Любой, кто впервые столкнется с этой темой, может удивиться: «Зачем ворошить старое, когда дело давно решено и забыто?» Но чему тут удивляться, ведь мы сегодня пересматриваем столько всего?! Куда ни глянь, натыкаешься на «белые пятна». Встречаешь вещи, которые стоят с ног на голову. Как-то раз человек, никогда не видевший верблюда, спросил его: «Почему у тебя такая кривая шея?» На что верблюд из рода Ойсылкара ответил: «Ты сам посмотри внимательно, есть ли у меня хоть одно прямое место?» То же самое можно сказать и о науках истории и литературоведения советской эпохи. Особенно в литературе немало вещей, требующих переоценки и исправления, которые до сих пор не нашли своего решения. Одной из таких проблем, которая когда-то была неправильно истолкована и искажена, является айтыс «Біржан-Сара».
Иногда у нас есть привычка спорить даже о самых очевидных вещах. Иначе, чтобы разобраться в правде об этом айтысе «Біржан-Сара», не нужно быть великим мудрецом. Человек, хоть немного разбирающийся в литературе и обладающий наблюдательностью, не станет сомневаться, что это не перепалка двух поэтов, произнесенная наспех в разном стиле, а цельное произведение одного поэта, записанное на бумаге после долгих размышлений и подготовки, в едином стиле. Тем не менее, мы помним, что в сороковые и пятидесятые годы среди литературной общественности шли долгие споры о том, «состоялся ли айтыс между Біржаном и Сарой, и если нет, то кто написал это произведение?» Да, и тогда были те, кто доказывал, что такой встречи в истории не было, и что айтыс написал Аріп Тәңірбергенов от имени Біржана и Сары. Но в те времена, когда ложь катилась в гору, никто не слушал правду. Некоторые выдумали миф: «Біржан и Сара встретились и провели айтыс в Семиречье в таком-то году», и отделили автора произведения от его труда. Таким образом, в литературной жизни было совершено еще одно явное злодеяние.
Лично я, с тех пор как занимаюсь литературой, ни на мгновение не сомневался в том, что айтыс «Біржан-Сара» является произведением одного человека, и что его автором является не кто иной, как Аріп Тәңірбергенов. Когда-то этот айтыс, исполняемый Асетом и другими поэтами, перешагнул границы и достиг казахов Синьцзяна. Там люди знают «Біржан-Сару» только как произведение Аріпа. Ведь Аріпа, служившего переводчиком у русского консула Николая Балкашина в Шауешеке в 1884-1887 годах, хорошо знали люди этой местности. Этот период жизни Аріпа в некоторой степени описан в моем романе «Судьба». В той книге, вышедшей семь-восемь лет назад, открыто написано, что «Біржан-Сара» является произведением Аріпа. Я давно хотел вернуться к этому вопросу и привлечь внимание общественности. На этот раз мне представился случай и побуждение взяться за перо.
Накануне 150-летия великого Абая было опубликовано трехтомное исследование известного ученого Кайыма Мухаметханова «Ученики-поэты Абая». Несмотря на запоздалое издание, это тема, которую Кайым ага непрерывно исследовал в течение полувека. «Терпение – залог успеха», – гласит пословица. Труд ученого, который когда-то был наказан и преследуем за «прославление алашординцев», теперь является огромным вкладом и новаторским открытием в изучении Абая. В этих книгах всесторонне анализируются произведения современников Абая: Акылбая, Магауии, Турагула, Какитая, Аубакира, а также наследие учеников-поэтов Абая: Аріпа, Кокбая, Асета, Уайиса, Муки, и большое место уделяется их ранее неопубликованным стихам и поэмам. Половина третьей книги посвящена жизни Аріпа Тәңірбергенова. В этот раз мы оставим полный анализ и исследование трудов Мухаметханова литературоведам и остановимся только на мнениях ученого относительно произведений Аріпа, в том числе на айтысе «Біржан-Сара», который побудил нас к этому.
