14 марта — это День встречи, который отмечают жители западного региона Казахстана. Көрісу (в Мангистауской области называется «Амал мерекесі») — это древняя традиция, сохранившаяся в западных регионах Казахстана и приграничных с Россией областях.
В День встречи люди радуются тому, что благополучно пережили зиму, и пожимают друг другу руки. Как только забрезжит рассвет, каждая семья, с нетерпением ожидающая праздника встречи, накрывает заранее приготовленный дастархан. Обязательно пекут бауырсаки и обильно ставят их на дастархан вместе со сладостями. Младшие члены семьи подают старшим руки обеими руками и здороваются. Они говорят друг другу: «Бір жасыңмен!». Это означает «С совершеннолетием! С достижением этого года! С благополучным достижением этого года!». Затем каждая семья встречается с соседями. Младшие члены семьи заходят в дома старших и здороваются. Обязательно каждый человек должен зайти в три дома, то есть до обеда успеть зайти в три дома и поздороваться. Маленьким детям матери дают небольшие пакеты. Ребенок, зайдя в дом, чтобы поздороваться, угощается с дастархана и кладет в пакет бауырсаки и сладости. Казах всегда особо почитал дастархан. Этот обычай возник из желания, чтобы наши дети были сыты весь год, чтобы наш дастархан был обильным, чтобы наши отношения не были омрачены.
Этот путь, ведущий к миру, очень близок и исламским принципам. Праздник встречи отмечается в Западно-Казахстанской, Атырауской областях и некоторых районах Актюбинской области, в соседних российских Астраханской, Саратовской, Оренбургской областях, в Каракалпакстане. В Мангистау праздник Амал начинается 14 марта и продолжается. В последние годы в Казахстане расширяется охват праздника.
О происхождении этого праздника доцент Западно-Казахстанского государственного университета имени М. Утемисова, кандидат исторических наук Жанабек Жаксыгалиев рассказывает следующее:
«Это один из особых процессов казахского народа, который ведет подрастающее поколение к уважению и милосердию, единству и смирению, миру и братству.
Казахский народ начинает год 22 марта, в день равноденствия. Однако западный регион Казахстана отмечает начало года не 22-го, как в других местах, а 14 марта.
Западные казахи до недавнего времени использовали арабские названия месяцев. Они назывались: Дэлу, Ут, Амал, Сауир, Саратан, Зауза, Асет, Сумбиле, Мизан, Акырап, Кауыс, Жеды. Они начинали новолуние с 14-го числа каждого месяца по нашему исчислению. То есть, 14 марта по-нашему считалось новолунием. В нашем крае достаточно пословиц и поговорок, связанных с этими старыми (арабскими) названиями месяцев.
Казах говорит: «Таразыда таң суыйды, Сүмбіледе су суыйды». В Асете (июль, июль) на рассвете восходит звезда Весы. Это сказано в связи с прохладой утра в это время. Такие примеры можно приводить и дальше.
Когда и как появилось Көрісу? Почему эта традиция не встречается в других регионах Казахстана? Каковы возможные причины возникновения этого обычая? Пока в отечественной исторической науке нет четкого научного ответа на этот вопрос. Однако существуют различные предположения и догадки.
Археолог-ученый Андрей Астафьев попытался научно объяснить эту традицию. Долгое время изучая историю Мангистауского края, он пришел к выводу, что корни праздника Амал уходят в монгольские и тувинские народы. Согласно легендам рода Адай, люди пришли в Устюртский регион и на Мангистауский полуостров с востока. Возможно, они принесли с собой свою календарную систему. В монгольском календаре неделя состояла из девяти дней. Сам календарь начинался с 22 декабря. Календарь разделен на четыре сезона (весна-лето-осень-зима) на периоды по девять дней. Новый год начинается с периода зимнего солнцестояния, и с тех пор продолжительность дня увеличивается. А период с 23 декабря по 14 марта — это период таких девяти зимних недель. 14 марта наступала весна, листья были в бутонах, и кукушка пела. Девятый день весны отмечается как день равноденствия.
Некоторые имеющиеся разрозненные данные дают понять, что 14 марта в других регионах Казахстана также отмечался как великий день Улыс. Этнограф Серик Ергали пишет: «На самом деле наш народ праздновал Наурыз целый месяц, начиная с первого дня марта (по старому стилю — 1 марта, что соответствует нынешнему 14-му). Великий казахский ученый Машхур Жусуп Копейулы в своих записях пишет, что проводится 8-дневный наурыздама. По старому стилю: 1-8 марта, по нынешнему календарю — между 14-21 марта».
А в записях Ахата, сына гениального поэта Шакарима, говорится: «14 марта — 1 марта по старому стилю. Отец сказал: сегодня 1 марта по старому стилю, казахский Новый год — великий день Улыс. Прежнее название Нового года — Наурыз, что на персидском означает новый день». Есть такое доказательство того, что начало Нового года — Улыс: «Если в день Улыса казан будет полон, то год будет урожайным. Если получишь благословение от старшего, то путь будет удачным».
Наркомат Советов народных комиссаров ввел в действие декрет от 24 января 1918 года «О введении в Советскую власть западноевропейского календаря». К этому времени разница между двумя календарями достигла 13 дней. Старый календарь был закрыт 31 января 1918 года, и следующий день отсчитывался с 14 февраля.
Систематизируя эти данные, мы приходим к выводу, что одни ученые считают это традицией, идущей от южносибирских тюрков, другие связывают ее с изменением Григорианского календаря.
В конечном итоге, среди историков нет единого мнения о том, когда День встречи появился на исторической арене. Поэтому его происхождение все еще требует всесторонних, детальных исследований.
Некоторые наши коллеги ищут возникновение данной традиции в географических особенностях нашего региона. Говоря подробнее, они выдвигают тот факт, что предки, жившие в Западно-Казахстанском регионе, на протяжении веков занимались в основном кочевым скотоводством. Например, когда снег таял и земля начинала оттаивать, разбросанный по бескрайней степи народ искал своих родственников и близких, и они с тоской встречались друг с другом.
В связи с этим стоит обратить внимание и на то, что есть писатели, которые искажают исторический смысл традиции и поднимают вопрос о неправильном добавлении слова «Айт» к этому национальному празднику. Открыто говоря, называть Көрісу «Айт» в корне неправильно. Потому что Айт — это религиозный праздник. В нашей религии после Оразы отмечается трехдневный Айт, а затем через семьдесят дней — Курбан Айт. Айт не имеет никакого отношения к Көрісу. Поэтому мы, как народ, должны отмечать Көрісу в национальном стиле, в соответствии с нашими обычаями и традициями.
«Подводя итог, можно сказать, что в эпоху глобализации, как сегодня, единственной гарантией сохранения казахского народа как нации и государства является усиление национального иммунитета, сохранение наших национальных обычаев и традиций, привитие наших национальных ценностей сознанию молодого поколения. Поэтому нет ничего лишнего в праздновании праздника Көрісу, который ведет к единству народа и согласию. С праздником, соотечественники!», — подытожил свои мысли Жанабек Жаксыгалиев.
Стоит отметить, что некоторые эксперты связывают Көрісу с переходом от Юлианского календаря к Григорианскому. Однако, если посчитать, это не имеет смысла. Көрісу в первую очередь связано с кочевым образом жизни казахского народа. В прежние времена основным занятием казахов было скотоводство, поэтому у каждого рода были свои места для весенних пастбищ (көктеу), летних пастбищ (жайлау), осенних пастбищ (күздік) и зимних пастбищ (қыстау).