Что вы представляете, когда слышите «Национальное образование»?
А о чем вы думаете, когда слышите «Национальная наука»?
Если ваше безграничное воображение иссякнет и вы не сможете подобрать нужных слов, взгляните на то, куда достигло мое воображение. Дальше смеяться или плакать – ваше дело.
«Повторение – мать учения». Но не просто копирование. Как у палки два конца, так и у проблемы есть правильная и неправильная стороны. Нужна ли палка только для пастьбы овец? Вопрос в том, за какую ее часть держаться. Мы перепутали истину, взяв за рукоять воткнутую в землю часть, а чистую часть воткнули в землю, запачкав ее. Тому, кто это поймет, откроется великий путь к назиданию и просвещению, и он станет Полярной звездой в мирских знаниях.
Когда мы слышим о китайской и японской образовательной традиции, нам представляется учебная модель, где все одеты в одинаковую форму, безгранично подчиняются вежливости и дисциплине, основанная на определенной гармонии между учителем и учеником. Главная особенность здешней системы заключается в том, что весь процесс основан на дзен (гармонии).
Английская и американская системы образования представляются как традиция обучения, основанная на присущей им свободе и творчестве, где свое мнение открыто выражается. А в восточной или мусульманской традиции можно увидеть систему обучения, где источником знаний является религия, ограниченная определенными рамками, за которые запрещено переступать.
На каком месте по мировому развитию находятся эти страны, которые я назвал? Будь то экономика, политика, социальное положение, демократия, гражданское общество, наука и новые технологии – в какой бы сфере ни посмотреть, эти страны всегда на первом месте. Нравится нам это или нет, но такова реальная правда. Если для Толстого смерть и жизнь были тем, что свело его с ума в пятьдесят лет, то меня лишили сна вопросы «Национальное образование» и «Национальная наука».
Что предстает перед нашими глазами, когда мы слышим «Казахская наука» и «Казахское образование»? Академия наук, построенная недавно, но в стиле, который не является ни английским, ни американским? Представьте себе: сотрите слово «казахский» и орнаменты, написанные на самом видном месте этой Академии. Затем приведите любого человека и спросите, чье это учебное заведение. Я готов поспорить, что даже мы сами не узнаем его, не говоря уже об иностранцах.
Если вы не согласны с моими словами и не осмеливаетесь разрушить ложь, я советую вам не читать эту статью дальше. Даже сейчас вы потратили 3 минуты своей жизни впустую. Потому что правда сильнее, чем мы думаем.
Хорошо, допустим, это наука и образование. Теперь, если стереть орнаменты и казахские названия улиц в любом городе, найдете ли вы признаки, присущие казахам? Если вы приедете в Китай и переименуете тысячу улиц, назвав их именами казахских батыров, вы все равно будете чувствовать себя в Китае. Вот в таком плачевном состоянии находятся наша наука и образование. В нашей стране полно замечательных математиков, но нет специалистов, которые пишут программы для компьютеров. Эти наши математики приглашаются на работу в всемирно известные компании Google, Apple. У нас достаточно сильных физиков и химиков, но нет человека, который бы объединил их для работы над одной идеей, который бы запустил создание новых технологий страны, или, даже если