В своем исследовании автор всесторонне анализирует поэтическое творчество Аріпа, которое до сих пор не получило должной оценки, и приводит конкретные данные о том, что он был самым выдающимся среди учеников Абая. Аріп – не просто талантливый человек, он был высокообразованным человеком своего времени, учился в мусульманском медресе, а затем с отличием окончил русское училище в Семипалатинске. Он свободно владел арабским, персидским, русским и китайским языками. После смерти Абая мы видим, что молодое поколение стало считать Аріпа своим учителем. Когда Аріп умер в 1924 году, его ученики сочинили множество элегий и с уважением вспоминали имя поэта. Шугыбан Кауметов, который напрямую учился у Аріпа в медресе, оплакивал его так:
Ты, мудрец, последовавший по стопам Абая,
Неустанно боровшийся с невежеством,
Зная языки русских, китайцев, арабов,
Ты взлетел к вершинам науки,
А молодой ангел Шакир Абенов, которому тогда едва исполнилось двадцать, рыдал:
Пала ли могучая львица пяти Баистов,
Разделили горе твое старые и молодые.
Зная двенадцать наук,
Лик солнца озарил твою грудь.
Ты протянул руку к искусству с юных лет,
Закаленный, как сталь из черного камня.
Расправив крылья на Запад и Восток,
Ты открыл лицо скрытого невежеством,
Мухаметханов, таким образом, всесторонне описывая Аріпа как выдающегося, очень талантливого и образованного человека, превосходящего других поэтов, останавливается на айтысе «Біржан-Сара» и приводит неопровержимые доказательства того, что его автором был именно Аріп. В целом, те, кто утверждает, что Біржан и Сара встретились и провели айтыс в Семиречье, попирают исторические факты и совершают явное насилие над наукой; сами возрастные рамки двух поэтов опровергают это предположение.
Например, хотя ученые, такие как С. Муканов, К. Жумалиев, А. Жубанов, Е. Исмаилов, высказывали разные мнения о годах рождения и смерти Біржана, в итоге исследователи пришли к общему выводу: Біржан родился в 1834 году и умер в 1897 году в возрасте 63 лет. Что касается поэтессы Сары, то в десятом томе Казахской энциклопедии четко написано: «Сара Тастанбеккызы родилась в 1878 году и умерла в 1916 году в возрасте 38 лет». Пока никто не подверг этот факт сомнению. В связи с этим общественность Талдыкоргана отметила 100-летие Сары в 1978 году и 115-летие в 1993 году.
Если же обратиться к самому тексту айтыса, то при встрече поэтов Біржану было 37 лет («Мне два года, как исполнилось тридцать пять»), а Саре – семнадцать («В то время семнадцатилетняя поэтесса Сара»). Если считать по возрасту Біржана, то они встретились в 1871 году (1834 + 37 = 1871). А по возрасту Сары, время проведения айтыса приходится на 1895 год (1878 + 17 = 1895). Однако оба эти предположения опровергают факт айтыса. Потому что, если считать, что айтыс состоялся в 1871 году, то Сара еще не родилась. А если остановиться на 1895 годе, то Біржану было не 37, а 61 год. Он не только не мог приехать из Кокшетау в Семиречье для айтыса с Сарой, но и последние несколько лет страдал от тяжелой болезни, «рука утопала в веревке». Об этом сам Біржан ясно сказал:
Тень от сухой березы будет мала,
Зачем юноше печали?
Когда исполнилось шестьдесят лет, пришел «гость»,
Не знаю, что сделает мой Бог,
Удивляешься, что те, кто утверждает, что «Біржан и Сара провели айтыс», не прибегли хотя бы к простой арифметике, приведенной выше, не проводя всестороннего глубокого исследования. Исследователи, заметив атмосферу времени, враждебную Аріпу, просто вынесли решение: «айтыс состоялся».
