Шын, Шындык. Во всех них корень слова Син, Шын, Шын. Все это синонимы. Древняя казахская письменность «Сына» осталась от них. Их первое место обитания – это хребет Мангышлака, то есть Устюрт (Верхняя земля). Там сейчас, на подъеме с Караой Мангышлака на Устюрт, есть перевал Сынды, гора Сынды и колодец с таким же названием. Одна высокая точка этого хребта до сих пор называется «Шын». Во всех исторических летописях говорится, что человечество получило ясное откровение от Великого Творца – Аллаха в верблюжьем поселении к северо-востоку от Каспийского моря. Вот происхождение названия Алшын.

Наш предок казах не зря говорил: «У всех слов один корень, прародитель – Майкы би». Если это так, то у всех творений рук человека, у всех понятий в мире есть начало.

Затем жители той местности в те времена высекли из камня лежащее верблюжье животное. На передней правой ноге они нанесли свой «Танрилик» тамгу «крест». Поселение, гору и озеро они также назвали Бурабай.

К сожалению, «белые верблюды», сообщавшие о приближении врага, утратили свою древнюю мудрость и бдительность. Язык местного населения стал пестрым, и оно оказалось на грани утраты своих родовых обычаев и родословной. Борьба народа за истину, который мог терпеть «до последнего вздоха», кажется, на мгновение остановилась. Однако, как живое свидетельство тех времен, сохранились название Бурабай, руины гигантского изваяния верблюда и только родовая тамга этого народа. Сколько эпох прошло с тех пор. Наш народ, особенно оплот казахов – алшыны, до сих пор помнит и хранит имя того белого верблюда.

В казахской степи, связанной с Бурой и Бурабай, есть Бурабайский район в Акмолинской области, а на хребте Мангышлака (Устюрт) есть местность (долина и колодец) под названием Бурабай.

Бурабай состоит из двух соединенных слов – «бура» и «бай». Согласно правилам словообразования наших предков казахов, «Бура» читается как сын Бая, то есть сын Бая, что означает «сын Бая». То есть звуки-символы «И, Й» где бы они ни употреблялись в слове, несут значение «сын, потомок». Этот символ берет начало от символа «Й», присоединенного к Ада (Отец). Поэтому летописцы называют Адай – владельцем родового очага Адама Ата.

Ойсыл-кара – дух (учитель) верблюда, то есть это означает, что казахи первыми приручили дикого горного верблюжонка.

Ойсыл-кара – первый верблюд двугорбого верблюда (авторское право сохранено).

На земле Западного Казахстана, родине Бекарыса – Алшынов, Младшего Жуза, до сих пор существует кладбище нашего предка Ойсыл-кары в Актюбинской области.

«КЛАДБИЩЕ ОЙСЫЛ-КАРЫ, XVIII-XX ВВ.

Название и время памятника: Кладбище Ойсыл-кары, XVIII-XX вв.

Местонахождение: Хромтауский район, в 35 км к юго-юго-востоку от города Хромтау.

Характеристика: Кладбище Ойсыл-кары является крупнейшим мемориально-религиозным комплексом в Хромтауском районе Актюбинской области. Эпонимом кладбища является святой, дух верблюда и верблюдоводства – Ойсыл-кара. Этот комплекс представляет собой древнее кладбище, состоящее из традиционных памятников, расположенных с востока на запад, насчитывающее 150 захоронений, относящихся к XVIII-XX вв.» (с официального сайта акимата Актюбинской области).

Примечание: Указанные здесь «XVIII-XX вв.» следует отодвинуть на несколько тысяч лет назад.

Бура – самец верблюда (авторское право сохранено).

Бай – прародитель двенадцати родов Байулы.

У казахов, в связи с этим названием Бура, известно имя нашего святого Карабура Аз.

Карабура Аз святой (Бурахан Ази) – означает «Карабура – выдающийся сын казахов». Общий вывод ученых-исследователей заключается в том, что Карабура жил во времена Караханидского каганата.

Карабура – священный святой, достигший высокого уровня в суфийском учении и государственный деятель, неустанно способствовавший развитию этого учения;

Карабура – родовой клич одного из сыновей Жетру, происходящего от Алшына, – тама. Это означает, что род этого святого Карабуры – тама. Название племени тама является измененной формой названия племени «ягма» в государстве Караханидов;

Святой Карабура – современник Ходжи Ахмеда, живший в X-XI веках, человек, который омыл тело Ходжи Ахмеда Ясави, совершил его погребение и провел все похоронные обряды;

Имя святого Карабуры – Актан сопы;

Отец святого Карабуры, Абди тама – активный представитель суфийского учения, державший мечеть. Можно с полным основанием утверждать, что Карабура получил свое первоначальное образование в этом учебном заведении, а затем стал продолжателем этого учения.

Святой Карабура Аз похоронен в городе Созак. При жизни Карабура поражал народ своей справедливостью, прозорливостью, предвидением и чудесными деяниями, и народ называл его святым. Сила духа нашего предка такова, что, хотя прошло около 1000 лет с момента его смерти, жители местного Созакского региона почитают его так, как будто видели его вчера. Место упокоения святого стало местом поклонения для местных жителей, и люди, страдающие различными болезнями и душевными терзаниями, проводят там ночь.

В роду тама есть три ветви: Есенгельды, Жабал и Жоги. Родовой знак: двойной алип, что совпадает с тамгой кыпчаков. Род тама издревле проживает на древней земле кыпчаков, то есть в Южном Приуралье, в верховьях рек Жайык и Тобол.

В XV-XVI веках племя тама под предводительством батыра Шоры играло большую роль в политической жизни Дешт-и-Кыпчака, Казанского ханства, Ногайской Орды. Они самоотверженно сражались при защите города Казань (ныне столица Татарстана) от захватчиков. Песнь «Шора батыр» широко распространена среди народа. Все это свидетельствует об этнической родстве тама с кыпчаками. Родовой клич рода тама – «Карабура». Святого Карабуру Аз до недавнего времени знали все мусульмане. Верблюжье поселение, Карабура, Каратүйе-Маната, Бурабай (Боровое) – все из одного источника. В настоящее время «авторское» право на название «Верблюд» принадлежит Великому Жузу, Ага Арысу казахов. Отсюда и происходит корень слова «Верблюд» (собственный корень) – Үй (Уйсун).

По обычаю, описанному в «Авесте», захоронения людей до сих пор сохранились в некрополе Шакпак ата, расположенном на берегу моря, недалеко от поселка Таушык в Мангыстауской области, Мангыстауского района.

Их религия также была такой же, как и у древних казахов. До ислама казахи поклонялись Танри. Символ «свастика (крест)», упоминаемый в их письменных источниках, встречается на древних кладбищах Мангышлака: особенно на кладбищах Караман ата, Шопан ата, Кусым ата. Мечеть Шакпак ата построена в форме креста. В Мангышлаке много больших сооружений в виде креста внутри круга. Разве шанырак казахской юрты не имеет форму этого символа?

В соответствии с национальной программой Главы государства «Вектор будущего: духовное возрождение», я ПРЕДЛАГАЮ восстановить, то есть реставрировать, это гигантское изваяние с целью оживления нашего национального самосознания. Тогда в этом священном регионе, подобно гигантским пирамидам Египта, появится новый исторический комплекс, известный всему миру, и откроется новая яркая страница казахской истории всему миру.

Кожырбайулы Мухамбеткарим

Previous Post

Ситуация в Сирии: Россия созывает экстренное заседание Совета Безопасности ООН

Next Post

О названии «казах»

Next Post

О названии «казах»

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.