Недавно в социальной сети один из наших современников оказался в беде. Оказалось, что некто тайно использовал все его документы, связанные с жильем. Бедняга, измученный, обращается в НАО «Правительство для граждан», там его направляют туда, сюда. Видя состояние человека, который не может понять, как его личная информация оказалась «в чужих руках», и пребывает в отчаянии, приходится вынести на повестку дня вопрос кибербезопасности.
Существует термин «кибербезопасность». Из него вытекают и другие понятия: киберпространство, киберзащита, кибератака, кибернападение, киберщит и тому подобное. Однако у этого понятия нет единого юридического определения, признанного на международном уровне.
На уровне ООН существует ряд документов, таких как Глобальная программа по кибербезопасности Международного союза электросвязи (МСЭ) или резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «О формировании глобальной культуры кибербезопасности и оценке национальных усилий по защите критически важной информационной инфраструктуры». В этих документах уделяется особое внимание трем аспектам:
1. Неприкосновенность частной жизни.
2. Конфиденциальность, целостность и доступность информации в электронном виде.
3. Безопасное использование информационно-коммуникационных технологий в вопросах обеспечения защиты критически важной информационной и коммуникационной инфраструктуры, взаимодействующей с Интернетом, от вредоносных воздействий программно-техническими методами.
Как решается проблема кибербезопасности в мире?
В Норвегии предъявляются очень высокие требования к компетенции пользователей при использовании новых услуг и устройств. Основная ответственность за обеспечение безопасности информации, систем и сетей возлагается на владельца или оператора. В Эстонии основное внимание уделяется безопасности информационных систем. Финляндия рассматривает кибербезопасность как проблему экономического характера, тесно связанную с развитием финского информационного общества. Словакия рассматривает обеспечение информационной безопасности как необходимое условие для нормального функционирования и развития общества. Основные цели стратегии кибербезопасности Чехии включают защиту информационно-коммуникационных систем от возможных уязвимостей и минимизацию потенциального ущерба от атак