На самом деле, Біржан сал, за исключением сочинения песен, стихов и некоторых размышлений о настроении, не писал больших эпических произведений и не участвовал в массовых айтысах. Сара тоже. Если бы поэтесса Сара в семнадцатилетнем возрасте вступила в спор с Біржаном и создала такое чудесное произведение, разве она не участвовала бы во многих других равных айтысах после этого? Однако те, кто держал бразды правления в то время, не обращали внимания на такие детали. А Аріп – настоящий скакун, которому нет равных в айтысе. Он сочинял стихи для айтыса как на ходу, так и записывал их. Известно, что Аріп на протяжении всей жизни спорил со словами с Кокбаем, Асетом, а также сочинял и проводил айтысы с поэтами, такими как Боранбай, Куанышбай. А его поэма «Тауке-Уркия», написанная в форме айтыса, очень похожа на «Біржан-Сару» по стилю, использованию слов и возвеличиванию родовых чувств. Однако никто не сравнивал эти произведения.
Для внимательного человека из самой сюжетной структуры «Біржан-Сара» становится очевидным, что произведение написано не участниками айтыса, а третьим лицом. Автор прежде всего представляет поэтов, которые будут спорить, следующим образом:
Дочь поэта Сары Тастанбека,
Родственница Есимбека из рода Найман.
Садыр и Матай собрались на пир,
Пригласили Турысбека в свой аул.
Сара приехала в аул Турысбека,
Забивая стихи, как шерсть, заставляла их звенеть.
В то время семнадцатилетняя поэтесса Сара,
В пустых словах ей не было равных,
Восхваляя Сару до небес и представляя ее перед глазами, а затем:
Аргыны и Найманы знали имя Сары,
Вышли из Аталыка, Каптагая.
Сын Кожагула, красавец Біржан,
Приехал искать Сару откуда-то,
Рассказывается, как он с десятком своих товарищей добрался до аула Сары, как они встретились в ауле хаджи Турысбека. Это авторское повествование, встречающееся в обычных дастанах. Это свойство, присущее дастанным поэтам, таким как Аріп и Асет.
Кроме того, тот факт, что Біржан, будучи из рода Керей, говорит от имени Аргына, а Сара, будучи из рода Матай, кроме Мамана, Турысбека, Есимбека, непосредственно участвующих в событии, не упоминает ни одного человека из своего рода, а восхваляет только деятелей из рода Каракерей, родственного Аріпу, должен вызывать много вопросов. Но, увы, люди того времени не могли уделить внимание таким важным деталям.
Дело в том, что до недавнего времени у нас существовало такое устоявшееся представление. Стоило сказать «айтыс», как мы обязательно понимали это как импровизированное выступление двух поэтов перед народом. Если Біржан и Сара не встречались, мы думали: откуда взялся этот айтыс? И мы искали способы их встречи. Никого не волновало, что такое объемное произведение, как «Біржан-Сара», с глубоким содержанием, столь художественное, богатое яркими сравнениями и эпитетами, упоминающее имена многих людей, не может возникнуть мгновенно, и даже если бы оно было произнесено, его невозможно было бы запомнить в точности. «А вдруг поэты могли написать некоторые произведения в форме «айтыса»!» – такая мысль никому не приходила в голову! Жаль, что молодое поколение не обратилось к Ахмету Байтурсынову, которого знало старшее поколение. Если они боялись, пусть не упоминают имя Ахана, но ведь могли бы учесть его мнение из книги «Пособие по литературе». Ахаң пишет там:
«Хотя айтыс в первоначальный период был действительно состязанием двух поэтов, в последнее время поэты стали сочинять айтысы сами. То есть, они сочиняли слова обеих сторон, делая вид, что это айтыс двух поэтов. Таким образом, «айтыс» стал не настоящим айтысом, а лишь формой произведения. Если поэты хотели выразить несогласные действия, характеры или намерения людей, страны или всего народа, они сочиняли это в виде слов соревнующихся поэтов, а не от своего имени», – сказал великий мудрец. Эти слова как будто сказаны прямо о «Біржан-Сара». Судя по этому, нет сомнений, что Ахаң хорошо знал, как возник этот айтыс и каков смысл его написания.
