При размышлении о тенгрианстве, прежде всего, следует рассматривать его в системе мировых религий. Только тогда раскроются его особенность и уникальность. В этом отношении особенно целесообразно сравнить его с зороастризмом, имеющим священную книгу Авеста. Прежде всего, оказали ли они влияние друг на друга, если да, то какая из них древнее, кто у кого заимствовал, или же это совершенно чуждые друг другу религии?
Поскольку тенгрианство — это религия, имеющая лишь название, а суть ее сокрыта, давайте сначала рассмотрим зороастризм. Затем тенгрианство можно будет сравнить с китайскими и индийскими религиозными традициями. На мой взгляд, суть тенгрианства — поклонение духам предков. Его природа такова: человека создает Тангра, а после смерти его дух улетает на небо, и он сам становится Тангра. Если подумать, это очень похоже на индийскую идею метемпсихоза. Однако в индийском варианте преобладает идея кармы, или воздаяния. Потому что с каждым новым рождением, совершая грех, ты превращаешься во все более низкое существо. Поэтому главная цель в буддизме — небытие, полное отсутствие этого мира. А в тенгрианстве нет идеи воздаяния или стремления к совершенству. Следовательно, это одна из древнейших религий, гораздо древнее индуизма. Это религия, возникшая в то время, когда сама идея религии только начинала появляться. Но самое интересное здесь то, что человеческая жизнь считается лишь мгновением в вечном круговороте между небом и землей. Следовательно, здесь присутствуют самые ранние признаки идеи метемпсихоза. Метемпсихоз — это временное исчезновение бессмертного вечного духа, который меняет свою форму в зависимости от совершенных им добрых и злых поступков. Однако в тенгрианстве человек не рассматривается как проявление вечного духа. Человек — лишь проявление ограниченной энергии, которая после смерти превращается в безграничную энергию, в Тангра. И когда он становится Тангра, он перестает быть человеком, он лишь поддерживает своих потомков. Однако у этой поддержки есть условие: дух Тангра поддерживает своих потомков только тогда, когда они почитают его, своего предка, как бога. Поэтому казахи, как потомки Тангра, находятся с ним в вечной, неразрывной связи. Следовательно, мы — народ с национальным метафизическим миром. В этом отношении мы похожи на великий еврейский народ. Если вы помните, их бог Яхве заключил договор со своим народом через пророка Моисея.
Потому что, если в прежнем многобожном мире у Бога была жена, то Яхве — единственный. Поэтому отношения Бога и человека для него ценны. Эти отношения, согласно истории евреев, составляют священную историю человечества. Она начинается с сотворения мира и первых людей, затем они впадают в грех и изгоняются из рая, а ее начальное событие — договор Яхве с избранным, несравненным еврейским народом. И этот договор он заключает с пророком Моисеем. Он говорит ему: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»/1/. Затем он называет ему свое имя. Оказывается, значение имени Яхве — это жизнь, или живость, точнее, бытие.
А если говорить о наших предках, они никогда не сомневались в существовании Тангра. Тангра выше любого договора, он был в их внутреннем чутье. Он осыпал утренним светом, вызывал изумление и заставлял щелкать языком. Для тюрков небо и разум были едины. Их объединил Тангра. Разделяет их только смерть. Вспомним Большую надпись Кюль-тегина: «Только Тангра распределяет время. Все сыны человеческие пришли лишь для того, чтобы умереть»/2/. Как видите, здесь нет представления о вечной жизни.
Итак, если говорить о религиозном характере тенгрианства, то в нем есть главная черта. Если латинское слово «религия» означает «связь», то в тенгрианстве эта черта присутствует. Тангра — бог, находящийся в неразрывной связи со своими потомками. Потому что через Тангра они почитают не только абстрактного Тангра, но и духа, ставшего Тангра, или, вчерашнего своего предка. Таким образом, эта связь заключается не в вере в вечную жизнь, а в осмыслении преходящей жизни, в молитве к загробному предку и возвеличивании его славы. Только такой прославленный предок становится Тангра и поддерживает своих потомков. Как видите, в тенгрианстве нет идеи развития, изменения, совершенствования, потому что тюрки настолько верили в созидательную силу Тангра, что не думали, что в них самих есть какой-то недостаток. Разве не лучше верить в изначальную безупречность заблудшего, сбившегося с пути, уставшего человека, чем вести его к совершенству? Это можно увидеть и в знаменитом толгау Шалкииза жырау.
Если бы не было обширной степи Алаша,
Я бы не выбирал коня из арабских!
Если бы он не был как камень для скакуна,
Я бы не надевал халат!
Если бы не было двух подмышек из серебра,
Я бы не жил в вежливости!
Если бы моя жена не была красавицей,
Я бы не держал ее перед собой и не целовал!
Если бы вершина моего шлема
Не была подобна новорожденной луне,
Я бы не жил как батыр /3/!
Из этого мы видим еще кое-что. Тенгрианство больше похоже на идеологию или жизненную философию, чем на религию. Потому что там, где есть религия, сразу появляются церковь, мечеть, муллы, ишаны. Таким образом, религия вместо того, чтобы приближать человека к богу, становится профессиональным инструментом для содержания этих служителей культа. Конечно, не все верующие одинаковы. Бывают шарлатаны, бывают и святые. Тем не менее, любая религия отделяет себя от жизни, создает отличный от себя мир, даже ставит себя выше всех остальных миров и требует от людей лишь подчинения себе. Поэтому религии чаще всего становились причиной не развития, а раздоров, противостояния и даже многовековых войн. А в тенгрианстве, хотя и не было священной книги, была родословная. В целом, тенгрианство — это философия родословной, такую религию называют генотеизмом, то есть почитанием своего происхождения, расы, предков. Поэтому сам бог в этом случае представляется лишь как могущественный предок. Здесь преобладает идея продолжения рода, а не творения. Поэтому главным инструментом тенгрианства являются родословные и эпос, возвеличивающий славу предков. Конечно, здесь хватает и различных обрядов. Кроме того, тенгрианство — это борьба со смертью, поэтому здесь очень развито искусство целительства. Еще одна грань тенгрианства — гадание, ясновидение, предсказание будущего.
Древнейшим и основным источником о религии древних персов является Авеста. Авеста — это аналог слова «знание». Это огромная система священных текстов, которые когда-то распространялись устно, а в I тысячелетии до н.э. были записаны.
Согласно легенде, Авеста состоит из 21 книги, но до нас дошли лишь небольшие отрывки. Более поздняя часть Авесты, «Бундегиш», повествует об истории Заратустры, великого пророка древних персов. Кроме того, он считается автором текстов Авесты. Вариант, составленный с комментариями на поздних формах персидского языка, называется «Зенд Авеста». «Зенд» означает легенда, наследие, пришедшее с легендой.
Самое удивительное, что, хотя авестийская религия считается монотеистической, зороастризм больше похож на политеистическую, мифологическую религию.
Все царство богов четко делится на две части: к первому ряду относятся боги, поддерживающие добро, созидающие, порождающие, а ко второму — отвратительные, дикие, разрушающие, уничтожающие боги. Первые называются Ахура, вторые — дэвы.
Во главе богов добра стоял Ахура Мазда. Прямое значение этого слова — «Мудрый