Доказательства, приведенные исследователем Мухаметхановым о времени создания и причинах написания айтыса «Біржан-Сара», также не вызывают споров. Его предположение о том, что айтыс был создан примерно в 1890-х годах, также убедительно. Ведь «Біржан-Сара» Аріпа был написан как ответ на стихотворение Абая «Я не пишу стихи ради развлечения», в пылу страстей, сразу же. А известно, что стихотворение Абая было написано в 1889 году. Следовательно, время возникновения и распространения «айтыса» можно отнести к 1890-1891 годам. «Мне два года, как исполнилось тридцать пять», – произносимое устами Біржана «тридцать пять» – это, по нашему мнению, возраст самого Аріпа, родившегося в 1856 году. А если Сара в это время была семнадцатилетней, то ее год рождения мог быть чуть позже, в 1873 году.
Что касается причины написания «айтыса», то Абай в упомянутом выше стихотворении строго критиковал излишнюю пышность, унаследованную от восточной поэзии в произведениях Аріпа, говоря: «Здесь нет золотого подбородка, пестрой девушки». В том стихотворении такая критика была высказана и Шакариму, и Кокбаю. Последние двое принимают горькую критику по-братски, а Аріп истолковывает это иначе и обижается, собирая свои вещи. Таким образом, между учителем и учеником впервые возникает трещина.
Конечно, в этом деле не обошлось без влияния древней «соседской вражды» между тобыктинцами и сыбанцами. Если издавна соперничество между аргынами и найманами, тобыктинцами и сыбанцами становилось темой словесных баталий поэтов, таких как Аріп и Кокбай, то в «Біржан-Сара» эта тема достигает своего апогея… На самом деле, Аріп – зять тобыктинцев, рожденный от сестры кокшетауского Каратаи. Поэтому он хорошо знал внутреннюю жизнь тобыктинцев, конфликты между родами. Когда он служил переводчиком в Семипалатинске, он также вмешивался в некоторые дела тобыктинцев. Известно, что когда род Кунанбая отправил семнадцать человек из Жигитека, во главе с Базаралы и Балагыз, в Сибирь, Аріп был на стороне жигитцев. У него даже есть стихотворение, посвященное Базаралы, когда тот вернулся из ссылки, и он специально вышел ему навстречу.
Проклятый Абай, пусть он будет проклят,
Заставил плакать мусульман, сколько раз.
Будучи благочестивым добрым человеком,
Как волк съел своих щенят?
Эти строки, произносимые устами Сары в «айтысе», указывают не на кого иного, как на упомянутых выше жигитцев, отправленных в ссылку. В «айтысе» Абай также подвергается резким словам среди знатных тобыктинцев. Это следует понимать не как полное отречение Аріпа от Абая, а как проявление его родовых чувств или как вызов поэта учителю, когда он вышел из себя.
Если одной из причин, побудивших Аріпа написать «Біржан-Сара», была упомянутая выше межродовая конкуренция, то вторая причина – возвеличивание Сары до небес, желание дать высказаться скорби красавицы, которую поэт не смог достичь и соединиться с ней, очевидна. Дело в том, что Аріп и Сара – не просто знакомые, а настоящие влюбленные. Известно, что Аріп, работая переводчиком в Капальском уезде, много раз встречался с Сарой и испытывал к ней чувства. Сердечные переживания поэта в то время нашли искреннее отражение в его длинном размышлении под названием «Сараға».
С самого начала я избрал тебя для себя,
С тонкой талией, изогнутыми бровями, пальцами, как перо.
Юноше следовало искать,
А жене – ждать и принимать.
Если бы он посмотрел на хорошую девушку, будучи плохим,
Тогда бы юноша потерял интерес,
Ты не отправила бы меня обманом, как других,
Судя по этим строкам, они какое-то время колебались в море любви. Ответное письмо Сары к этому стихотворению также подтверждает наше предположение.
Я погрузился в глубокие размышления, брат,
Я не мог сомкнуть глаз от удивления, брат.
Каждое слово твоего письма, как огонь, обожгло мое раненое сердце, брат.
У меня нет слов, чтобы возразить,
Каждое твое слово, как лекарство, исцеляет болезнь.
Ты был как тополь, защищающий своей ветвью,
Во всем ты удовлетворял мое сердце,
Из этих слов мы видим, что Сара также возлагала на Аріпа большое доверие и высоко его ценила. Кстати, в одном месте вышеупомянутого размышления Аріп напоминает о том, что он написал книгу для Сары.
Я был несчастен, с плачущими глазами, с печальными словами,
С тревогой в глазах, оглядываясь по сторонам.
Я написал книгу ради шутки,
Я несчастен, не сумев осуществить свои мечты…
То, что здесь говорится «я написал книгу», несомненно, относится к айтысу «Біржан-Сара». Сара также придавала большое значение этому произведению и, похоже, всю жизнь гордилась Аріпом. В одном из своих последних стихотворений под названием «Прощай, мой край», поэтесса пишет:
Отдав дань уважения дорогому краю,
Это мое десятисловное слово – подарок.
Я не смог написать книгу,
Поскольку не был так искусен в письме, как Аріп,
Эти строки Сары производят впечатление, будто она, предчувствуя будущие споры о себе, написала их намеренно.
Еще при жизни Абая, когда этот «айтыс» распространился по Арке и Семиречью, никто не сомневался в том, что его автором был Аріп. В этом отношении заслуживает внимания воспоминание Эрхама Какитайулы Искакова, опубликованное в 1940 году в семипалатинской газете «Екпінді»: «Айтыс «Біржан-Сара» был создан давно. Еще при жизни Абая. Было ясно, что этот айтыс создал Аріп», – говорил внучатый племянник Абая. Этот народ, оскорбленный за то, что он задел тобыктинцев, особенно род Кунанбая, сильно возмутился. Поэт тобыктинского рода по имени Куанышбай отправил Аріпу письмо в стихах.
Я трижды передал привет Аріпу,
Ты говоришь, что Биржан и Сара провели айтыс,
Ты был нечестивым человеком, с непокрытой головой,
Ты превратишься в дьявола, когда уйдешь,
В длинном стихотворении, начинающемся так, он всячески оскорбляет и унижает как самого Аріпа, так и его народ… Аріп тоже не остался в долгу и немедленно ответил на стихотворение Куанышбая.
Ты – народ, который ничего не слышал, глупый,
Прислушивается ли собака-землеройка к словам?
Ты говоришь: «Я – отец Куанышбай»,
Кто ты, черт, круглый?
Он унижает Куанышбая, а когда дело доходит до вопроса «Ты оскорбил Абая»:
Абаю нравится, когда его хвалят,
Он как сталь, защищающая двух праведников.
Золото не тускнеет, даже если его испачкают,
Кулак не будет ругаться после крови, –
говорит он, что такой благородный, как Абай, не сломается от какой-либо критики. Видите ли, несмотря на все обиды со стороны родственников, Аріп не оправдывался, говоря: «Я не писал айтыс».
Куанышбай, поэт, использовал упомянутое выше стихотворение в своей статье, опубликованной в полном собрании сочинений Абая в 1933 году. Ильяс Джансугиров также использовал его: «Аріп, переводчик из рода Найман, сочиняющий стихи о айтысе Біржана сала и Сары, заставляет Сару хулить аул Кунанбая… Поэт тобыктинского рода Куанышбай написал следующее стихотворение в ответ на то, что Аріп написал айтыс Біржана сала и Сары со стороны, сочинив стихи от себя». Илекен полностью привел вышеупомянутое стихотворение. Следовательно, Ильяс Джансугиров, земляк Сары, много раз встречавшийся с ней при жизни, хорошо знавший исторические события Семиреченского края, также не сомневался в том, что айтыс «Біржан-Сара» был создан Аріпом.
Исследователь Мухаметханов в своей книге приводит воспоминания некоторых поэтов, видевших Аріпа своими глазами, учившихся у него, заучивших его стихи. Например, такие поэты, как Толеу Кобдиков, Нурлыбек Баймаратов, Куат Терибаев, Сапаргали Алимбетов, Шугыбан Кауметов, Шакир Абенов, Саду Машаков, единодушно отмечают, что они всю жизнь считали «Біржан-Сара» произведением Аріпа. Нет возможности перечислить их всех. Тем не менее, в этот момент уместно привести воспоминания великого жырау Жамбыла.
В 1940 году Кайым Мухаметханов приехал в Алматы с целью издать произведения Аріпа в виде книги и остановился в столице на некоторое время. Однажды он встретился с Галы Ормановым, и, поскольку тот тоже был земляком Сары, спросил его мнение об айтысе «Біржан-Сара».
– Біржан и Сара не проводили айтыс, это пустые слова. Это Аріп, поэт, заставляет их проводить айтыс. Жамбыл тоже знает Аріпа, он упоминает его в разговорах, – сказал Галы ага.
Галы Орманов в то время был секретарем Жамбыла. Услышав это, Мухаметханов ухватился за Галы и попросил записать воспоминания Жамбыла из его уст.
– Хорошо. Через день-два я сам собираюсь поехать к Жамбылу. Поеду и попробую завести разговор, – согласился Галы.
Через десять дней Орманов, сдержав слово, передал Мухаметханову воспоминания Жамбыла. Эти воспоминания, произнесенные устами великого жырау Жамбыла и переписанные рукой великого казахского поэта Галы Орманова, до сих пор хранятся в архиве ученого. Их суть такова:
Тогда Жамбылу было около 45-46 лет. «Я тоже поехал туда, когда услышал, что там есть группа в Узынагаше, – говорит Жаке. – Приехали ребята из Алматы, я остановился в доме, где они жили. Это были образованные, авторитетные ребята… Когда люди попросили, я спел немного песен. Среди гостей был один краснощекий, смуглый парень, который внимательно слушал мои слова. Когда шум утих, кто-то заговорил об айтысе Біржана и Сары. Я знал несколько строк наизусть. «Этот стих сочинил поэт Аріп, вот он», – сказал какой-то парень по имени Сейіт. Этот краснощекий, смуглый парень оказался Аріпом. Он работал в Алматы… Судя по его речи, я подумал, что это тоже своего рода поэт. Когда мы решили познакомиться, я дал ему своего хорошего коня, на котором сам приехал на ту встречу. После этого мы встречались. Он сам сочинял стихи. Он знал наизусть многие части «Біржан-Сара».
Эти слова Жаке полностью соответствуют истине. Действительно, 1888-1895 годы – это период службы Аріпа переводчиком в Капальском и Алматинском уездах. Если такой мастер айтыса, как Жамбыл, с первого взгляда восхитился Аріпом и отдал ему своего коня, то это следует понимать прежде всего как удовлетворение от айтыса «Біржан-Сара».
Здесь стоит отметить один момент: Мухтар Ауэзов также участвовал в спорах об айтысе «Біржан-Сара». В предисловии к полному собранию сочинений Абая в 1933 году Мухаң открыто заявил: «Айтыс «Біржан-Сара» создал Аріп», но через пятнадцать лет он отказался от этого мнения. В первом томе «Истории казахской литературы», вышедшем в 1948 году: «Есть мнения, что этот айтыс создал поэт Аріп. Это ошибочное мнение. На самом деле, айтыс между Біржаном и Сарой состоялся… Аріп – один из таких сказителей и первый, кто записал его на бумаге», – он низводит автора до уровня простого переписчика и редактора. Те, кто утверждал, что айтыс состоялся, использовали эти слова Ауэзова в качестве аргумента.
Что стало причиной того, что Мухаң, так хорошо знавший окружение Абая, высказывал разные мнения об Аріпе в разное время? По нашему мнению, писатель пошел на такое изменение сознательно. Первое мнение, высказанное в 1933 году, – это искреннее, выросшее из давних убеждений, истинное мнение, а второе – это вынужденный «ход» в соответствии с требованиями времени и обстоятельствами эпохи. Иными словами, это попытка сохранить «Біржан-Сара». Ведь в конце тридцатых годов время резко сузилось, и все ученики Абая подвергались очернению как «алашаординцы». Аріп тоже был в тот период, когда его политическая сторона еще не была раскрыта. В такой ситуации приписывание произведения, считающегося одним из жемчужин казахской поэзии, отдельному автору с неопределенным будущим было рискованным. Чтобы сохранить как произведение, так и оперу «Біржан-Сара», поставленную на его основе, было гораздо выгоднее сказать, что «Біржан и Сара провели айтыс», чем то, что его создал Аріп. Возможно, именно поэтому такие люди, как Мухаң, прекрасно разбирающиеся в литературе, не обращали внимания на очевидные факты.
А почему Аріп Тәңірбергенов сам не заявил права на созданное им произведение? Как мог такой поэт, как Аріп, хорошо знавший издательское дело и ранее сам издававший свои книги «Қисса Зияда-Шахмурат», «Қисса Қожа Ғапан», «Қисса Таһир», «Қисса Баһрам» в Казани, не опубликовать «Біржан-Сара» под своим именем? Что касается того, как оно попало в руки какого-то Жусупбека Кожа Шайхулислама, то и на эти вопросы несложно ответить.
На самом деле, даже если Аріп и создал «Біржан-Сара», он не обнародовал это, говоря: «Я написал этот айтыс». То, что он написал это произведение в форме айтыса, а не дастана, также было способом сохранить свое имя в тайне. Поэт, казалось, хорошо знал, что после распространения айтыса он окажется между двух огней и подвергнется давлению с обеих сторон. С одной стороны, это был род тобыктинцев, обиженный на резкую критику, а с другой – знатные матайцы, которые, не отдав свою красавицу Сару замуж, заставили ее плакать, продав ее за скот. Хотя в «айтысе» казалось, что он поразил обе стороны одним выстрелом, произнеся слова от имени Сары, обиды родственников, конечно, не были легкими. Поэтому Аріп скопировал «Біржан-Сара» в большом количестве экземпляров и распространил по всей стране, оставаясь в тени. Кроме очень близких и доверенных людей, он никому ничего не говорил об этом.
В этом отношении заслуживают внимания воспоминания народного поэта Нурлыбека Баймаратова из книги Кайыма Мухаметханова: «В 1922 году я жил по соседству с Турагулом, сыном Абая, в доме № 21 по улице Потанина в городе Семипалатинске, – говорит Баймаратов. – Однажды Тураш сказал: «Аріп, Кокбай и другие люди пришли к нам. Я познакомлю тебя с ними» и отвел меня к себе домой.
Аріпу в то время было за шестьдесят. Они с Кокбаем перебрасывались словами и шутили. Среди гостей был Абикей Сатпаев, брат Каныша, которого я знал… После того, как было спето немало песен, Абикей обратился к Аріпу:
– Вы написали этот «Біржан-Сара»? – спросил он. Аріп помолчал некоторое время, а затем ответил:
– Да, я написал этот айтыс по одной причине. Я не знаю, сколько вины в этих словах, но я написал его как айтыс Біржана и Сары.
Из этого отрывка мы видим, что Аріп не любил говорить об «Біржан-Сара» где попало, и особенно смущался перед потомками Абая.
Что касается Жусупбека Кожа Шайхулислама, который издал «Біржан-Сара» в Казани, то он был человеком, проделавшим большую работу по сбору и изданию народных казахских песен. Жусупбек, окончивший медресе в Аягозе и хорошо знавший арабский, персидский и чагатайский языки, ранее издавал как отдельные книги в Казани поэмы «Алпамыс», «Кыз Жибек», «Айман-Шолпан». Одна из версий «Біржан-Сара», которая переходила из рук в руки и распространилась среди народа, попала в руки этого Жусупбека Кожа, и он издал ее в Казани в 1898 году под названием «Қисса Біржан сал мен Сара қыздың айтысқаны». Само слово «қисса» здесь должно было многое подсказать. Однако Жусупбек ввел в заблуждение публику, заявив: «Я записал этот айтыс со слов девушки».
Дело в том, что у этого Жусупбека Кожа, проделавшего немалую работу по сбору народного наследия, было немало неблаговидных поступков. Иногда он присваивал народные песни, говоря, что написал их сам, и добавлял к ним свои слова. Он полностью присвоил «Айман-Шолпан», а также «приложил руку» к поэме «Кыз Жибек», написав: «Эта Жибек распространилась от меня, став дастаном». В конце книги «Біржан-Сара» он без зазрения совести написал письмо Ахметкериму, издателю в Казани, в стихах, к стихотворению Абая «Молодые люди, игра – дешевка, смех – дорого». В изданной им версии «айтыса» есть и другие искаженные места. В версии Жусупбека: перед тем, как рассказать дастан, Сара приходит к нему и изливает свою печаль. Слова, которые в оригинале Сара говорит хаджи Турысбеку:
Помоги мне, герой Каптагай, предки мои,
Я постараюсь донести свои слова.
Кажеке, я давно не решалась,
Расскажу вам всю свою печаль.
О, Кажеке, проклятый день женщины,
Не имеющей власти над собой, –
эти слова в книге Жусупбек Кожа изменил, обратив их к себе.
Помоги мне, герой Каптагай, предки мои,
Выслушай мои слова, друг, если сможешь (?).
Будучи белым костью, потомком пророка,
Я пришел, чтобы ты услышал мои слова (?)
О, господин, проклятый день женщины, –
и так далее. Как видите, здесь Сара сама ищет Кожа, говоря «потомок пророка, белый кость». Она умоляет странствующего проповедника: «О, господин». Таким образом, Жусупбек Кожа восхваляет себя устами Сары. Теперь понятно, зачем ему понадобилось «записывать айтыс со слов девушки».
В заключение хочется сказать: пришло время положить конец спорам об айтысе «Біржан-Сара», которые когда-то вызвали большой шум, но не нашли правильного решения. Драгоценное наследие, которое долгие годы было жертвой несправедливости и заблуждений, должно наконец обрести своего владельца. Только тогда дух Аріпа, поэта, которого долгие годы лишали его лучшего произведения, будет доволен нами. Если учесть, что в следующем году исполнится 140 лет со дня рождения Аріпа, то это будет та истина, которую мы будем громко провозглашать во время его юбилея.
Некоторые, возможно, в этот момент предостерегут: «Если мы скажем, что айтыса не было, не будет ли это умалением поэтического таланта Сары?» По нашему мнению, нет никаких оснований так думать. От того, что Сара не участвовала в айтысе с Біржаном, ее личность не станет меньше. Ее поэтический талант подтверждается другими ее стихами. Напротив, освободившись от лишнего бремени и споров, которые могли бы опорочить ее дух, прекрасная дочь казахского народа, став бессмертным персонажем поэта, которого она когда-то любила, будет жить вечно в памяти поколений, как Тогжан Абая, Татьяна Пушкина. Вместо прежнего «Біржан-Сара» возникнут совершенно новые, но основанные на реальных легендах произведения «Аріп и Сара».
Кроме того, есть нечто высшее, чего никто не может обойти, – это истина, господа. Как долго мы будем держать бедную правду в цепях, потому что она кому-то невыгодна или противоречит кому-то? Обычно в зале суда свидетели дают клятву: «Я скажу правду, только правду!» Было бы неплохо, если бы и мы, пишущие, принесли такую же клятву перед историей. Как показало время, судья, выявивший ошибки старшего поколения, наконец-то предстанет перед нашими глазами, не взирая на лица, весы справедливости, которые не смотрят на лица, несомненно, предстанут перед нами завтра. Если мы не расскажем правду своего времени без утайки, не будем оглядываться назад и вперед и передадим историю в чистом виде, будущие поколения не простят нас.
Кабдеш Жумадилов,
1995 год.
Национальный портал